Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"
Оценка 5

Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
8 кл
01.06.2017
Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"
Все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями поведения детей: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям. Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать подростков нелегко. Вместе с тем многие учителя умеют продуктивно и эффективно работать с подростками, потому что проявляют терпение и знают об их возрастных особенностях. В данной разработке представлен алгоритм работы классного руководителя с детьми "группой риска"
работа с группой риска.docx
Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска" Все   педагоги   сталкиваются   в   работе     с   подростками   с   трудностями,   которые вызваны особенностями   поведения   детей:   неадекватность   поступков,   склонность   к конфликтам,   эмоциональная     неустойчивость,     резкие     колебания     самооценки,    аффективные   вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям.   Уже   одно   это   перечисление   говорит   о   том,   что   воспитывать   подростков нелегко.   Вместе   с   тем   многие   учителя   умеют   продуктивно   и   эффективно   работать   с подростками, потому что проявляют терпение и знают об их возрастных особенностях. Алгоритм работы классного руководителя с детьми "группы риска" Сбор   информации,   изучение,   анализ   влияний   окружающей   жизни.   На   этом 1.  этапе   (совместно   с   психологом)   осуществляют   анализ   проблемы:   (ребенок   боится экзаменов,   не   хочет   ходить   в   школу,   плохая   компания...),   осуществляют   постановку психолого­педагогического диагноза. 2. Формулировка целей и задам работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и   средств   воздействия   на   ребенка   на   его   социальную   ситуацию   (беседы,   консультации, игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим. 3. привлеченных специалистов и др. 4. Составление   плана   работы с   указанием   сроков,   методов   воздействия, Реализация плана: включение в воспитывающую общественно значимую деятельность, оптимизация общения в ходе воспитательного процесса, преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье, изменение   классным   руководителем   стиля   взаимодействия   с   учащимся,   с коллективом,   регулирование отношений с семьей, анализ   реальных   и   предполагаемых   классным   руководителем   задач   и      воспитательных ситуаций, дискуссии, коррекционно­развивающие игры, специальные тренинги. Осуществление   промежуточного   контроля,   оценка полученных   результатов, 5. корректировка плана. 6. Подведение итогов работы. При   разработке   стратегии   работы   с   такими   детьми   учителям   и   родителям, необходимо   понимать,   что   за   любым   проблемным   поведением   школьника   стоят определенные   мотивы.   Причем,   одно   и   то   же   поведение   может   быть   вызвано   разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого ­ компенсацией повышенной   тревожности.   Соответственно,   воспитательная   стратегия   в   каждом   случае будет   выстраиваться   индивидуально,   исходя   из   понимания   причин   поведения   ребенка. Таким   образом,   педагогам   и   родителям   необходимо   выяснить   мотивы   поведения "трудного" ребенка, т.е. понять его. Первый   этап:   понимания   проблемы,   этап   выяснения   причинно­ следственной        связи поведения "трудного" школьника. Второй этап  воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к "трудному" ребенку.   В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу,   страх,   огорчение   и   др.,   которые   парализуют   творческий   подход   к   выбору нестандартных стратегий вашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются  естественными      и      нормальными      для      педагогов      и     родителей      и      вряд      ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену   инерции   стереотипов. Умение педагога  и   родителя   увидеть     себя   глазами ребенка,   поставить   себя   на   его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам ­ вот шаги, позволяющие принять "трудного" школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, "очеловечивания" воспитательной стратегии к "трудному" школьнику. Третий этап: применения воспитательных воздействий к "трудному" школьнику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребёнок пожелает изменить свое негативное поведение.        Итак,   понять,     принять,   помочь ­ основа психолого­педагогического подхода к "трудному" ребенку. Для детей «группы риска» очень важно: 1.  Освобождение от груза негативных переживаний. 2.  Восстановление позитивного отношения к миру. 3.  Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.      При работе с этими детьми, следует помнить о том, что у большинства из них ­ очень сложная семейная ситуация:  некоторые из них потеряли родителей;  семьи этих детей испытывают жилищные и материальные затруднения;  многие   родители,   сами   находятся   в   постоянном   стрессе,   и   не   могут   в   полном объёме помочь своим детям. Необходимо: 1. Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями. 2. 3. 4. Обсудить   с   ребёнком   возможное   расширение   круга   его   интересов,   занятий,   в которых он мог бы проявить свою успешность и способности. Постараться   обеспечить   ребёнку   поддержку   со   стороны   сверстников,   значимых взрослых, родственников. Постараться   помочь   ребёнку   осознать   свои   трудности,   позволить   выразить   свои мысли и чувства.       Бывает и так, что ребёнок рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но мы   не   слышим   его,   мы   не   умеем   слушать.   Поэтому,   очень   важно   овладеть   приемами "эмпатического слушания". Во всех случаях, когда ребёнок обижен, расстроен, рассержен ­ первое, что необходимо сделать,   дать   ему   понять,   что   вы   понимаете   его   переживания,   "слышите   его", сопереживаете ему. Задачи коррекционной работы классного руководителя с детьми "группы риска" 1.     Выявление  и  изучение  неблагоприятных   (психогенных и  дидактогенных)  факторов социальной   среды   (семья,   школа,   улица),   травмирующих   ребенка,   нарушающих   его психическое развитие. 2. Формирование   характера   и   личности,   преодоление   микросоциально   ­ педагогической запущенности. 3. 4. Помощь   в   разрешении   психотравмирующих   ситуаций, благоприятных   взаимоотношений   с   окружающими, социального статуса личности, создание ситуации успеха.   формирование   повышение   (изменение) Формирование   эмоциональных   и   социальных   способов   совершенствования   и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических). Что является показателями к использованию коррекционной функции:  Нарушение   коммуникации   (связей)   в   системах   "ребенок­ребенок",   "ребенок­ взрослый", "ребенок­коллектив".  Низкий   уровень   социальных   достижений   личности   и   коллектива,   значительно расходящийся с потенциальным уровнем.  Наличие   поведения,   отклоняющегося   от   социальной   нормы,   демонстративный, систематический отказ от выполнения педагогических требований;  Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность. Способы и формы работы классного руководителя с детьми "группы риска"  Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.   Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.   Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.   Изменение    классным     руководителем    стиля    взаимодействия    с     учащимися, коллективом.   Регулирование отношений с семьёй.  Анализ    реальных    и    предполагаемых    классным   руководителем    задач    и воспитательных ситуаций.   Дискуссии, коррекционно­развивающие игры, специальные тренинги.

Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"

Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"

Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"

Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"

Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"

Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"

Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"

Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017