Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
8 кл
01.06.2017
Все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями поведения детей: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям. Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать подростков нелегко. Вместе с тем многие учителя умеют продуктивно и эффективно работать с подростками, потому что проявляют терпение и знают об их возрастных особенностях.
В данной разработке представлен алгоритм работы классного руководителя с детьми "группой риска"
работа с группой риска.docx
Основные направления работы классного
руководителя
с детьми "группы риска"
Все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые
вызваны особенностями поведения детей: неадекватность поступков, склонность к
конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки,
аффективные вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по
отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и
поучениям. Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать подростков
нелегко. Вместе с тем многие учителя умеют продуктивно и эффективно работать с
подростками, потому что проявляют терпение и знают об их возрастных особенностях.
Алгоритм работы классного руководителя с
детьми "группы риска"
Сбор информации, изучение, анализ влияний окружающей жизни. На этом
1.
этапе (совместно с психологом) осуществляют анализ проблемы: (ребенок боится
экзаменов, не хочет ходить в школу, плохая компания...), осуществляют постановку
психологопедагогического диагноза.
2.
Формулировка целей и задам работы, оценка и выбор методов, приемов, условий
и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации,
игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление
отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному
явлению (фактору, влиянию), к другим.
3.
привлеченных специалистов и др.
4.
Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия,
Реализация плана:
включение в воспитывающую общественно значимую деятельность,
оптимизация общения в ходе воспитательного процесса,
преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье,
изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимся, с
коллективом,
регулирование отношений с семьей,
анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и
воспитательных ситуаций,
дискуссии, коррекционноразвивающие игры, специальные тренинги.
Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов,
5.
корректировка плана.
6.
Подведение итогов работы.
При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям,
необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят
определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными
мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано
стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого компенсацией
повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка.
Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения
"трудного" ребенка, т.е. понять его.
Первый этап:
понимания проблемы,
этап выяснения причинно
следственной связи поведения "трудного" школьника.
Второй этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего
отношения к "трудному" ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные
стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или
иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением
детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние,
тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору
нестандартных стратегий вашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное
поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и
родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать
бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в
плену инерции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами
ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах,
но и о его чувствах к нам вот шаги, позволяющие принять "трудного" школьника
таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, "очеловечивания"
воспитательной стратегии к "трудному" школьнику.
Третий этап: применения воспитательных воздействий к "трудному" школьнику –
будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых
двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители
понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок
будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только
тогда ребёнок пожелает изменить свое негативное поведение.
Итак, понять, принять, помочь основа психологопедагогического подхода
к "трудному" ребенку.
Для детей «группы риска» очень важно:
1. Освобождение от груза негативных переживаний.
2. Восстановление позитивного отношения к миру.
3. Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.
При работе с этими детьми, следует помнить о том, что у большинства из них очень
сложная семейная ситуация:
некоторые из них потеряли родителей;
семьи этих детей испытывают жилищные и материальные затруднения;
многие родители, сами находятся в постоянном стрессе, и не могут в полном
объёме помочь своим детям.
Необходимо:
1.
Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки
этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны
испытывать вину за происходящее с их родителями. 2.
3.
4.
Обсудить с ребёнком возможное расширение круга его интересов, занятий, в
которых он мог бы проявить свою успешность и способности.
Постараться обеспечить ребёнку поддержку со стороны сверстников, значимых
взрослых, родственников.
Постараться помочь ребёнку осознать свои трудности, позволить выразить свои
мысли и чувства.
Бывает и так, что ребёнок рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но
мы не слышим его, мы не умеем слушать. Поэтому, очень важно овладеть приемами
"эмпатического слушания".
Во всех случаях, когда ребёнок обижен, расстроен, рассержен первое, что необходимо
сделать, дать ему понять, что вы понимаете его переживания, "слышите его",
сопереживаете ему.
Задачи коррекционной работы классного
руководителя с детьми
"группы риска"
1. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных и дидактогенных) факторов
социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его
психическое развитие.
2.
Формирование характера и личности,
преодоление микросоциально
педагогической запущенности.
3.
4.
Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций,
благоприятных взаимоотношений с окружающими,
социального статуса личности, создание ситуации успеха.
формирование
повышение (изменение)
Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и
саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).
Что является показателями к использованию
коррекционной функции:
Нарушение коммуникации (связей) в системах "ребенокребенок", "ребенок
взрослый", "ребенокколлектив".
Низкий уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно
расходящийся с потенциальным уровнем.
Наличие поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный,
систематический отказ от выполнения педагогических требований;
Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность.
Способы и формы работы классного
руководителя с детьми "группы риска"
Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.
Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.
Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе. Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися,
коллективом.
Регулирование отношений с семьёй.
Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и
воспитательных ситуаций.
Дискуссии, коррекционноразвивающие игры, специальные тренинги.
Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"
Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"
Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"
Основные направления работы классного руководителя с детьми "группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.