Всекубанский классный час «Семья и отечество» был проведён в 8 классе 24 мая 2017 года.Были приглашены гости, которые не только рассказали о себе, своих предках, но и поучаствовали в  дальнейшем проведении мероприятия. Ребята вспомнили стихи и пословицы о семье и Родине, составили о них синквейн. В итоге было оформлено генеалогическое дерево класса.
            
        
        
        
                    
                
                    Всекубанский классный час: «Семья и отечество».
Цель:   создание   педагогических   условий   для   осознания   обучающимися
ценности семьи и Отечества.
Задачи:
 определить роль и значимость семьи, Отечества в жизни каждого 
человека;
 формировать представления о семейных ценностях и их значении для 
личности и российского общества (Отечества);
 формировать личностное отношение обучающихся к социальным и 
семейным ценностям;
 определять взаимосвязь семейных ценностей и ценностей российского 
общества в целом;
 развивать умение анализировать информацию, аргументированно 
высказывать свою точку зрения;
 выявлять духовные ценности, сформировавшиеся в семьях 
обучающихся;
 формировать ценностные ориентиры обучающихся по отношению к 
семье, к Отечеству.
Оборудование: Выставка рисунков «Моя семья», нарисованное дерево, 
листики, плакаты с пословицами о Родине и семье. 
(слайд 1) Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
 Л.Н. Толстой.
Организация класса.
Ход мероприятия:
Учитель: Улыбнёмся солнышку, дадим друг другу руку – поднимем 
настроение себе и другу.
Учитель: Подайте руку соседу и пустим по кругу искорку хорошего 
настроения.
Учитель: Тема нашей сегодняшней встречи обозначена ребусом 7Я.
Учитель: Тема классного часа лиричная:
Место личного в общем строю,
Чтобы крепла ячейка первичная,
Всесторонне обсудим семью. (слайд 2)
Учитель: Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с 
первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам 
плохо, трудно, если случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, 
успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы,бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам
люди, наша опора на всю жизнь.
Учитель: Так что же самое ценное есть у человека? (слайд 3)
Стих (читает ученик) 
Самое ценное на свете,   
Где жизнь и сущность бытия,
Где радостно смеются дети –
Твоя счастливая семья.
Если печаль средь дня тревожит,
Страх одолеть решил тебя,
Проблемы пережить поможет,
Поверь, только твоя семья.
Учитель: Именно в семье ребёнок впервые испытывает глубокую радость от 
согревающей родительской любви, что является залогом его уверенного 
вступления в большую сложную жизнь. Здесь он учится видеть прекрасное и 
постигать секреты общения между людьми.
Учитель: Здесь передается мудрость от одного поколения к другому, 
уходящая корнями в вечность. Основное назначение семьи – вырастить детей, 
дать им достойное образование и помочь определиться в непростом мире 
человеческих отношений. И очень важно, чтобы семья была прочной.
Учитель: А у вас, ребята, прочная семья? (слайд 4)
Стих (читает ученик)
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой 
мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без 
драмы.
Моя семья – надежный крепкий 
тыл.
Со мною мать, отец, сестренки, 
братья…
Здесь могут охладить ненужный 
пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем 
счастья.
Учитель: Семья играет очень важную роль в жизни любого человека. Эту роль 
невозможно переоценить. Семья дает человеку смысл жить, любить, творить. 
Но следует помнить, что хорошая семья  это результат упорного труда и к 
этому труду нужно быть готовым.
Учитель: Так что  же повашему такое семья? (слайд 5)
Стих (читает ученик) 
Семья  это самое емкое слово. 
В нем слышится «семя»  жизни основа.
Семь «я»  это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней  надежный источник.
Учитель: Как вы думаете, почему слово «семья» состоит из семи «я». Как 
появилось слово «семья»?
Когдато о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой 
Адам:Меня приласкает? Украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя?»
«Я, я, я»  Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь я,
И так на земле появилась семья.
«Сейчас я тебе семь вопросов 
задам:
Кто деток родит мне, Богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет? Постирает 
белье?
Учитель:  А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить 
свой дом.
Перед вами уютный дворик. Дорожка, ведущая к дому. Цветы, заботливо 
выращенные хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам крылечка, вы 
попадаете в дом. Теплом и уютом повеяло на вас от запаха пирогов, от 
свежеиспеченного хлеба, дымящегося кофе…
Откройте глаза. (слайд 6)
 Вам понравился этот дом? А чем он Вам понравился?
 Однажды Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». 
Так что же нужно для того, чтобы дом был неиссякаемым источником 
радости?
Учитель: Я хочу познакомить вас с китайской притчей" Ладная семья"
Жилабыла на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. И это 
была особая семья. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об 
этой семье до самого правителя. И решил он проверить, правду ли говорят 
люди. Прибыл в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и 
мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился и решил узнать, как 
добились всего этого.
Пришел он к старейшине. "Расскажи", – говорит.
Долго писал чтото на бумаге старейшина. Но всего три слова были написаны 
на бумаге: "ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ". (слайд 7)
– И все?
–Да, – ответил старейшина, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. 
И мира тоже.
Учитель: Этими качествами, наверняка, обладают семьи, пронёсшие свою 
любовь через года. (презентация с именами слайд 8-9) Посмотрите, как 
много юбиляров в нашей станице.
Учитель: У нас в гостях сегодня Приходько Лариса Ивановна. Вы все её 
знаете, потому что неоднократно бывали у неё в гостях в музее. Но сегодня 
она в гостях у нас потому что она не только хороший музеевед, но ещё жена, 
мама и бабушка.
Гостья: (кратко о себе)Семья в том случае станет надёжным оплотом, если все будут поддерживать 
друг друга. Каждый человек испытывает потребность быть комуто нужным, 
желание о комто заботиться, комуто помогать. Людям хочется с кемто 
делить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили. Крепкая, 
дружная семья на Кубани всегда была идеалом.  Очень много пословиц народ 
сложил о семье.
Посмотрите на экран. (слайд 9) Вам тоже придется сложить пословицу, т.е. 
расшифровать её.
1. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В
(ответ детей). (слайд 9 щелчок)
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Какие ещё пословицы о семье вам известны? (ответы детей)
Какой же вывод из этих пословиц? (ответы детей)
Да, вы правы: семья – это дом, (слайд 10) место, где каждому человеку 
готовы помочь. Вы большие молодцы, я верю, что ваши родители гордятся 
вами и вы никогда не поступите так, чтобы им стало стыдно. Удачи, ребята.
Учитель: Спасибо, Ф.И., за то, что посетили нас. Примите от нас вместе с 
этим букетом пожелания любви, здоровья, и удачи.
Учитель: Мы убедились, что вы знаете и стихи, и пословицы о семье. А что вы
знаете о Родине? Чем для человека является РОДИНА?   (ответы детей)
Учитель: Родинаэто страна, в которой человек живет; дом, где он родился; 
березка у родного порога; место, где жили его предки. 
Учитель: Константин Дмитриевич Ушинский так сказал о Родине:
 "Наше Отечество, наша Родина  матушка Россия, Отечеством мы зовём 
Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы 
зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и 
всё в ней для нас родное, а матерью  потому, что она вскормила нас своим 
хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и 
бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина"
Учитель: О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине 
говорится в пословицах. 
Перед вами фрагменты. (слайд 11) Ваша задача восполнить пробелы.
1.     Одна у человека мать, (одна у него и Родина.)
2.     Родная сторона – мать, (чужая – мачеха.)
3.     (Родина – мать,) умей за неё постоять.
(ответы детей)Учитель: Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не 
проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей 
– вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что 
Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая 
распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там 
ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя 
всегда ждут, понимают и любят. 
Учитель: Берегите Россию – нет 
России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на 
столе,
И родное оконце в позабытом 
селе…
Берегите Россию, без неё нам не 
жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России 
другой!
Учитель: Сегодня на занятии мы с вами говорили о двух важных ценностях в 
жизни человека. О каких, ребята? (ответы детей)
Учитель: Семья – это продолжение рода, понимание друг друга, воспитание 
детей, ответственность друг за друга, любовь. Родина же обогащается 
семьями, как могучая и бурная река берёт силу с маленьких ручейков. Вам 
хочется, чтобы река была полноводной, а наша Родина  красивой и 
счастливой? (ответы детей)
 В ваших руках будущее нашей страны, где будет тепло, уютно, радостно 
будет всем нам. Постараемся, чтобы так было.
Учитель: Давайте составим синквейн о вечных ценностях, которые мы с вами 
определили сегодня. Я напомню вам правила составления синквейна. (слайд 
12)
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка  фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, 
допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
(ответы детей)
Учитель: Молодцы, подытожим, что же у нас получилось. (слайд 13)
1. Семья;
2. счастливая, крепкая;
3. оберегает, поддерживает, ценит;
4. окружает материнской любовью;5. семейство
1. Родина.
2. Малая, большая.
3. Родиться, жить, помнить.
4. Место, где родился человек.
5. Отечество.
Учитель: Большое всегда состоит из малого. Вот и Родина состоит из наших 
семей. Нужно стараться хранить тепло домашнего очага, любить ближних и 
помнить о своих корнях. Кто из вас может рассказать о своих корнях, т.е. о 
своих предках? (ответы детей)
Учитель: Перед вами шаблон генеалогического древа. (слайд 14) Как вы 
думаете, зачем нужно ведение генеалогических древ? (ответы детей)
Учитель: Я надеюсь, что вы осознали важность памяти о своих предках и, 
конечно же, постараетесь со своими родителями составить свои семейные 
древа.
Учитель: Скажите, ребята, а мы, все собравшиеся здесь, кто друг другу? 
Можно нас назвать семьёй? Какой?
Ну а если мы семья, может у нас быть своё генеалогическое древо? (ответы 
детей)
Учитель: У нас на доске уже есть дерево, у которого корниэто знания, ствол 
это здание школы, ветвиэто мы, учителя. Чего же не хватает? Конечно, вас, 
учеников. Кто же вы у этого древа? Да, листочки. У каждого из вас есть 
именной лист, который вы сейчас под песню «Гимн семье» прикрепите к 
ветвям этого дерева. 
Учитель: Но прежде, в завершении нашего классного часа, мы хотим пожелать
вам тепла в ваших домах. 
Учитель: Любви в ваших сердцах. 
Учитель: Пусть терпение никогда не покидает вас.
Учитель: И не забывайте дарить прощение обидевшим вас.( Дети формируют 
крону дерева под песню «Гимн семье»)