Следует отметить, что в библейской хронологии существует значительное различие между версиями Священного Писания.
По Септуагинте строили хронологии всемирной истории Феофил Антиохийский и Климент Александрийский. Предпочтение Септуагинте в своих «Хрониках» также отдавали Юлий Африканский и Евсевий Кесарийский. Хронология Септуагинты (наряду с астрономическими расчётами) использовалась при определении даты Сотворения мира в Византийской эре — суббота 1 сентября 5509 г. до н. э. по Юлианскому календарю.
Согласно общим подсчётам в «Хронике Евсевия», от Адама до 15 года Тиберия прошло 5228 лет (то есть до рождения Христа — 5198 лет) по Септуагинте. При этом Евсевий отметил, что библейская хронология по версии Септуагинты на 1237 лет дольше еврейского текста (позднее положенного в основу Вульгаты) и на 935 лет дольше самаритянского (тем не менее редакция Септуагинты, использованная Евсевием, не вполне совпадает с современной — см. ниже).
Времена от Адама до потопа по версии Септуагинты на 586 лет дольше еврейского текста и Вульгаты[4] и на 935 лет дольше самаритянского.[5]
Краткое содержание
предыдущих лекций
Бог по Своей благости творит мир
видимый и невидимый
Создаёт человека по Своему образу и
подобию
мира
заповеди
Поставляет человека главой видимого
Поселяет его в Раю и даёт ему три
ИСКУШЕНИЕ ЕВЫ
Быт.3.1. И сказал змей жене:
подлинно ли сказал Бог: не ешьте
ни от какого дерева в раю?
Быт.3.2. плоды с дерев мы можем
есть, 3 только плодов дерева,
которое среди рая, сказал Бог, не
ешьте их и не прикасайтесь к
ним, чтобы вам не умереть.
Быт.2.16. И заповедал Господь Бог
человеку, говоря: от всякого дерева в
саду ты будешь есть,17 а от дерева
познания добра и зла не ешь от
него, ибо в день, в который ты
вкусишь от него, смертью умрешь.
ТРИ ДРЕВНИХ ИСТОЧНИКА ГРЕХА
Похоть очей оно приятно для глаз
Похоть плоти дерево хорошо для пищи
Гордость житейская вожделенно, потому что дает
знание
Быт.3.4. И сказал змей жене: нет, не умрете (ло
мот тмутун), 5 но знает Бог, что в день, в который вы
вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете,
как боги, знающие добро и зло.
Быт.3.7. И открылись глаза у них обоих, и узнали
они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали
себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога,
ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся
Адам и жена его от лица Господа Бога между
деревьями рая.
Быт.3.9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему:
[Адам,] где ты? 10 Он сказал: голос Твой я
услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и
скрылся.
11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел
ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она
дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это
сделала? Жена сказала: змей обольстил
меня, и я ела.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь (ицвонэх ) твою в
беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу
твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от
дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята
земля за тебя (арур hа адама баавурэха); со скорбью будешь
питаться от нее во все дни жизни твоей; 18 терния и волчцы
произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;19 в поте
лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из
которой ты взят,
ибо прах ты и в прах возвратишься.
ИЦВОНЭХ формирующие страдания (от глагола иацар). Они способствуют преодолению самости,
прекращению греха, покаянию, обращению к Богу.
АРУР противоположно понятию благословения. Арири – бесплодный, лишенный возможности
продолжать род.
НАКАЗАНИЯ ЗА
ГРЕХОПАДЕНИЕ
Женщине
Скорби рождения
Подчинённое по отношению к мужу
положение
Мужчине
В поте лица добывать пропитание
Отнятие плодородной силы от земли
Общее
Смерть
ПРАВОСЛАВНОЕ
ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ
Разлучение души и тела
Прекращение скорбей земной
жизни
Встреча души с Создателем
для меня жизнь Христос, и смерть –
приобретение … имею желание
разрешиться и быть со Христом, потому
что это несравненно лучше; а оставаться
во плоти нужнее для вас. Фил.1:2124
ХРИСТИАНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К
СМЕРТИ
человекам положено однажды умереть, а
потом суд (Евр.9.27)
После смерти нет покаяния. Усопший нуждается
в молитве
Когда в третий день бывает в церкви
приношение, то душа умершего получает от
стерегущего её ангела облегчение в скорби,
каковую чувствует от разлучения с телом;
получает потому, что славословие и приношение в
церкви Божией за неё совершено, от чего в ней
рождается благая надежда
преп. Макарий Александрийский
«АДАМ, ГДЕ ТЫ?..»
Раскол между мужчиной
и женщиной наги.
Раскол между человеком
и Богом. Бог стал далеким.
Раскол между волей и
разумом. Прячется под
куст
Раскол между душой и
телом. Наказание для
исправления смерть
От земли отнята
значительная часть
жизненной силы.
ПРОТОЕВАНГЕЛ
ИЕ
Бытие 3. 15. вражду положу между
тобою ((змеем)) и между женою, и между
семенем твоим и между семенем ее; Он
будет поражать тебя в голову, а ты
будешь жалить Его в пяту.
«КОЖАНЫЕ
РИЗЫ»
Это Богом данная одежда для
защиты человека.
Это смертность, которую после
падения воспринял человек как
вторую свою природу. Голод, жажда,
усталость, действие стихий, болезни —
все эти «естественные страсти» стали
составлять как бы новый природный
закон для человека.
ЗАЧЕМ?
чтобы зло не стало
бессмертным
грубая плоть, как завеса,
скрывает от
непосредственного влияния
духов злобы
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
Католическое понимание – юридическая
вина за грех Адама, которая переходит по
наследству всем его потомкам и смывается в
момент Крещения.
AD ROMANOS 5.12. per unum hominem <…> in
omnes homines mors pertransiit in quo omnes
peccaverunt
Православное понимание – испорченность
>
человеческой природы, заключающаяся в
смертности, страстности и тленности, которые
в свою очередь могут являться причиной греха.
ΠΡΟΣ ΡΩΜΑΙΟΥΣ
<…
διῆλθεν
,
πάντες ἥ αρτον
μ
εἰς πάντας ἀνθρώπους ὁ θάνατος
ἐφ ᾧ
’
δι ἑνὸς ἀνθρώπου
’
. 5.12.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. ИСТОРИЧЕСКИЕ РАМКИ.
КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА. КАНОН ВЕТХОГО
ЗАВЕТА. ПЕРЕВОДЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
АВТОРЫ КНИГ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
Завет – (евр. берит.) союз, договор.
После изгнания прародителей из Рая
присутствуют две линии бытия:
1. Глубокая вера в Бога, скорбь об утраченной близости
к Нему и живая надежда на грядущего Спасителя.
2. Патологическая прогрессия греха. Проказа духовной
нечистоты
I. ТВОРЕНИЕ БОГОМ МИРА И ЧЕЛОВЕКА.
II. ЖИЗНЬ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ В РАЮ. ГРЕХОПАДЕНИЕ.
III. ДОПОТОПНЫЙ ПЕРИОД.
ПЕРВОЕ ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВО.
КАИН УБИВАЕТ АВЕЛЯ.
ПРАВЕДНЫЙ НОЙ. СТРОИТЕЛЬСТВО КОВЧЕГА.
ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП.
ГИБЕЛЬ ЛЮДЕЙ И ЖИВОТНЫХ. СПАСЕНИЕ
СЕМЬИ НОЯ И ЖИВОТНЫХ В КОВЧЕГЕ.
ДЕТИ НОЯ. СЫНОВЬЯ НОЯ: СИМ,
ХАМ И ИАФЕТ.
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ.
СТРОИТЕЛЬСТВО ВЫСОКОЙ
БАШНИ. СМЕШЕНИЕ НАРОДОВ.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОТОПА.
ЯЗЫЧЕСТВО
фетишизм — обоготворении
различных предметов — камней,
кусков дерева
натурализм— обоготворении сил и
явлений природы;
сабеизм (от еврейского Zaba —
звездная сила) — обоготворении
небесных светил — звезд, солнца,
луны.
зоотеизм — обоготворении
антропотеизм— обоготворении
животных;
человека.
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
I. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД(XIXXVII ВВ. ДО
Н.Э.).
АВРААМ (БЫТ. 1225), ИСААК, ИАКОВ, 12
ПАТРИАРХОВ
II. ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ
ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ (430 ЛЕТ, С
XVII В. ПО XIII В. ДО Н.Э.)
A) ВЫХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА
1250
B) СИНАЙСКОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1250
C) ЗАВОЕВАНИЕ ОБЕТОВАННОЙ
ЗЕМЛИ 12121200
III. ПЕРИОД ВОЖДЕЙ (12901200
ГГ. ДО Н.Э.) МОИСЕЙ, ИИСУС
НАВИН
ПРОРОК МОИСЕЙ (ВСЯ КНИГА ИСХОД).
РОЖДЕНИЕ МОИСЕЯ. ВОСПИТАНИЕ ЕГО
ДОЧЕРЬЮ ФАРАОНА.