Основные терминологические сложности, связанные с понятием темы произведения.
Оценка 4.8

Основные терминологические сложности, связанные с понятием темы произведения.

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
русская литература +1
Взрослым
25.01.2018
Основные терминологические сложности, связанные с понятием темы произведения.
Системность – основной признак терминологической. Ключевые слова: терминология в лингвистике, терминоситемы, категории понятий, ригоремная упорядоченность. Системно-структурная составляющая терминологии вызывает большой интерес для ученых, тем более, как полагают многие лингвисты, системность языка лучше всего демонстрируется на примере терминологии, что, в свою очередь, обусловлено построением терминосистем на основе ригоремной упорядоченности. Системная составляющая термина нередко трактуется как одна из базовых терминосистем. «С одной стороны, это системность понятийная, логическая, вытекающая из системности понятий самой науки, с другой – системность лингвистическая, системность языковых единиц, выражающих эти понятия». М. Я. Блох в своей книге «Теоретические основы грамматики» пишет, что система есть упорядоченная совокупность элементов, объединенных некоторой общей функцией. Так, совокупность терминов, упорядоченные в структуру и объединенные общей функцией образуют терминосистему. Всякая система имеет внутреннюю иерархию, которая выражается в характере связей ее компонентов, и «нет системы без структурной соотнесенности элементов, как и нет структуры без системы элементов, характер соотнесенности которых она выражает» (Блох 2004: 16-17). Стоит подробнее остановиться на понятии «структура» терминологической системы, поскольку от этого полностью зависит членение и упорядочение этой терминологии. Данная упорядоченность уровней основана на категориальных отношениях понятий. Как результат, термины распределяются по уровням. Категориальные отношения сродни языковым и формируют следующие виды отношений: видородовые, включения, партитивные, причинно-следственные, субъектно-объектные. В. М. Лейчик выделяет следующие группы терминов внутри системы: 1) основные термины в терминосистеме – это термины, обозначающие основные понятия определенной области знаний или деятельности; 2) сложные термины в терминосистеме – термины, обозначающие сложные понятия (понятия, представляющие собой логическое произведение основных или производных понятий системы определенной области знаний или деятельности); 3) базовые термины в терминосистеме – термины, обозначающие понятия, заимствованные в систему понятий определенной области знаний или деятельности из системы понятий области, которая лежит в основе (образует базу) данной области знаний или деятельности; 4) привлеченные термины в терминосистеме – термины, обозначающие понятия, заимствованные в систему понятий определенной сферы знаний или функционирования из системы понятий пограничной сферы знаний, опыта или деятельности (Лейчик 2007: 30). Лингвисты предлагают разные категории понятий, на основании которых могут формироваться терминосистемы. Так, например, Д. С. Лотте рассматривал четыре категории понятий: предметы, процессы, свойства, величины (Лотте 1968: 17). Т. Л. Канделаки описывает в специальной лексике девять категорий понятий, а именно: предметы, процессы, состояния, режимы, свойства, величины, единицы измерений, категория наук и отраслей, категория профессий и занятий. О. А. Корнилов справедливо замечает, что в каждой науке набор таких базовых категорий понятий свой. Термины каждой отрасли знания формируют свои системы, определяемые понятийными связями, которые выражены языковыми средствами. Эти системы находят свое отражение в терминологических полях и отражены в словарях многочисленных отраслей науки и техники. Впервые понятие «терминополе» было введено А. А. Реформатским, но до настоящего времени оно пересматривается многими языковедами.С этой точки зрения педагогическая терминология, как и любая другая терминология, имеет определенную внутреннюю организацию. Каждый термин в пределах терминологии имеет свое терминологическое поле, то есть «поле для термина – это группа лексики, объединенная отношениями параллелизма (синонимами), контраста (антонимы) и сопутствия (метонимические связи). Именно в пределах лексического поля слово может получить свою значимость… Контекст (своеобразный «терминологический ключ») – это область употребления в речи, а поле – это сфера его существования в системе языка». Как и любое терминополе, поле педагогической терминологии состоит из множества компонентов, системные связи которых зависят и одновременно влияют друг на друга. Будучи цельным, терминополе педагогической терминологии состоит из терминологической системы, терминологического ряда и термина, находящиеся во взаимных отношениях. Подобное понимание терминополе подтверждается не только выводами проанализированной литературы, но также и анализом педагогического термина. Понятие поля естественным образом переплетается с понятиями системы, но в отличие от поля – предметной области, терминологическая система представляет собой лингвистическую упорядоченность специальных слов, обслуживающих определенное терминологическое поле. В научном мире, как известно, сосуществуют два противоположных мнения по поводу образования терминологической системы. Одни лингвисты указывают на естественные, то есть спонтанно формирующихся терминологиях, в основном «неполных, логически нестрогих, состоящих из предтерминов, квазитерминов, псевдотерминов» (Лейчик 1997, 2007), которые со временем методично структурируются (Канделаки 1977: 24). Представители второго направления считают, что терминосистема конвенциальна по своей природе (Толикина 1984: 57). Мы придерживаемся того мнения, что данный вопрос не является острым: основная группа терминов, безусловно, формируются стихийно (хотя и по определенным законам), но вместе с этим термины могут вводиться и искусственно, что отличает их от обычных слов языка. Таким образом, исследование особенностей структурно-семантической организации терминов необходимо не только для создания «правильных терминов», но и для адекватного восприятия специальной информации.
2 Основные терминологические сложности.docx
Основные терминологические сложности, связанные с понятием темы произведения. Системность – основной признак терминологической. Ключевые слова: терминология в лингвистике, терминоситемы, категории понятий, ригоремная упорядоченность. Системно-структурная составляющая терминологии вызывает большой интерес для ученых, тем более, как полагают многие лингвисты, системность языка лучше всего демонстрируется на примере терминологии, что, в свою очередь, обусловлено построением терминосистем на основе ригоремной упорядоченности. Системная составляющая термина нередко трактуется как одна из базовых терминосистем. «С одной стороны, это системность понятийная, логическая, вытекающая из системности понятий самой науки, с другой – системность лингвистическая, системность языковых единиц, выражающих эти понятия». М. Я. Блох в своей книге «Теоретические основы грамматики» пишет, что система есть упорядоченная совокупность элементов, объединенных некоторой общей функцией. Так, совокупность терминов, упорядоченные в структуру и объединенные общей функцией образуют терминосистему. Всякая система имеет внутреннюю иерархию, которая выражается в характере связей ее компонентов, и «нет системы без структурной соотнесенности элементов, как и нет структуры без системы элементов, характер соотнесенности которых она выражает» (Блох 2004: 16-17). Стоит подробнее остановиться на понятии «структура» терминологической системы, поскольку от этого полностью зависит членение и упорядочение этой терминологии. Данная упорядоченность уровней основана на категориальных отношениях понятий. Как результат, термины распределяются по уровням. Категориальные отношения сродни языковым и формируют следующие виды отношений: видородовые, включения, партитивные, причинно-следственные, субъектно-объектные. В. М. Лейчик выделяет следующие группы терминов внутри системы: 1) основные термины в терминосистеме – это термины, обозначающие основные понятия определенной области знаний или деятельности; 2) сложные термины в терминосистеме – термины, обозначающие сложные понятия (понятия, представляющие собой логическое произведение основных или производных понятий системы определенной области знаний или деятельности); 3) базовые термины в терминосистеме – термины, обозначающие понятия, заимствованные в систему понятий определенной области знаний или деятельности из системы понятий области, которая лежит в основе (образует базу) данной области знаний или деятельности; 4) привлеченные термины в терминосистеме – термины, обозначающие понятия, заимствованные в систему понятий определенной сферы знаний или функционирования из системы понятий пограничной сферы знаний, опыта или деятельности (Лейчик 2007: 30). Лингвисты предлагают разные категории понятий, на основании которых могут формироваться терминосистемы. Так, например, Д. С. Лотте рассматривал четыре категории понятий: предметы, процессы, свойства, величины (Лотте 1968: 17). Т. Л. Канделаки описывает в специальной лексике девять категорий понятий, а именно: предметы, процессы, состояния, режимы, свойства, величины, единицы измерений, категория наук и отраслей, категория профессий и занятий. О. А. Корнилов справедливо замечает, что в каждой науке набор таких базовых категорий понятий свой. Термины каждой отрасли знания формируют свои системы, определяемые понятийными связями, которые выражены языковыми средствами. Эти системы находят свое отражение в терминологических полях и отражены в словарях многочисленных отраслей науки и техники. Впервые понятие «терминополе» было введено А. А. Реформатским, но до настоящего времени оно пересматривается многими языковедами.С этой точки зрения педагогическая терминология, как и любая другая терминология, имеет определенную внутреннюю организацию. Каждый термин в пределах терминологии имеет свое терминологическое поле, то есть «поле для термина – это группа лексики, объединенная отношениями параллелизма (синонимами), контраста (антонимы) и сопутствия (метонимические связи). Именно в пределах лексического поля слово может получить свою значимость… Контекст (своеобразный «терминологический ключ») – это область употребления в речи, а поле – это сфера его существования в системе языка». Как и любое терминополе, поле педагогической терминологии состоит из множества компонентов, системные связи которых зависят и одновременно влияют друг на друга. Будучи цельным, терминополе педагогической терминологии состоит из терминологической системы, терминологического ряда и термина, находящиеся во взаимных отношениях. Подобное понимание терминополе подтверждается не только выводами проанализированной литературы, но также и анализом педагогического термина. Понятие поля естественным образом переплетается с понятиями системы, но в отличие от поля – предметной области, терминологическая система представляет собой лингвистическую упорядоченность специальных слов, обслуживающих определенное терминологическое поле. В научном мире, как известно, сосуществуют два противоположных мнения по поводу образования терминологической системы. Одни лингвисты указывают на естественные, то есть спонтанно формирующихся терминологиях, в основном «неполных, логически нестрогих, состоящих из предтерминов, квазитерминов, псевдотерминов» (Лейчик 1997, 2007), которые со временем методично структурируются (Канделаки 1977: 24). Представители второго направления считают, что терминосистема конвенциальна по своей природе (Толикина 1984: 57). Мы придерживаемся того мнения, что данный вопрос не является острым: основная группа терминов, безусловно, формируются стихийно (хотя и по определенным законам), но вместе с этим термины могут вводиться и искусственно, что отличает их от обычных слов языка. Таким образом, исследование особенностей структурно-семантической организации терминов необходимо не только для создания «правильных терминов», но и для адекватного восприятия специальной информации.

Основные терминологические сложности, связанные с понятием темы произведения.

Основные терминологические сложности, связанные с понятием темы произведения.

Основные терминологические сложности, связанные с понятием темы произведения.

Основные терминологические сложности, связанные с понятием темы произведения.

Основные терминологические сложности, связанные с понятием темы произведения.

Основные терминологические сложности, связанные с понятием темы произведения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018