osnovnye_sredstva

  • doc
  • 31.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала osnovnye_sredstva.doc

ТЕМА № 2   УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1. Нормативное регулирование учета объектов основных средств

2. Основные средства: понятие, особенности, задачи учета

3. Классификация основных средств

4. Оценка основных средств

5. Документальное оформление поступления и движения основных средств

6.Учет поступления объектов основных средств

7. Амортизация основных средств

8. Методы восстановления основных средств

9. Выбытие основных средств

 

1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В 1997—2001 гг. в нормативные документы, ре­гулирующие бухгалтерский учет объектов основных средств, были внесены существенные изменения. В на­стоящее время порядок учета поступления, использо­вания и выбытия объектов основных средств регули­руется следующими нормативными документами: Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее - Положение по ведению бухгалтер­ского учета); Положением по бухгалтерскому учету "Учет основ­ных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Мин­фина России от 28.04.01 № 27-н (далее - ПБУ 6/01).

Кроме того, некоторые методологические аспекты учета основных средств прямо или опосредованно установлены Методическими рекомендациями о по­рядке формирования показателей бухгалтерской от­четности организации, утвержденными приказом Мин­фина России от 28.06.00 № 60н (далее - Методиче­ские рекомендации).

 

2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ЗАДАЧИ УЧЕТА

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств по ПБУ 6/01 необходимо единовременное выполнение следующих условий  -

1. Использование в производстве продукции, при выполнении услуг либо для управленческих нужд организации;

2. Использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного  операци­онного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3. Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

4. Способность приносить экономические выгоды (доход) в будущем

Сроком полезного использования является период в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабо­чие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулиру­ющие приборы и устройства, вычислительная техника, транспорт­ные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

К основным средствам относятся также капитальные вложе­ния в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основ­ных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств в сум­ме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, не­зависимо от окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природо­пользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Основные средства имеют следующие отличительные особенности:

1. Многократно участвуют в производственном процессе

2. Не меняют при использовании своей натурально-вещественной формы

3. Затраты по приобретению , установке, монтажу, строительству основных средств возмещаются путем начисления амортизации и включения их в себестоимость производимой продукции частями на протяжении нормативного срока службы основных средств.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечи­вать выполнение следующих задач:

- правильное оформление документов и своевременное отра­жение в учете поступления основных средств, их внутреннего пе­ремещения, выбытия;

- достоверное определение результатов от реализации и про­чего выбытия основных средств;

- полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);

- контроль за сохранностью основных средств, принятых к бух­галтерскому учету

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

В организациях используют основные средства  разнообразные по их составу и назначению. Для ведения их учета принято классифицировать основные средства. Классификация используется в целях обеспечения единообразия группировки основных средств в учете и отчетности организации независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. 

 По характеру участия в процессе производства:

1. Производственные - машины; станки; аппараты; вычислительная техника; здания цехов, отделов и служб, предназначенных для производственного процесса или здания складов, транспортные средства, используемые для хранения и перемещения предметов и продуктов труда; другие основные средства, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности организации.

2. Непроизводственные - непосредственно не участвующие в производственной деятельности организации и обеспечивающие культурно-бытовые нужды работников организации (основные средства столовых, жилищно-коммунальных хозяйств, учреждений образования и культуры и т.д.).

Типовая классификация основных средств, установлена органами Госкомстата России. Она соответствует Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 № 359.

1. Здания, земля, объекты землепользования.

2. Сооружения.

3. Передаточные устройства.

4. Машины и оборудование,
в т ч. - силовые машины и оборудование;

  - рабочие машины и оборудование;

  - измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование;

  - вычислительная техника;

  - прочие машины и оборудование.

5. Транспортные средства.

6. Инструмент.

7. Производственный инвентарь и принадлежности.

8. Хозяйственный инвентарь.

9. Рабочий и продуктивный скот.

10. Многолетние насаждения.

11. Капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений).

12. Прочие основные  средства.

По степени использования основные средства подразде­ляются на находящиеся:

1. В эксплуатации;

2. В запасе (резерве);

3. В стадии достройки, дооборудования, реконструкции и час­тичной ликвидации;

4. На консервации;

5. В аренде.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

1. Объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

2. Объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

3. Объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

В соответствии со ст. 58 НК РФ утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (см. вопрос 7) 

 

4. ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Необходимое условие правильного учета основных средств - единый принцип их оценки. Различают три вида оценки основных средств.

1. По первоначальной стоимости объекта или балансовой стоимости.

2. По восстановительной стоимости.

3. По остаточной стоимости

Принципы оценки основных средств одинаковы для пред­приятий всех отраслей экономики и всех форм собственности.

Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в денежной оценке. От правильности и достоверности их оценки зави­сит точность исчисления амортизации, а следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг), отпускных цен на нее, сумм причитающегося налога на имущество и других показателей. Стоимость основных средств, находящихся у организации, учитывается при решении вопро­сов залогового кредитования, страхования и аренды.

Принципы оценки имущества установлены Федеральным законом "О бухгалтерском учете", согласно которому оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имуще­ства, произведенного в самой организации, — по стоимости изготовления.

Согласно ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерско­му учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических за­трат организации на приобретение, сооружение и изготов­ление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотрен­ных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооруже­ние и изготовление основных средств являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществ­ление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информаци­онные и консультационные услуги, связанные с приобрете­нием основных средств;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с при­обретением (получением) прав на объект основных средств;

- таможенные пошлины;

- не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической ор­ганизации, через которую приобретен объект основных средств;

- иные затраты, непосредственно связанные с приоб­ретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по за­емным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.

- фактиче­ские затраты организации на доставку объектов и приведе­ние их в состояние, пригодное для использования.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласован­ная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмезд­но), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подле­жащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно орга­низация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценно­стей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приоб­ретаются аналогичные объекты основных средств.

Стоимость основных средств, в которой они при­няты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кро­ме случаев, установленных законодательством Российской Федерации ПБУ 6/01.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, до­пускается в случаях достройки, дооборудования, реконструк­ции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств..

Коммерческая организация может не чаще одно­го раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или пря­мого пересчета по документально подтвержденным рыноч­ным ценам.

Стоимость основных средств, полученная в результате их переоценки по современным ценам и тарифам называется восстановительной.

Разница между оценками по первоначальной и восстановительной стоимости заключается в том, что при первом виде оценки стоимость основных средств выражается в ценах приобретения, сооружения, изготовления соответствующих лет, тогда как восстановительная стоимость  отражает основные средства в одних и тех же ценах — в ценах воспроизводства или по стоимости новых основных средств, подобных действу­ющим.

В последнее десятилетие было проведено несколько обязательных переоценок основных средств: по состоянию на 1 июля 1992 г., 1 янва­ря 1994-2001гг.

Переоценки последних лет осуществлялись в условиях, когда, с од­ной стороны, значительная часть общенародной государственной соб­ственности трансформировалась в акционерные и другие формы, а с другой — происходили инфляционные процессы, при которых еже­годный рост цен составлял сотни и тысячи раз. В результате по ряду инвентарных объектов балансовая стоимость стала превышать их ры­ночную цену. Особенно отчетливо (по данным Госкомстата России) это проявилось при переоценке вычислительной техники, в связи с чем Госкомстат России при разработке индексов изменения стоимости основных средств при осуществлении переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1997 г. предусмотрел применение дополнитель­ных понижающих коэффициентов к индексам изменения стоимости по  машинам, оборудованию и транспортным средствам, зданиям и сооружениям с учетом их физического износа.                        

В связи с тем, что первые переоценки основных средств, проводившиеся в основном с применением индексов изменения стоимости, привели в результате к резкому повышению их балансовой стоимости, последующими постановлениями Правительства Российской Федерации была предпринята попытка исправить создавшееся положение. Организациям  было предоставлено право осуществлять переоценку основных средств путем прямого пересчета их балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января соответствующего отчетного года.      

Право переоценки отдельных объектов основных средств по восстановительной стоимости по выбору организации предусматривается Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01).                   

     С момента принятия объекта к бухгалтерскому учету и до пере­оценки объект учитывается по первоначальной стоимости, а после пе­реоценки - по восстановительной стоимости на дату переоценки.

В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по оста­точной стоимости, т. е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление, за вычетом суммы начисленной аморти­зации. Другими словами остаточная стоимость основных средств - это первоначальная (восстановительная)  стоимость минус сумма износа.

  

5. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Для учета основных средств предусмотрены следующие документы.

акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1);.

 акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма № ОС-3);

 акт на списание основных средств (форма № ОС-4);

 акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а);

 инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6);

 акт о приемке оборудования (форма № ОС-14);  

 акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15);

 акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).

Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для вы­полнения определенных самостоятельных функций, или же обо­собленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, пред­ставляющих собой единое целое, предназначенный для выполне­ния определенной работы.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохран­ностью основных средств каждому объекту основных средств (инвентарному объекту) независимо от того, находится ли он в эк­сплуатации, в запасе или на консервации, должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвен­тарный номер.

Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обо­значен путем прикрепления металлического жетона, нанесен крас­кой или иным способом.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной орга­низации.

Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объ­ектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бух­галтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания.                                  

Объект основных средств, поступивший в организацию в соответствии с договором аренды, может учитываться арендато­ром по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтер­ской службой на “Инвентарных карточках учета основных средств” (форма № ОС-6). Инвентарная карточка открывается на каждый ин­вентарный объект.

Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке при­менительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов - по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).

В организации, имеющей небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет рекомендуется осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основ­ных средствах по их видам и местам нахождения.

Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе “Акта (накладной) приемки-передачи основ­ных средств”, технических паспортов и других документов на при­обретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) дол­жны быть приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования; способ начисления амор­тизации; освобождение от начисления амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта. Инвентарные кар­точки, как правило, составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерской службе.

Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководите­лем организации “Акта (накладной) приемки-передачи основных средств”, который составляется на каждый отдельный инвентар­ный объект.

 Один из экземпляров указанного акта, утвержденный ру­ководителем организации, вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая соглас­но этим документам открывает соответствующую инвентарную карточку или делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке.

Техническая документация, относящаяся к данному инвентар­ному объекту, может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке.

Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции оформляется “Актом приемки-сдачи отремонти­рованных, реконструированных и модернизированных объектов"  (форма № ОС-3).

Оборудование, не требующее монтажа (транспортные передвижные средства, свободно стоящие станки, сельскохозяй­ственные машины, строительные механизмы и т. п.), а также оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для за­паса, принимается к бухгалтерскому учету на основании утверж­денного руководителем  “Акта о приемке оборудования” (форма № ОС-14).

 

6. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Порядок оценки объектов основных средств (при­обретенных или законченных строительством), а также схема бухгалтерского учета поступления таких объек­тов определяются источником поступления.

Основные средства могут поступать в организацию в случаях: приобретения; внесения учредителями в счет их вкладов в устав­ный (складочный) капитал; получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения;

4. Сооружения и изготовления.

Большая часть объектов основных средств приобретается или со­оружается за плату.

 

Учет затрат на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, осуществляется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Приобретение основных средств является одним из видов вложений во внеоборотные активы.

Вложения во внеоборотные активы - это капи­тальные вложения, свидетельствующие об объеме дол­госрочных инвестиций в развитие, расширение, обнов­ление, реконструкцию основных средств и нематери­альных активов; это обособленный вид деятельности организации, отличный от основной деятельности. По­следнее объясняется тем, что для осуществления ка­питальных вложений организация должна создать до­полнительные (от основной - обычной деятельности) финансовые источники в виде нераспределенной при­были, займов, кредитов, накопленных амортизационных отчислений.

Организация учета долгосрочных инвестиций

Вложения во внеоборотные активы учитываются по фак­тическим затратам:

в целом по строительству и по отдельным объек­там (здания, сооружения и др.), входящим в него;

по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования.

Инвестиции застройщика в основные средства, в земельные участки, объекты природопользования и про­чие объекты учитываются в составе баланса с использо­ванием счетов:

07 "Оборудование к установке";

08 "Вложения во внеоборотные активы".

На счете 07 "Оборудование к установке" учитыва­ются затраты организации на приобретение объектов тех­нологического, энергетического и производственного обо­рудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах капитальных вложений. Этот счет используют также и организации-застройщики. Счет активный, сальдо дебе­товое отражает фактические затраты на не сданное в монтаж оборудование; оборот по дебету - фактические затраты по поступившим объектам данного вида; оборот по кредиту - фактические затраты по объектам, передан­ным в монтаж, безвозмездно или реализованным.

Аналитический учет ведется на складах в количе­ственном выражении на карточках учета материалов (форма № М-17). Бухгалтерия учитывает оборудование к установке в денежном выражении, при необходимости в разрезе субсчетов.

Учет состояния и движения средств на счете 07 "Оборудование к установке" организуется аналогично учету материальных ценностей на складах и в бухгалте­рии, т. е. на карточках учета материалов и в ведомости № 10 или в оборотной ведомости.

Дебет                                 Счет 07 “ОБОРУДОВАНИЕ К УСТАНОВКЕ”                                         Кредит

Начальный остаток - стоимость приобретенного оборудования не переданного в монтаж

 

К 60 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

оприходована стоимость поступившего оборудования, требующего монтажа, от поставщика

списана фактическая стоимость оборудования, переданного в монтаж (к монтажу приступили)

Д 08 -"Вложения во внеоборотные активы"

К 60 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

списаны расходы по погрузо-разгрузочным работам, доставке на стоимость приобретенного оборудования

списана фактическая стоимость реализованного на сторону оборудования, требующего монтажа или переданного безвозмездно

Д 91 -  "Прочие доходы и расходы"

К 23 - "Вспомогательные производства"

оприходовано оборудование , изготовленное своими цехами вспомогательного производства

списана фактическая стоимость оборудования к установке, переданного обособленному подразделению, выделенному на самостоятельный баланс

Д 79 -  "Внутрихозяйственные расчеты"

К 75 -  "Расчеты с учредителями" 

оприходовано оборудование, поступившее как вклад в уставный капитал по согласованной между учредителями стоимости

списана недостача оборудования к установке, выявленная в результате инвентаризации

Д 94 -  "Недостачи и потери от порчи ценностей"

К 79 -  " Внутрихозяйственные расчеты"

оприходовано оборудование, поступившее от обособленных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс

списана фактическая стоимость оборудования к установке в связи с чрезвычайными событиями (стихийными бедствиями)

Д 99 -  "Прибыли и убытки"

К 98 -  "Доходы будущих периодов"

оприходовано безвозмездно поступившее оборудование, требующее монтажа (по рыночным ценам)

 

 

К 83 -  "Добавочный капитал" ,сч. 91 -  "Прочие доходы и расходы"

дооценка оборудования в результате переоценки

 

 

 

И др.

 

 

 

Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" - активный, калькуляционный. Сальдо дебетовое,  отражает сумму фактических затрат по незаконченному строитель­ству и прочим приобретениям. Оборот по дебету - сумма фактических затрат организации за отчетный период, включаемых в состав первоначальной стоимости объек­тов основных средств, нематериальных активов и других активов. Оборот по кредиту фиксирует сформированную первоначальную стоимость объектов, переданных и при­нятых в эксплуатацию,  документально оформленных в установленном порядке, в том числе списание затрат, ранее не включаемых в первоначальную стоимость объ­ектов, переданных в эксплуатацию:

расходы на подготовку эксплуатационных кадров для основной деятельности строящегося предприятия;

расходы перспективного характера: геологоразве­дочные, изыскательские и другие, связанные со строи­тельством объектов, в случае невозможности их включе­ния в дальнейшем в стоимость этих объектов;

 

Дебет                   Счет 08 “ВЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ”                                 Кредит

Начальный остаток - фактическая сумма затрат по незавершен­ным работам

 

К 07 -"Оборудование к установке"

покупная стоимость обо­рудования, переданного для монтажа

Первоначальная стои­мость объектов, сдан­ных в эксплуатацию

 

Д 01 -"Основные средства"

К 60 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

стоимость оборудования, не требующего монтажа, и стоимость инструмента

Фактические затраты по проданным объек­там - незаконченному строительству

 

Д 91 -  "Прочие доходы и расходы"

К 60 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

стоимость выполненных подрядчиками строитель­ных и монтажных работ

Фактические затраты по объектам, передан­ным безвозмездно

 

Д 91 -  "Прочие доходы и расходы"

К 51 - "Расчетные счета" , сч. 76 -  " Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

стоимость консультаци­онных услуг, связанных с приобретением объек­тов, сумма таможенных пошлин, вознаграждения за ока­занные посреднические услуги по приобретению основных активов

Фактические затраты по недостающим объ­ектам, выявленным в результате инвента­ризации

 

Д 94 -  "Недостачи и потери от порчи ценностей"

К 71- "Расчеты с подотчетными лицами"

командировочные расхо­ды, связанные с приоб­ретением или монтажом приобретенных основных средств

Фактические затраты по ликвидированным в результате чрезвычай­ных событий объектам

 

Д 01 -"Основные средства"

К 10 -"Материалы" , К 26 - " ОХР" , К 69- "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" , К 70- " Расчеты с персоналом по оплате труда" 

материальные затраты при хозяйственном спо­собе:

стоимость израсходован­ных материалов; трудовые затраты; общехозяйственные рас­ходы, связанные с капи­тальными вложениями

По окончании года сторно на сумму пре­вышения плановых за­трат над фактическими.

Дополнительная запись на сумму превышения фактических затрат над плановыми

Д 01 -"Основные средства" - сторно

 

Д 01 -"Основные средства"

К 98 -  "Доходы будущих периодов"

Стоимость безвозмездно поступивших объектов, не требующих монтажа

 

Первоначальная стои­мость объектов основ­ных средств, отнесен­ных в состав доход­ных вложений

Д 03 -"Доходные вложения в материальные ценности"

К 75 -  "Расчеты с учредителями"

Стоимость объектов, не требующих монтажа, по­ступивших как вклад в уставный капитал

 

Уценка объектов капи­тального строительства

 

Д 99 -  "Прибыли и убытки"

К 66,67 - "Расчеты по краткосрочным / долгосрочным кредитам и займам"

Проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение объек­тов внеоборотных акти­вов до принятия этих объектов к учету

 

 

 

К 51,60,71

Стоимость приобретенных земельных участков и объектов природополь­зования

 

 

К 91 -  "Прочие доходы и расходы"

Излишки объектов, вы­явленные при инвента­ризации

 

 

 

 

Аналитический учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" организуют в разрезе затрат, свя­занных со строительством и приобретением основных средств, по каждому объекту основных средств.

Синтетический учет по кредиту счетов 07 и 08 организуют в журнале-ордере № 16 на основании актов приема-передачи основных средств, нематериальных активов в эксплуатацию, накладных, требований на пере­дачу в монтаж оборудования.

Учет нали­чия и движения собственных основных средств организация ведет на счете 01 "Основные средства": счет активный, инвентарный. Сальдо дебетовое отражает сумму первоначальной стои­мости действующих или находящихся в запасе и на кон­сервации собственных основных средств организации. Оборот по дебету показывает  поступление, по кредиту отражается выбытие объектов основных средств  по различным причинам, по первоначальной (восстановительной) стоимости.

При разработке учетной политики организации по учету основных средств в рабочем плане счетов целесо­образно установить субсчета к счету 01 "Основные сред­ства", которые позволят получать необходимые сведения при заполнении отчетности:  01/1 "Собственные основные средства (здания, со­оружения, машины, оборудование, земля, объекты приро­допользования и т. д.)";  01/2 "Арендованные основные средства по догово­ру лизинга";  01/3 "Основные средства на консервации";  01/4 "Основные средства в запасе";  01/5 "Выбытие основных средств" и др.

 

Дебет                                                   Счет 01 “ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА”                                 Кредит

Нач. остаток - первоначальная стоимость объектов основных средств, нахо­дящихся в собственно­сти организации

 

К 08 -"Вложения во внеоборотные активы"

 

Первоначальная стои­мость объектов, введен­ных в эксплуатацию в результате нового строительства и приобретений

Выбытие объектов основных средств :

При полном износе на сумму амортизации

 

 

Д 02 -"Амортизация основных средств" /1

К 08 -"Вложения во внеоборотные активы

Согласованная стои­мость объектов, вне­сенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал

При частичном износе

на сумму амортизации

на остаточную стои­мость

 

Д.02/1

Д 91 

К 08 -"Вложения во внеоборотные активы

Рыночная стоимость объектов, полученных безвозмездно в результате договора дарения

При реализации

на сумму амортизации

на остаточную стои­мость

 

Д.02/1

Д 91 -  "Прочие доходы и расходы" 

К 08 -"Вложения во внеоборотные активы

Согласованная стои­мость объектов, переве­денных из долгосрочной аренды после выкупа в собственность предприятия-арендатора

При безвозмездной передаче

на сумму амортизации

на остаточную стои­мость

 

 

Д 02/1

Д 91 -  "Прочие доходы и расходы" 

К 80 -  "Уставный капитал"

Первоначальная стои­мость имущества, вне­сенного товарищами в простое товарищество в счет их вкладов по согласованным ценам

При недостаче

на сумму амортизации

на остаточную стои­мость

 

Д 02/1

Д 94 -  "Недостачи и потери от порчи ценностей"

К 03 -"Доходные вложения в материальные ценности"

Первоначальная стои­мость основных фон­дов, переведенных из состава доходных вло­жений в материальные ценности

При стихийных бедст­виях

на сумму амортизации    

на остаточную стои­мость

 

Д 02/1

Д  99 -  "Прибыли и убытки"

К 83 -  "Добавочный капитал" , сч. 91 - 

" Прочие доходы и расходы" 

Прирост стоимости объ­ектов в результате их    переоценки

 

Уценка основных средств в результате переоценки

Д 91 -  "Прочие доходы и расходы" ,Д 83 -  " Добавочный капитал"

К. 08 -"Вложения во внеоборотные активы"

Первоначальная стои­мость объектов, приоб­ретенных в запас

Списание первоначаль­ной стоимости основных средств, переданных в произ­водство или эксплуа­тацию, в случае если эта стоимость не пре­вышает 10000 руб.

Д 20, 25,26,23,44

 

7. АМОРТИЗАЦИЯ ОС

 

Основные средства организации в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются. Износ - стоимостной показатель потери объектами основных средств физических качеств или технико-экономических свойств, а вследствие этого - стоимости. Поэтому каждой организации следует обеспечить накапливание средств (источников, необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств такое накапливание достигается за счет включения в издержки производства сумм отчислений, которые называются амортизационными. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются в соответствии:

1. С ожидаемой производительностью или мощностью объектов основных средств;

2. С ожидаемым физическим износом в соответствии с режимом работы (1-3 смены), естественными условиями  (юг, север), системой планово-предупредительных ремонтов;

3. С наличием нормативно-правовых и прочих ограничений использования объекта (срок аренды, срок деятельности организации, установленный при регистрации).

 Минимально возможный срок эксплуатации объектов основных средств установлен не ниже 12 месяцев.

Как говорилось выше, в соответствии со ст.58 НК РФ утверждена  Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Все основные средства подразделены на 10 групп.

Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:

1) линейный способ;

2) способ уменьшаемого остатка;

3) способ списания стоимости по сумме чисел лет сро­ка полезного использования;

4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение одного из способов начисления аморти­зации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использова­ния объектов, входящих в эту группу.

Самым распро­страненным остается линейный способ расчета амортиза­ции.

Объекты основных средств стоимостью не более 10000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, бро­шюры и т. п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или

эксплуатацию, Это не относится к основным средствам, стоимостью до 2000 руб. за единицу, приобретенных до 1 января 2002 года. Их надо учитывать по-прежнему на счете 01 до полного погашения его стоимости путем начисления амортизации). В целях обеспечения со­хранности этих объектов в производстве или при эксплуата­ции в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Определение срока полезного использования объек­та основных средств производится исходя из:

1) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощ­ностью;

2)  ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведе­ния ремонта;

3) нормативно-правовых и других ограничений исполь­зования этого объекта (например, срок аренды).

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа ме­сяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бух­галтерскому учету и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бух­галтерского учета.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимо­сти этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтер­ского учета.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по ре­шению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объек­та, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от ре­зультатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

Амортизационные отчисления, начисленные по объектам основных средств, отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, и начисляются не­зависимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Сумма начисленной амортизации отражается в бухгалтер­ском учете по дебету счетов учета издержек производства или об­ращения (за исключением объектов основных средств, сданных в аренду) в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации.

Счет 02 "Амортизация основных средств" предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эк­сплуатации объектов основных средств.

Начисленная сумма амортизации основных средств отража­ется в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Организация-арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по основным средст­вам, сданным в аренду, по кредиту счета 02 "Амортизация основ­ных средств" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (если арендная плата формирует операционные доходы).

При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, пе­редаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 "Амортизация основных средств" в кредит счета 01 "Основные • средства" (субсчет "Выбытие основных средств"). Аналогичная за­пись производится при списании суммы начисленной амортиза­ции по недостающим или полностью испорченным основным сред­ствам.

 

Дебет                              Счет 02 “АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ”                                 Кредит

 

 

Нач. остаток - сумма износа собственных объектов  основных средств, нахо­дящихся в собственно­сти организации на начало месяца

К 01 -"Основные средства"

сумма износа по объектам основных средств выбывших из эксплуатации

 

сумма начисленной амортизации (износа) за отчетный месяц по объектам основных средств

 

Д 20,23,25,26,08,44

К 91 -  "Прочие доходы и расходы" , сч. 83 -  "Добавочный капитал"

уменьшение износа при переоценке основных средств

сумма износа по основным средствам, сданным в текущую аренду, если эта деятельность включена в состав прочих операций

 

Д 91 -  "Прочие доходы и расходы"

 

 

увеличение износа при переоценке основных средств

Д 91 -  "Прочие доходы и расходы"  сч. 83 -  "Добавочный капитал"

 

Аналитический учет по счету 02 "Амортизация основных средств" ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обес­печивать возможность получения данных об амортизации основ­ных средств, необходимых для управления организацией и состав­ления бухгалтерской отчетности.                             

 

8. МЕТОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

   

Восстановление объектов основных средств может осу­ществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции, которые имеют разные по своей природе источники финансирования и соответственно раз­личный порядок отражения в учете. Ремонт, модернизация и реконструкция могут производиться хозяйственным (сила­ми самой организации) или подрядным способами (силами привлекаемой специализированной организации).

Ремонт основных средств может быть текущим, средним, капитальным или особо сложным, частично или полностью проводиться либо самостоятельно (хозяйственным спосо­бом), либо силами сторонней организации.

Кроме того, в процессе капитального ремонта может вы­полняться модернизация и реконструкция основных средств, что ведет к необходимости подразделения ремонт­ных работ на затраты текущего и капитального характера.

Законодательством предусмотрены следующие вариан­ты организации учета и финансирования ремонта производ­ственных основных средств:

1. Затраты на ремонт включаются в себестоимость те­кущего отчетного периода -  это озна­чает отражение ремонтных расходов на счетах издержек производства и обращения: счете 20 “Основное производ­ство” — для предприятий сферы материального производ­ства или счете  44 - "Расходы на продажу"— для предпри­ятий торговли.

В соответствии с Положением о составе затрат стои­мость работ по поддержанию основных производственных средств в рабочем состоянии (расходы на технический ос­мотр, на проведение текущего, среднего и капитального ре­монта) включается в состав издержек производства и обра­щения.

 При проведе­нии ремонта хозяйственным способом выполняются сле­дующие проводки:

Д  сч. 10 -"Материалы"  К сч. 60 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — приобретены материалы, запасные части и комплектующие детали для проведения ремонта

Д сч. 19 - "НДС по приобретенным ценностям" К сч. 60 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"  — отражен НДС, указанный в счете-фа­ктуре поставщика

Д  сч. 20 - "Основное производство", сч. 44 - "Расходы на продажу"  К  сч. 10 -"Материалы"  — издержки производства и обра­щения увеличены на стоимость материалов, запасных час­тей и комплектующих деталей, израсходованных в ходе про­ведения ремонта

Д сч. 20 - "Основное производство" сч. 44 - "Расходы на продажу"  К сч. 70- "Расчеты с персоналом по оплате труда"  — начислена заработная плата ре­монтным работникам

Д  сч. 20 - "Основное производство", сч. 44 - "Расходы на продажу" К сч. 69- "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" — начислены обязательные отчис­ления во внебюджетные фонды от заработной платы ре­монтных работников.

Затраты по законченному ремонту, осуществленные под­рядным способом, отражаются в учете следующим образом:

Д  сч. 60 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"  К сч. 51 - "Расчетные счета"  — произведена оплата ремонтных ус­луг, выполненных сторонней подрядной организацией

Д сч. 19 - "НДС по приобретенным ценностям"  К сч. 60 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"  — зачтен НДС, уплаченный сторонней организации, проводившей ремонт

 

 

2. Создается резерв для финансирования затрат на ре­монт.

Сумма резерва ежемесячно включается в себе­стоимость в размере норматива, установленного органи­зацией самостоятельно. Норматив разрабатывается сро­ком на 5 лет в твердой фиксированной сумме или в про­центах к первоначальной стоимости основных средств. Правильность и соответствие сумм образованного резер­ва и его использования условиям работы организации пе­риодически (а на конец года обязательно) проверяются по данным смет, расчетов и т. п. и при необходимости корректируются. Работы по сдаче-приемке оформляются актом.

 

3. Затраты на ремонт предварительно отражаются в составе расходов будущих периодов.

Этот метод предполагает предварительное отражение сто­имости ремонта на сч. 97 -  "Расходы будущих периодов" и последующее списание стоимости ремонта равными долями на себестоимость продукции (работ, услуг).

4. Создается специальный ремонтный фонд для прове­дения в течение ряда лет особо сложных видов ремонта. Ус­ловия формирования и использования этого фонда должны быть предусмотрены учредительными документами пред­приятия.

 

9. ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

В соответствии с п. 29 Положения по бухгалтерско­му учету "Учет основных средств", утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 № 25н (да­лее — ПБУ 6/01), и п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержден­ных приказом Минфина России от 20.07.98 № ЗЗн с изменениями от 28.03.2000 № 32н (далее - Мето­дические указания), объекты основных средств мо­гут быть списаны с баланса организации по следу­ющим причинам:

•        продажа объекта основных средств другому лицу;

•        списание в случае морального и (или) физи­ческого износа;

•       передача объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал другой организации;

•       ликвидация при авариях, стихийных бедст­виях и иных чрезвычайных ситуациях;

•       передача по договорам мены, дарения;

•       другие причины.

Рассмотрим на конкретных примерах поря­док отражения в бухгалтерском учете и для целей налогообложения выбытия основных средств с ба­ланса организации.

 

Продажа основных средств

Продажа основных средств оформляется, как пра­вило, договором купли-продажи.

Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от дан­ных операций используется счет 91 "Прочие доходы и расходы". По дебету указанного счета отражаются остаточная стоимость выбывших объектов и расходы, связанные с их выбытием; по кредиту - суммы выручки от реализации имущества, стоимость материальных цен­ностей, поступивших в связи со списанием имущества по цене возможного использования (рыночной стоимости).

Финансовый результат от списания основных средств представляет собой разницу между оборотами по дебету и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Превышение оборота по кредиту (прибыль) списывают по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 99 "Прибыли и убытки". Превышение оборота по де­бету составит убыток, и он будет списан обратной бухгал­терской записью: дебет счета 99 "Прибыли и убытки", кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы". Указанный результат, таким образом, входит в состав балансовой прибыли организации и облагается по установленным ставкам.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете организации-продавца операции по продаже автомобиля  служит договор купли-продажи . На осно­вании него продавец выписывает поку­пателю счет-фактуру, регистрируемый в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Продажа отражается бухгалтерски­ми записями:

Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",

К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Прочие до­ходы" - начислена задолженность покупателю за проданный объект;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Прочие расходы",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми" -                НДС по проданному объекту ;

Д-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основ­ных средств",

К-т сч. 01 "Основные средства" списана балансовая стоимость реализованного объекта;

Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств",

К-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основных средств" списана начисленная амортизация по проданному объекту ;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Прочие расходы",

К-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основных средств" - остаточная стоимость проданного объекта перенесена на счет прочих доходов и расходов;

Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы", субсч. "Сальдо прочих доходов и расходов",

К-т сч. 99 "Прибыли и убытки" определен финансовый результат (прибыль) от реализации объекта ;

Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" поступили средства от покупателя в счет частичной оплаты задолженности;

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми", субсч. "Расчеты по налогу на добавленную стоимость",

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсч. "Расче­ты по налогу на добавленную стоимость"  начислен налог на добавленную стоимость по реализован­ному и частично оплаченному объекту основных средств, подлежащий взносу в бюджет.

 

Списание объекта основных средств по причине морального или физического износа

. После истечения срока полезного использования объекта основных средств и полного переноса его стоимости на себестоимость продук­ции (работ, услуг) начисление амортизации прекра­щается, и организация вправе списать основное средство с баланса.

В учете списание объекта отразится так:

Д-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основ­ных средств",

К-т сч. 01 "Основные средства" списана балансовая стоимость выбывшего объекта основ­ных средств;

Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств",

К-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основных средств" - списан начисленный износ по выбывшему объекту основ­ных средств.

Выбытие объекта основных средств после ис­течения срока его полезного использования с полно­стью начисленной амортизацией и при отсутствии оставшихся после ликвидации запасных частей, де­талей или вторичного сырья не оказывает влияния на финансовый результат организации ни в бухгал­терском учете, ни для целей налогообложения.

Убытки от списания не полностью аморти­зированных объектов основных средств отражаются по строке 4.4 "Потери от списания и прочего выбы­тия остаточной стоимости не полностью амортизи­рованных основных средств" Справки о порядке определения данных за отчетный период.

Передача объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал другой организации

Взнос в уставный капитал общества (оплата акций) может производиться как денежными средствами, так и ценными бумагами, имуществом, имущественными либо иными права­ми, имеющими денежную оценку.

Счет 58 "Финансовые вложения" предназна­чен для обобщения информации о наличии и дви­жении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предостав­ленных другим организациям займов.

На этом счете отражается фактически вне­сенная сумма денежных средств (или иного имуще­ства организации) в уставный капитал другой орга­низации. Отражение в балансе организации ее за­долженности по вкладу в уставные капиталы других организаций нормативными документами не преду­смотрено.

Выбытие объекта в учете должно отразиться так:

Д-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основ­ных средств",

К-т сч. 01 "Основные средства" списана восстановительная стоимость переданного объекта;

Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств",   

К-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основных средств" - списана амортизация по переданному объекту;

Д-т сч. 58 "Финансовые вложения",

К-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основных средств" отражен вклад в уставный капитал другой организации.

Согласно п. 15 ПБУ 6/01 при выбытии объ­екта основных средств, подвергавшегося переоцен­ке, сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную при­быль организации. Уменьшение добавочного капитала при вы­бытии ранее переоцененного объекта основных средств следует отразить так:

Д-т сч. 83 "Добавочный капитал",

К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)" - уменьшение добавочного капитала в связи с выбыти­ем основного средства, ранее подвергавшегося пере­оценке.

Передача объекта основных средств по договору дарения

В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору даре­ния одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемо­му) вещь в собственность.

Если договором предусмотрена встречная передача вещи либо какое-то другое встречное обя­зательство, то заключенный договор уже нельзя считать договором дарения.

Согласно ст. 575 Гражданского кодекса РФ заключение договоров дарения запрещено между коммерческими организациями на сумму, превы­шающую 5 установленных законом минималь­ных размеров оплаты труда (500 руб. в настоящее время).

Согласно п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров (за исключением подакцизных), выполнение работ или оказание услуг в рамках благотворительной деятельности, производимой в соответствии с Федеральным зако­ном от 11.08.95 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", освобождаются от налога на добавленную стои­мость.

В учете будут сделаны записи :

Д-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основ­ных средств",

К-т сч. 01 "Основные средства" - списана балансовая стоимость переданного объекта;

Д-т сч. 02 "Амортизация основных средств",

К-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основных средств" списана амортизация по переданному объекту;

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)",

К-т сч. 01 "Основные средства", субсч. "Выбытие основных средств" остаточная стоимость переданных в порядке благотвори­тельной помощи объектов отнесена на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении организации.

 


Приложение № 1

Типовая межотраслевая форма № ОС - 1

АКТ (НАКЛАДНАЯ) № ________

приемки-передачи основных средств

Организация ___________________________________________________

 

Дата составления

Код вида операции

Код лица, ответственного за сохранность основных фондов

 

Сдат-чик-

орга-низа-ция, струк-турное подразделе-ние

 

Полу-чатель-струк-турное подразделе-ние

 

 

Вид дея-тель-

ности

 

Дебет

 

счет, суб-

счет

 

Дебет

 

код

анали-

тичес-

кого

учета

 

Кредит

 

счет, суб-

счет

 

Кредит

код

анали-

тичес-кого учета

 

Первонач. (балан-совая

стои-мость)

 

Срок полез-

ного

исполь-

зова-

ния

 

Сум-ма на-

чис-

лен-

ной

амор-

тиза-ции

 

Норма

амор-

тиза-

ции, % или

смет-

еая

став-

ка.

 

Код

нор-

мы

аморт.

отчис-й

 

Код сче-та и

объ-

екта

анал.

учета

 

 

ин-

вен-тар-ный

 

 

за-вод-ской

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма износа , руб.коп. _______________

На основании приказа/распоряжения от “ _________” 20   г. № произведен осмотр ____________________

 

____________________________________________________________ принимаемого (передаваемого)

                                 наименование объекта

в эксплуатацию от _____________________________________________________________________________

 

В момент приемки (передачи) объект находится в _________________________________________________

                                                                                                              местонахождение объекта

 

Объект (оборудование)

Вид

Объект (оборудование)

Код

Год выпуска (постройки)

Дата ввода в эксплуатацию

 

Номер паспорта

16

17

18

19

20

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основание перемещения _________________________________________________________________________

 

Краткая характеристика объекта ____________________________________________________________

 

Сведения о наличии драгоценных  материалов (металлов, камней)

 

Приспособления и принадлежности

Содержание драгоценных материалов (металлов, камней)

наименование

код

количество

наименование драгоценного материала

номенклатурный номер

ед.изм.

наименование

ед.изм.

код

количество (масса)

22

23

24

25

26

27

28

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборотная сторона формы № ОС - 1

 

Объект техническим условиям    соответствует_________________________________________________

                                                         не соответствует

______________________________________________________________________________________

указать, что именно не соответствует

______________________________________________________________________________________

 

Доработка   не требуется________________________________________________________________

                      требуется

_____________________________________________________________________________________

указать, что именно требуется

_____________________________________________________________________________________

 

Результаты испытания объекта _________________________________________________________

 ____________________________________________________________________________________

 

Заключение комиссии _______________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

Приложение. Перечень технической документации_____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Председатель комиссии  __________      _________________     _________________________________

                                                 должность             подпись                                                 расшифровка подписи

 

Члены комиссии             __________      _________________     _________________________________

                                                 должность                                       подпись                                    расшифровка подписи                                      _________      _________________     _________________________________

 должность          подпись                                    расшифровка подписи

 __________      _________________     _________________________________

должность        подпись                                    расшифровка подписи

 

Объект основных средств

 

Сдал        __________      _________________     _________________________________

                 должность             подпись                                    расшифровка подписи

 

М.П.

 

принял       __________      _________________     _________________________________

                      должность          подпись                                    расшифровка подписи

 

М.П.

 

Отметка бухгалтерии об открытии карточки (записи в книге) или перемещении объекта

 

Главный бухгалтер (бухгалтер)  ________________         _____________________________

                                                                подпись                                      расшифровка подписи

 

“ ______” ____________________ 20    г.

 

Приложение № 2

Типовая межотраслевая форма № ОС - 3

АКТ № ___________

приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных  и модернизированных  объектов

Организация ____________________________________________________________________

 

Дата составления

Код вида операции

Код лица, ответственного за сохранность основных фондов

 

Струк-турное

подраз-деление

Вид

деятель-

ности

Первоначальная (балансовая) стоимость до проведения модернизации, реконструкции

Сумма начисленной амортизации

 

Дебет

 

Кредит

Первоначальная (балансовая) стои-мость с учетом реконструкции, модернизации

 

 

Номер

 

 

 

 

счет, суб-

счет

код

анал

учета

счет, суб-

счет

код

анал.

учета

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма износа с учетом реконструкции и модернизации, руб., коп. __________________

Организация (структурное подразделение) - исполнитель работ _________________________________

По договору (заказу) от “ _____” 20   г.  № ________    __________________________________________

                                                                                                                             наименование объекта

находился в ремонте (реконструкции, модернизации) с _________   по _______ , т.е. ______дней 

                                                                                                         дата                            дата

Предусмотренные работы по ремонту (реконструкции, модернизации) выполнены ______________

полностью_______________________________________________________________________________

не полностью

________________________________________________________________________________________

                                                               указать, что именно не выполнено

С П Р А В К А

Стоимость выполненного объема работ, руб, коп.

По договору (заказу)

Фактически

ремонта

реконструкции

(модернизации)

ремонта

реконструкции

(модернизации)

затрат по доставке оборудования

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметка бухгалтерии об открытии карточки (записи в книге) или перемещении объекта

Главный бухгалтер (бухгалтер)  ________________         _____________________________

                                                                              подпись                                    расшифровка подписи

“ ______” ____________________ 20    г.

 

Оборотная сторона формы № ОС - 3

По окончании ремонта (реконструкции, модернизации) объект прошел испытания и сдан в эксплуатацию.

Изменения в характеристике объекта, вызванные реконструкцией, модернизацией ___________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сдал    __________      _________________     _________________________________

М.П.       должность                        подпись                                    расшифровка подписи

 

Принял __________      _________________     _________________________________

 М.П.             должность                     подпись                                    расшифровка подписи

 

“ ______” ____________________ 20    г.


Приложение № 3

Типовая межотраслевая форма № ОС - 6

 

ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА № ____________

учета основных средств

 

Организация _____________________________________________________________________________

 

 

 

Дата составления

Документ на оприходование

дата          номер

 

Количество объектов

Первоначальная стоимость всех объектов, руб., коп.

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________________________

полное наименование и назначение объекта

 

______________________________________________________________________________________

наименование организации-изготовителя

 

________________________________________________________________________________________            

модель, тип, марка

 

Структур-

ное подразделеие

Вид дея-тель-

ности

Счет,

суб-счет

Код

анал.

учета

Первона-

чальная

(балансо-вая) стои-

мость

Срок по-

лезного

исполь-

зования

Норма  аморти-

зации, %

или

сметная

ставка

Код нормы

амортиза-

ционных

отчислений

Код счета и объекта анал. уче-та (для отнесения амортизации ОС)

 

Объект

(оборудование)

 

вид            код

 

Акт о вводе в эксплуатацию

 

дата        номер

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признак собствен-ности

 

Номер

Сумма начисленной амортизации

Год выпуска ( постройки)

Содержание драгоценных материалов (металлов, камней)

 

Выбыло (передано)

 

ин-

вен-

тар-

ный

за-

вод-

ской

пас-

пор-

та

 

 

наи-

ме-но-

ва-

ние

но-мен-кла-тур-

ный №

ед.

изм.

 

 

 

наим.    Код

 

коли-

чест-

во

(мас-

са)

 

по документу

 

дата        №

 

причина выбытия (переме-щения)

 

наим.          код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сумма износа, руб., коп. ____________________
Оборотная сторона формы № ОС - 6

 

Достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация объекта (бухгалтерская запись

 

Ремонт объекта (бухгалтерская запись)

 

дата

 

номер

инвен-тарный номер

сумма затрат

руб., коп.

 

дата

 

номер

инвен-тарный номер

сумма затрат

руб., коп.

 

дата

 

номер

инвен-тарный номер

сумма затрат

руб., коп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая индивидуальная характеристика объекта

 

Наименование конструктивных элементов и других признаков, характеризующих объект

 

Материалы, размеры и прочие сведения

 

основной объект

наименование важнейших пристроек, приспособлений и принадлежностей, относящихся к основному объекту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточку заполнил         __________      _________________     _________________________________

                                                                  должность                                       подпись                                    расшифровка подписи

 

“_____” _______________20   г. 
Приложение № 4

Типовая межотраслевая форма № ОС - 14

 

АКТ № ____________

о приемке оборудования

 

Организация _________________________________________________________________

 

 

Дата сос-

тавления

Код вида

операции

Струк-турное подраз-деление

Вид дея

тель-

ности

Склад

Код отпра-

вителя

Код пос-

тавщика

Корреспонди-

рующий счет

 

Счет, субсчет

Корреспонди-рующий счет

 

код аналитического учета

Номер сопроводительного документа, счета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место составления акта __________________________________________________________________________

 

Начало приемки ________ч. ____________мин.  Окончание приемки _________ч. ____________ мин.

 

Принят и осмотрен груз, прибывший _________-20   г. по счету № ______ от “ ___” ______20   г.

 

со станции (пристани) __________________по сопроводительному транспортному документу № ____

 

от “ ___” ________-20   г.  в вагонах № _________________________________________

 

Отправитель __________________________________________________________________________________

                                            наименование, адрес и номер телефона

Поставщик  ___________________________________________________________________________________

                                            наименование, адрес и номер телефона

 

Дата отправки оборудования со станции (пристани, порта) или со склада отправителя ________________

 

По сопроводительному документу значилось:

 

Знак,

марка,

пломба

Количество

мест

Вид упаковки

Наименование оборудования (груза)

Единица измерения

Масса груза отправителя

Масса груза дороги, пристани

Особые отметки отправителя по накладной

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При осмотре оборудования (груза) установлено:

 

1. Упаковка не повреждена  _________________________________________________________________

                       повреждена                               указать,  как повреждена

 

2. Оборудование поставлено комплектно  _____________________________________________________

                                                   некомплектно                         указать, какая некомплектность

 

 


Оборотная сторона формы № ОС -14

3. При наружном осмотре оборудования оказалось:

 

Наименование

оборудования

Номенклатур-

ный номер

Тип, марка

Номер паспорта

или маркировка

Количество

по документу

Количество

фактически

Стоимость

руб., коп.

Обнаруженные

дефекты

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: Дефекты, обнаруженные при ревизии, монтаже и испытании оборудования, оформляются актом о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16)

 

Заключение комиссии:  _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перечень прилагаемых документов ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

С правилами приемки оборудования по количеству, качеству и комплектности все члены комиссии ознакомлены:

 

______________       ______________    ____________________  _______________________________________

должность                           подпись                             расшифровка подписи         номер и дата выдачи документа о полномочиях                                                                                                            

                                                                                                                                            наименовании организации, выдавшей документ

______________       ______________    ____________________  _______________________________________

должность                           подпись                             расшифровка подписи         номер и дата выдачи документа о полномочиях                                                                                                            

                                                                                                                                            наименовании организации, выдавшей документ

______________       ______________    ____________________  _______________________________________

должность                           подпись                             расшифровка подписи         номер и дата выдачи документа о полномочиях                                                                                                            

                                                                                                                                            наименовании организации, выдавшей документ

 

Оборудование принято и оприходовано “ _____ “ ________ 20   г.

 

Коммерческий акт № ____ от  “ ____ “ _________ 20   г.

 

М.П.

 

Заведующий складом _______________     ____________________________________

                                          подпись                                                       расшифровка подписи

 

 

“ ______” _________20    г.
ЛИТЕРАТУРА

 

1. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Приказ Министерство финансов РФ от 20.07.98 № 33 н/ж. Бухгалтерский учет, № 10, 1998, с. 15 -25

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению . Приказ МФ РФ от 31.10.2000 № 94н

3. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/01)

4. Абрамов Н.В. Изменения в учете основных средств, подлежащих регистрации/ ж.Главбух, № 17, 2000

5. Багдасаров Д.Р. Переоценка основных средств: оптимизация налогообложения организации/ ж. Бухгалтерский учет, № 22, 2000

6.Борисов А. Методы восстановления основных средств/ г. Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение, № 26, 2000.

7. Верещагин С.А. Учет выбытия основных средств / ж. Бухгалтерский учет, № 18, 2001

8. Захарьин В.Н. Об учете поступления и выбытия основных средств / ж. Бухгалтерский учет. Приложение № 24, 2000

9. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Учет основных средств / ж. Приложение к журналу «Бухгалтерский учет. №№10-15, 2001

10. Малявкина М.И. Выбор амортизационной политики организации / ж. Бухгалтерский учет, № 24, 2000

11. Малявкина Л.И. Оценка и инвентаризация активов и пассивов организации / ж. Бухгалтерский учет, № 23, 2001

11. Шаронова Е. Купля-продажа основных средств в рассрочку / г. Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение, № 26, 2000




Посмотрите также