Основы этикета и искусство общения
Оценка 5

Основы этикета и искусство общения

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
14.03.2022
Основы этикета и искусство общения
Цель: формирование этикетной грамотности и культуры общения у воспитанников. Задачи: 1.Ознакомить с историей возникновения этикета; 2. Познакомиться с основными видами этикета; 3.Поговорить о том, что означает «придерживаться нормам этикета в повседневной жизни»; 4.Научить создавать атмосферу доверия; 5.Научить сохранять естественность в общении; 6.Создать представление об этикете общения, формировать основы социального поведения.
основы этикета и искусства общения.docx

Тема: «Основы этикета и искусство общения».

Цель: формирование этикетной грамотности и культуры общения у воспитанников.

Задачи:

1.Ознакомить с историей возникновения этикета;

2. Познакомиться с основными видами этикета;

3.Поговорить о том, что означает «придерживаться нормам этикета в повседневной жизни»;

4.Научить создавать атмосферу доверия;

5.Научить сохранять естественность в общении;

6.Создать представление об этикете общения, формировать основы социального поведения.

Оборудование: компьютер, проектор, лист бумаги, ручка.

План

1.     Представление.

2.     Вступление. 

3.     Основная часть.

4.      Заключение.

Ход занятия.

1.      Представление.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас проведу классный час на тему: "Основы этикета и искусство общения". Для начала разделимся на команды. Выберем капитанов команд. Это нам пригодится чуть позже.

2.      Вступление. Слайд №1

Тема: Основы этикета и искусство общения

Эпиграф: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…". А.П. Чехов

Во время классного часа мы поговорим с вами о том, что такое этикет, познакомимся с историей возникновения этикета.

Поговорим о том, что означает "придерживаться нормам этикета" в повседневной жизни. В ходе небольших заданий в группах потренируемся создавать атмосферу доверия, сохранять естественность в общении.

3.      Основная часть

     3.1.Что такое "этикет" Слайд №2

Этикет - это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе - в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует. Это культура речи, умение управлять своими эмоциями, вежливость и опрятный внешний вид.

 

3.2.История этикета. Слайд №3

Слово "этикет" впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика ХIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с  правилами поведения. Но своды правил создавались еще в Древнем Египте: около 2350 г. до н. э. была написана книга, называвшаяся "Инструкция по поведению".

Слайд №4 В России, при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению".

 

3.3. Нравственные категории, на которых основаны правила этикета

Слайд №5

Этикет свободный от крайностей и устаревших формальностей, не усложняет, а упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных категориях как вежливость, тактичность, корректность, порядочность.

Таким образом, усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта (умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и настроения других людей), приучает сохранять собственное достоинство и уважать окружающих даже в сложных, конфликтных ситуациях.

 

3.4. Виды этикета

 Слайд №6 ( 4сек)

Слайд №7

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

"        придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

Слайд №8

"        дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

Слайд №9

"        воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

Слайд №10

"        общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Слайды №11, 12,13,14,15,16,17

Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек.

 

3.5. Внешний вид и привычки (этикет одежды)

Поговорим о внешнем виде и привычках, об этикете одежды.

Слайд № 18

Внешний вид должен быть безупречен во всем.

Внешность – ваша визитная карточка! Уход за ней должен быть грамотным, систематическим и тщательным.

Внешний вид человека – один из ведущих факторов успеха.

Необходимо постоянно заботиться о своем внешнем виде, опрятности и чистоте.

Наша одежда должна соответствовать той обстановке, где мы находимся.

Ребята вспоминают и приводят примеры. Потом учитель подводит итог.

Рекомендуется одежду выбирать спокойных тонов и тех фасонов, которые соответствуют возрасту человека, времени дня и года.

Летом и в дневное время лучше носить светлый костюм, зимой и в вечернее время — более темного цвета

Форма военнослужащих должна быть установленного образца.

Носки и обувь также следует подбирать в тон и по сезону. Важно, чтобы носки соответствовали цвету обуви или цвету костюма, или галстука.

А сейчас викторина для всех – “Правильно ли это?»

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. Ходить в театр в спортивном костюме?

3. Приходить на занятия в начищенной обуви?

4. Приходить на занятия в мятых брюках и рубашке?

5. Опаздывать на занятия?

6. Ходить вразвалку.

7. Ходить  твердо, прямо, не сгибаясь и с достоинством.

8. Держать руки в карманах.

Никогда не забывай, что на твой внешний вид и на твои манеры обращают внимание окружающие.

 

3.6. Правила поведения на улице и в общественных местах

Слайд №19

А как мы должны вести себя на улице и в общественных местах? Приведите, пожалуйста примеры?

Ребята поднимают руки и высказываются.

 Подведем итог. Я всем раздам по одному листочку, на котором записано правило, и вы его зачитаете. Некоторые из них вы уже сейчас назвали, а некоторые нет.

Будь вежлив с окружающими или прохожими.

Не забудь извиниться, если причинил другому беспокойство или неудобство.

Не смотри пристально на окружающих.

Не показывай пальцем на людей или предметы.

Не оборачивайся и не смотри вслед прошедшим людям.

Не ешь, идя по улице.

В кинотеатре и театре, войдя в зал, не забудь снять головной убор.

В кинотеатре и театре, проходя между рядами, иди спиной к сцене.

При входе в купе поезда нужно поздороваться, а при уходе попрощаться.

При пользовании общественными средствами транспорта не следует толкаться, нарушать очередь.

При этом правила хорошего тона рекомендуют пропустить вперед себя пожилых людей, женщин, матерей с детьми, больных и инвалидов.

Молодые люди должны уступать место женщинам и пожилым.

Сорить, бросать на пол использованные билеты, бумажки и другой мусор неприлично.

Не насвистывай на улице и в других общественных местах.

Не смейся слишком громко.

      Рассмотрим ситуацию.

 Вопрос:  Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия?

Ответ: Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном.

 

3.7. Правила поведения за столом

Также очень важно правильно вести себя за столом.

Рассмотрим Слайд № 20. Здесь мы видим расставленные столовые приборы для одного человека. А как называется эта расстановка?  

Куверт (от фр. couvert, покрытый) — термин, обозначающий полный набор столовых приборов для одного человека на накрытом столе. 

Слайд №21

На этом слайде нам показывают, что хлеб надо брать не вилкой, а руками. Ножом хлеб не отрезают, а аккуратно отламывают.

Слайд №22

Куда надо положить ложку во время еды или после ее завершения?

Да, правильно. Ложку необходимо оставить в тарелке.

Ребята, какие вы знаете правила поведения за столом?

Ребята должны поднимать руки и называть известные им правила.

Не толкаться в очереди. Сказать «спасибо» работникам столовой. Не входить в столовую в верхней одежде.

Подведем итог, зачитав несколько правил столового этикета.

Учитель раздает листочки с правилами каждому ученику. Ребята их зачитывают.

Не опаздывай, будучи приглашен на обед, завтрак, ужин, чай.

Не сиди слишком близко к столу или слишком далеко от него.

Не сгибайся над тарелкой. Держись по возможности прямо.

Не затыкай салфетку за воротник и не раскладывай ее на груди. Салфетку следует класть на колени.

Не играй салфеткой, вилкой и другими принадлежностями стола

Не расставляй локти.

Не ставь локти на стол.

Не откидывайся и не разваливайся на стуле.

Не бери хлеб вилкой, бери рукой.

Не кусай от целого куска хлеба, отламывай маленькие кусочки

Не кроши хлеб в суп.

Не ешь с ножа.

Не ешь слишком быстро.

Не наполняй рот большим количеством пищи.

Не критикуй то, что подается к столу.

А как надо поступить в следующих ситуациях?

Вопрос 1. Вы помешали чайной ложкой чай или кофе. Куда надо положить ложку?

Ответ. Не клади чайную ложку в стакан или чашку. Помешав чай или кофе, положи ложку на блюдце.

Вопрос 2. Как надо поступить, если вам подали блюдо, которое вам не нравиться или для вас вредно?

Ответ. Не отказывайся от какого-нибудь блюда, ссылаясь на то, что оно тебе не нравится или что оно тебе вредно. Лучше всего отказаться без объяснения причин. Не рассказывай за столом о своих болезнях.

 

3.8. Приветствие, знакомство.

Слайд №23

Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю, и скажите, пожалуйста, о чём мы с вами будем говорить?

- Добрый день! – тебе сказали,

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали – теплоты и доброты.

- Здравствуйте – ты скажешь человеку,

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

Так о чем будем говорить? (ответы детей)

Да, правильно. О правилах этикета общения, знакомства. Мы поговорим о вежливости и будем учиться вежливому общению.

Игра «Вежливые слова»

Сейчас мы узнаем, знают ли наши ребята вежливые слова, употребляемые в приветствиях. Нужно дружно и правильно закончить рифму.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться …(доброе утро)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).

Когда бранят за шалости,

Говорим «Простите …(пожалуйста).

И во Франции и в Дании

Говорят, прощаясь... (до свидания).

Если солнышко садиться,

По деревьям золотится,

Говорим при встречи

Всем знакомым (добрый вечер)

Будет легче нам ехать и легче идти,

Когда пожелают (счастливого пути)

С чего начинается общение?

Любое знакомство, да и вообще любое общение начинается с приветствия. Каким оно должно быть?

По этикету, приветствовать человека нужно словами:

"Здравствуйте! "

"Доброе утро! " "Добрый день! " "Добрый вечер! "

Что важно в приветствии?

Очень важный элемент приветствия - интонация! Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно.

"Добавленная" к приветствию улыбка улучшит общее настроение.

Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями, поцелуем руки.

Во время приветствия не следует опускать глаза, нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете.

Слайд №24.

Иногда вместо рукопожатия обмениваются легким наклоном головы…

Пожимая руку, произносят краткое приветствие: «Мое почтение...», «Рад встретится с Вами…»

Младшие первыми здороваются со старшими

Женщина первой подает руку мужчине

Слайд №25  

А вот каким приветствие может быть у других народов.

Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются                     

Китайцы в прежние времена, встречая друга, прижимали руку себе самому

Индейцы племени Навахо приветствуют друг друга фразой «Все хорошо!»

Арабы приветствуют друг друга фразой «Мир с тобой»

Французы целуют друг друга в щеку

Слайд №26

Какие правила современного этикета появились  благодаря рыцарям?

Входя в помещение, мужчина снимает головной убор

Входя в помещение, рыцарь снимал шлем, чтобы показать, что он пришел с миром

Здороваясь за руку, мужчина снимает перчатку

Подавая руку для приветствия, рыцарь снимал перчатку, чтобы показать, что там не спрятано оружие

В этикете нет мелочей, поэтому всегда надо стремиться к проявлению максимальной вежливости. Для того, чтобы познакомиться с кем-либо или познакомить кого-то, необходимо представиться (представить), то есть назвать свою фамилию, имя, отчество. Итак, первый шаг к установлению знакомств - это представление.

Вопрос: К вам в класс пришел новый ученик? Расскажите, как происходит знакомство, представление?

Ответ: Учитель, показывая на нового ученика называет его фамилию и имя. На что что новый ученик скромно сделает кивок. Учитель может дать краткую характеристику. Называть каждого из вас не будет, а просто скажет: «Это ученики 6 класса»

Потом, на перемене каждый из вас будет подходить и представляться. Меня зовут….

После представления новые знакомые обмениваются приветствиями и в большинстве случаев рукопожатиями. Первым руку подает тот, кому представляется новый знакомый.

При обращении к незнакомому человеку как следует говорить «Вы» или «ты».

Конечно «Вы». На "ты" можно обращаться лишь к близким людям, родным, родственникам (если они моложе или ваши ровесники), детям и друзьям. В ряде иностранных языков, в частности, в английском вообще нет обращения на "ты".

 

3.9. Правила общения по телефону.

Есть определенные правила телефонного этикета, которыми необходимо пользоваться.

Слайд №27

Вопрос: Какая должна быть мелодия звонка?

Ответ: Правильно. Звук телефона не должен раздражать окружающих

Телефонный разговор надо начинать с улыбкой.

Тот, кто звонит, должен представиться

Разговор должен быть краток, четок

В начале разговора спросите, не помешали ли вы, не оторвали ли от важных дел.

По правилам этикета тактично звонить с 8.00 до 22.00

Вопрос: В каких случаях можно звонить в любое время суток?

Ответ: Но бывают экстренные случаи, при которых не обращают внимание на время (скорая помощь, полиция)

Полезно чаще вспоминать, что телефон изобретен и для того, чтобы не заходить к знакомым без предупреждения!

Как начать разговор по телефону. Тот, кто звонит, после слов приветствия должен представиться сам. Например: "Здравствуйте. Это звонит (не забудьте - ударение на втором слоге!) Олег Вячеславович.

Не рекомендуется:

Обращаться по телефону к незнакомому человеку на "ты".

Называть собеседника "женщина", "мужчина", "девушка", "дедушка": вы же не видите, кто именно взял трубку, а голос может быть обманчивым. Лучше безличное обращение: "будьте любезны", "извините", "скажите, пожалуйста", "сделайте одолжение".

Слайд №28 Важно слушать собеседника.

Слайд №29 Разговаривайте вежливо.

Слайд №30 Учитесь прекращать разговор.

Преимущества мобильного телефона трудно переоценить. И все же, в определенных ситуациях он способен создавать неудобства, а то и вызвать досаду. С телефоном в кармане можно находиться в общественном месте, в ресторане, в парикмахерской; но в кинотеатре, в театре, во время концерта он будет несомненной помехой - в таких местах нужно отключить его совсем, либо (если ждете важный звонок) отключить звонок, оставив вибровызов.

 

3.10. Искусство общения

 А теперь рассмотрим непосредственно общение.

Слайд №31

Чтобы окружающим было приятно с вами общаться, и вы нашли верных друзей, важно научиться общаться, соблюдать определенные правила:

o Излучайте положительные эмоции. Веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.

o Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.

o Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.

o Называйте собеседника по имени.

o Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.

o Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определённых норм взаимоотношений.

Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.

Игра "Общение без слов"

У нас 4 команды. Вам нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга в команде. Нужно передать капитану информацию без слов, знаками. Встаньте, пожалуйста, в колонну. Капитан впереди. Последний игрок рисует предыдущему пальцем на спине фигуру, букву, цифру, предпоследний передает дальше, рисуя на спине, игра должна пройти в полной тишине. Капитан рисует на доске то, что ему передали члены команды.

Последний игрок, возьмите вашу карточку для игры. (на карточках нарисованы фигуры, буквы "Е", "Н", "Т" и "А", цифры "4", "6", "3", "2"). Начинаем. (Все команды по одной фигуре.) Повторим еще раз.

Тяжело общаться без слов, однако некоторые команды справились с этим непростым заданием, поняли друг друга.

3.11. Упражнение: учимся видеть положительные качества в человеке

 Слайд №32.  

Симпатичный                     Умный                  Скромный

Красивый                           Добрый                  Душевный

Сердечный                          Честный               Старательный

Аккуратный                       Прямой                  Толковый

Любознательный                Мягкий                 Отзывчивый

Эрудированный                  Деликатный         Искренний

Разносторонний                  Тактичный           Справедливый

Интеллигентный                Вежливый             Надежный

Рассудительный                 Воспитанный        Веселый

Трудолюбивый                  Мудрый                 Бескорыстный

А вот и новое задание. Чтобы получать удовольствие от общения, нужно доверять своему собеседнику, симпатизировать ему. Поучимся видеть в любом человеке положительные качества. Вот лист бумаги с табличкой. Вам, посовещавшись, необходимо заполнить его. Запишите игроков своей команды и попробуйте найти в них качества, которые украшают человека (подсказки есть на слайде). Может, вы откроете что-то своё. Итак, начинаем выполнять задание. Достаточно написать по три качества. Начали.

Все готовы. Капитаны, зачитайте вслух. Вы видите, какие прекрасные люди учатся в нашем классе?

 

3.12. Задание: Умеем ли мы слушать и принимать чужое мнение

У нас очередное задание. Умеете ли вы слушать и принимать чужое мнение? Это так важно в общении! Проверим.

Капитан команды говорит фразу: "Мои любимые виды спорта футбол..."

Второй игрок все повторяет и добавляет "…и." и т.д. Каждый игрок добавляет по одному слову в общий список.  (Можно сделать 2 круга, добавляя предметы, если мало игроков)

Темы для игры выбираем жребием:

1       У бабушки в огороде растёт… (овощи)

2       Я поехал в отпуск и взял с собой… (вещи)

3       У мамы в букете стоят… (цветы)

4       На день рождения я пригласил… (имена)

Вывод. Очень хорошо. Вы все внимательно слушали друг друга. Это подтверждает, что у вас отличная команда.

 

4.      Заключение.

Выполняя эти задания, вы потренировались находить хорошее в людях, что-то общее у вас, таких разных. Вы стали немножко добрее друг к другу. Вы узнали, как правильно общаться и др.

Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно нас ранит.

В ходе классного часа познакомились с понятием «Этикет» и поговорили о некоторых правилах хорошего тона.

Вопрос: Так что же такое «Этикет»?

Ответ: Этикет - это свод норм, правил общения людей между собой

Вопрос: Какие виды этикета вы знаете?

Ответ: Придворный, Дипломатический, Воинский, Общегражданский…


 

Тема: «Основы этикета и искусство общения»

Тема: «Основы этикета и искусство общения»

Нравственные категории, на которых основаны правила этикета

Нравственные категории, на которых основаны правила этикета

Рекомендуется одежду выбирать спокойных тонов и тех фасонов, которые соответствуют возрасту человека, времени дня и года

Рекомендуется одежду выбирать спокойных тонов и тех фасонов, которые соответствуют возрасту человека, времени дня и года

Ответ: Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за…

Ответ: Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за…

Слайд №23 Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю, и скажите, пожалуйста, о чём мы с вами будем говорить? -

Слайд №23 Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю, и скажите, пожалуйста, о чём мы с вами будем говорить? -

Пожимая руку, произносят краткое приветствие: «Мое почтение

Пожимая руку, произносят краткое приветствие: «Мое почтение

Тот, кто звонит, должен представиться

Тот, кто звонит, должен представиться

Капитан впереди. Последний игрок рисует предыдущему пальцем на спине фигуру, букву, цифру, предпоследний передает дальше, рисуя на спине, игра должна пройти в полной тишине

Капитан впереди. Последний игрок рисует предыдущему пальцем на спине фигуру, букву, цифру, предпоследний передает дальше, рисуя на спине, игра должна пройти в полной тишине

Выполняя эти задания, вы потренировались находить хорошее в людях, что-то общее у вас, таких разных

Выполняя эти задания, вы потренировались находить хорошее в людях, что-то общее у вас, таких разных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2022