"Основы философии" программа промежуточной аттестации
Оценка 4.9

"Основы философии" программа промежуточной аттестации

Оценка 4.9
docx
16.03.2023
"Основы философии" программа промежуточной аттестации
Основы философии СПО программа промежуточной аттестации.docx

 

 

Программа

промежуточной аттестации студентов

по учебной дисциплине

Основы философии

 

специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

33.02.01 «Фармация»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Пояснительная записка                                                                                  4

2. Паспорт                                                                                                          5

3. Форма проведения промежуточной аттестации                                            7

4. Область применения программы промежуточной аттестации                      7

5. Объем времени на подготовку и проведение промежуточной аттестации   7

6. Сроки проведения промежуточной аттестации                                             7

7. Условия подготовки и процедура проведения промежуточной аттестации 7

8. Дидактические единицы «иметь практический опыт», «уметь» и «знать»   13

9. Задание для экзаменующегося                                                                      14

10. Методические рекомендации по подготовке мини – проекта написание и защита философского эссе                                                                                   20

10. Пакет экзаменатора                                                                                     23

11. Критерии оценивания философского эссе                                                   23

13. Список литературы                                                                                      25

 


 

Пояснительная записка

 

В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы философии» с учетом требований ФГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов учебный курс завершается дифференцированным зачетом.

Дифференцированный зачет проводится в форме мини – проекта по написанию и защите философского эссе «Фраза, изменившая мою жизнь» для специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело» и «Фармация».

Эссе, это особая форма самосознания автора, духовный опыт его личности, индивидуальный путь переживания и осмысления жизни, оформленный в слове и, следовательно, являющийся первоначально процессом философским, а уже после – художественным.

Мини – проект в форме эссе позволяет выявить самостоятельность выполнения работы, насколько используемые понятия строго соответствуют теме, как грамотно применяются категории анализа, используются ли приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязей понятий и явлений. Способен ли студент объяснить альтернативные взгляды используя информационное пространство на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению.

Философское эссе представляет собой размышления о смысле бытия, о развитии общества, о жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле. Все эти проблемы могут обсуждать и обсуждают люди разных профессий, обладающие различным опытом и культурой. Но на протяжении многих столетий подобные вопросы обсуждались в рамках особой духовной деятельности, которую со времен античности принято называть философией. Таким образом, философское эссе - выражение глубоко личного индивидуального знания о бытии, отличающееся критическо-творческим отношением к миру и прежней системе взглядов на мир.


 

1.     ПАСПОРТ

 

Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии относится к обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям  «Лечебное дело», «Сестринское дело» и «Фармация»,  изучается  в объеме 72 часов максимальной учебной нагрузки, включая 48 часов обязательной учебной нагрузки студентов.

В соответствии с ФГОС СПО, утвержденным  приказом Минобрнауки от 12 мая 2014 г. № 489, студенты, завершившие изучение дисциплины, должны

уметь:

§ ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

знать:

§ основные категории и понятия философии;

§ роль философии в жизни человека и общества;

§ основы философского учения о бытии;

§ сущность процесса познания;

§ основы научной, философской и религиозной картин мира;

§ об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

§ о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

В процессе освоения рабочей программы учебной дисциплины актуализируются общие компетенции ОК.1-13:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК.10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК.11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК.12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК.13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей


 

2.                 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Изучение учебной дисциплины «Основы философии», согласно календарно- тематическому плану и рабочей программы «Основы философии», завершается дифференцированным зачетом. Предметом контроля является оценка уровня освоения дисциплины студентами в соответствии с требованиями к результатам, установленными ФГОС СПО.

 

3.                 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Программа включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета (I курс, второй семестр). Зачет проводится в форме мини – проекта по написанию и защите философского эссе «Фраза, изменившая мою жизнь».

 

4.                 ОБЪЕМ ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

На проведение дифференцированного зачета отводится 90 минут

 

5.                 СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Итоговое занятие проводится в конце II семестра после изучения всех тем учебной дисциплины «Основы философии»

 

6.                 УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Позиции компетентностного подхода в философском эссе требуют разработки других критериев оценивания, т. к. оценка компетенций не предполагает выставление отметки. Руководствуясь общими правилами, рекомендованными Федеральным институтом развития образования, в процессе оценки используется критерий: компетенция сформирована/ не сформирована (да/нет).

Для оценки сформированности общих компетенций недостаточно разработать критерии только для этапа “защита философского эссе”.

Для этого необходима комплексная оценка сформированности общих компетенций на всех этапах мини – проекта по написанию и защиты философского эссе. (Таблица 1)

В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции.

Таблица 1. Показатели оценки сформированности ОК, (в т.ч. частичной)

Этап мини – проекта по написанию и защите философского эссе

Формируемые компетенции

Показатели оценки

Оценка (да/нет)

Планирование

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Положительные ответы опросника № 1-6

 благоприятное личностное отношение, сформированность мотивационной структуры  личности, уровень познавательного интереса;

 

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

— формулировка суждений и аргументов, которые выдвигает автор, как минимум два-три аргумента;

— доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;

— анализ контраргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.

 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- самостоятельное определение целей учебно-исследовательской работы, задач и методов

 

ОK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

умение сравнивать результаты своей деятельности с образцом, отношения между людьми и собственное поведение с усвоенными этическими нормами.

 

Осуществление деятельности по решению проблемы, оформление результатов

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

способность осуществлять оперативную аналитическую оценку ситуации

 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- использование в работе над темой интернет или дополнительных библиографических источников

 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- самостоятельно осуществляют подбор темы, структурирование и разработку темы философского эссе

 

 

OK 12.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

 

Оценка результатов и процесса проблемной деятельности

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

умение сравнивать результаты своей деятельности с образцом;

 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Планировать дальнейшую деятельность по  теме

 

 

Показатели оценки мини – проекта по написанию и защите философского эссе «Фраза, изменившая мою жизнь»:

Коды и наименования проверяемых компетенций или их сочетаний

Показатели оценки результата

Оценка
(да / нет)

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

-Логическое оформление структуры эссе

-Личностная заинтересованность темой, творческий подход

 

ОК.3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-доказательность и аргументированность при ответах на вопросы оппонентов

- сформулировать контрвопросы собеседникам

-привлекает многочисленные примеры

- проводит параллели

- подбирает аналогии

-использует всевозможные ассоциации

 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- отобрана качественная информация, раскрывающая проблему эссе

- сформулированные идеи ясно изложены

- используется философская терминология

 

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- эссе имеет особый язык и характерный для автора стиль изложения

- используются дополнительные сведения об авторе высказывания

- раскрыта суть обществоведческих терминов

 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-вежливость, тактичность при ответах преподавателю, оппонентам

 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-определены возможные альтернативные варианты развития центральной идеи эссе

 

 

Анализируя формирование общих компетенций по этапам проектной деятельности, можно сделать следующий вывод: данный вид деятельности позволяет оценить уровень сформированности значимых для медицинского работника компетенций социально-коммуникативных, самосовершенствования, регулятивных и аналитических.

Для оценивания сформированности компетенций также разработаны два опросника и составлены критерии оценки философского эссе, позволяющие оценить мини - проект, как продукт деятельности.

Опросник для выявления заинтересованности учащихся проектом

ФИО____________________________________________

 

Утверждение

Да

Нет

Не знаю

1

Меня заинтересовал данный вид проектной деятельности

 

 

 

2

Для меня немаловажно получить хорошую оценку за работу

 

 

 

3

Мне нравится знакомиться с высказываниями философов, многие из которых становятся близкими и понятными

 

 

 

4

Я испытываю чувство удовлетворения, когда справлюсь с трудным заданием.   

 

 

 

5

Для меня важно иметь возможность высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста.

 

 

 

6

Нравится, когда задание предполагает раскрытие личностного отношения к теме высказывания

 

 

 

 

Опросник «Рефлексия»

ФИО____________________________________________

1.     Закончив мини – проект по написанию и защите философского эссе, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например………

2.     Это произошло, потому что ……………………………………..

3.     Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………

4.     Я думаю, что мне удалось достичь цели своей работы, так как ………………..

5.     Работа над проектом показала мне, что (узнала о себе и авторе высказывания (философе) много нового, смогла понять логику рассуждений автора, его позицию в философии и жизни) ……………………………………………

6.     Мой личный вклад в мини - проект…………………………………………..

 

7.     ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ «ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ», «УМЕТЬ» И «ЗНАТЬ»

 

В результате освоения учебной дисциплины «Основы философии» обучающийся должен освоить следующие дидактические единицы.

 

Таблица 4. Перечень дидактических единиц и заданий для проверки

Коды

Наименования

Показатели оценки результата

№ заданий

Уметь:

У 1

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 

Защита философского эссе, умение формулировать и отвечать на вопросы проблемного характера

I и II этап

Знать:

З 1

основные категории и понятия философии;

Семинар № 1,2,3,4

Тестирование, Устный опрос

З 2

роль философии в жизни человека и общества;

Семинар №1, 2,3,4

Тестирование Устный опрос

З-3

основы философского учения о бытии;

Семинар № 1,2,3

Тестирование Устный опрос

З-4

сущность процесса познания;

Семинар № 1,4

Тестирование Устный опрос

З-5

основы научной, философской и религиозной картин мира;

Семинар № 1

Тестирование Устный опрос

З-6

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

Семинар 4

Тестирование Устный опрос

З-7

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Семинар № 1,2,3,4

Тестирование Устный опрос

 

8.                 ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ

 

Обязательной формой аттестации по итогам освоения междисциплинарного курса является дифференцированный зачет.

Дифференцированный зачет проводится в форме мини – проекта по написанию и защите философского эссе. Студенты на первом занятии получают задание:

Задание № 1: Написать и выступить с эссе на тему "Фраза, изменившая мою жизнь".

Дополнительная информация: Древнегреческий философ Сократ, как пишет Аристотель, в молодости посетил Дельфы. На фронтоне одного из храмов он прочитал поразившую его надпись: «Познай самого себя». Говорят, что, впервые увидев это изречение, Сократ несколько часов простоял в задумчивости и в конце концов произнес ставшее потом широко известным продолжение этой фразы: "...И ты познаешь Вселенную и Богов". Именно после этого Сократ встал на путь философского поиска. Можно сказать, что изречение на фронтоне дельфийского храма изменило жизнь знаменитого философа.

Подобное могло произойти не только с Сократом. В жизни многих из нас, наверное, были крылатые выражения, изречения, фразы, слова из песен, услышанные или прочитанные очень "вовремя" и поэтому существенно повлиявшие на нашу судьбу, жизнь или отношении к ней

Задание № 2: Сформулировать проблемные контрвопросы собеседникам во время защиты эссе.

Цель эссе — высказать свою точку зрения и сформулировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста.

Задачи данного проекта:

1.                 Закрепить полученные в курсе «Основы философии» знания;

2.                 Обобщить имеющийся мировоззренческий опыт;

3.                 Развивать познавательные способности;

4.                 Развивать культуру философского (рефлексивного) осмысления мира и человека;

5.                 Развитие таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей;

Мотивация:

Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе - это ваш жанр. Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

Оцениваемые компетенции: ОК 1-5, 8-13

Инструкция:

1. Выбрать высказывание философа, которое существенно изменило или повлияло на ваше мировоззрение «Фраза, изменившая мою жизнь».

2. Написать философское эссе по выбранной теме.

3. Защита философского эссе.

4. Сформулировать проблемные контрвопросы для собеседника во время защиты эссе.

 

Последовательность и условия выполнения частей задания:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе либо подберите высказывание, которое отражает следующее: «Фраза, изменившая мою жизнь».

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации.

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.). Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Алгоритм написания эссе:

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) изучите теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам

раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

7) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

8) проанализируйте содержание написанного;

9) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;

10) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Структурная схема эссе

1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению.

2. Основная часть. Включает в себя:

— формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;

— доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;

— анализ контраргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.

Наиболее приемлемая техника доказательства приведенных в эссе высказываний.

Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Структура аргументации (доказательства) Структура любого доказательства включает, по меньшей мере, три составляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

•Тезис — это сужение, которое надо доказать.

•Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

Аргументы обычно делятся на следующие группы:

Удостоверенные факты — фактический материал (или статистические данные). Факты — это питательная среда для выяснения тенденций, а на их основании — законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.

Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Виды связей в доказательстве

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной и разделительной.

Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны идти на занятия, так как сегодня воскресенье. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно—следственных связей.

Индукция — процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующимся на фактах. Мы движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция — процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн — один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия — способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты Л и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

Причинно—следственная аргументация — аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

•Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

•Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.

Обязательные элементы эссе:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе;

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты социально исторической действительности или собственный опыт;

Оформление материалов эссе

Эссе представляется в печатном виде. Объем — до 3-х страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль — 12, интервал — одинарный. Все поля по 20 мм.

Вверху справа указывается фамилия, имя, отчество автора эссе. Далее — название эссе, затем через один пропущенный интервал располагается текст.

 

9.      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ МИНИ – ПРОЕКТА НАПИСАНИЕ И ЗАЩИТА ФИЛОСОФСКОГО ЭССЕ

Эссе — это литературное произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).

Особенности эссе как литературного жанра:

1. Наличие конкретной темы или вопроса. Тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М. Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, служащих благой цели», «Против безделья», «О большом пальце руки» и др. При этом заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. В эссе ярко выражена авторская позиция. Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.

3. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает достаточно и одного листа, нескольких емких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — наоборот!».

5. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с слушателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

6. Парадоксальность. Эссе призвано удивить слушателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе привлекает многочисленные примеры; проводит параллели; подбирает аналогии; использует всевозможные ассоциации.

7. Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

8. Открытость. Эссе при этом остается принципиально незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

9. Особый язык: Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения. По речевому построению эссе это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Стиль эссе отличается:

·                     образностью

·                     афористичностью

·                     парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

·                     привлекает многочисленные примеры

·                     проводит параллели

·                     подбирает аналогии

·                     использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

·                     метафоры

·                     аллегорические и притчевые образы

·                     символы

·                     сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

·                     непредсказуемые выводы

·                     неожиданные повороты

·                     интересные сцепления

10. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

Количество вариантов (пакетов) заданий для дифференцированного зачета: соответствует количеству аттестуемых

Время выполнения мини – проекта по написанию и защите философского эссе: январь - июнь (6 месяцев)

Время защиты эссе: 5-7 мин

Всего на дифференцированный зачет: 90 мин./час.

Оборудование: Мультимедийное оборудование (ПК или ноутбук, экран, проектор, колонки)

Требования, предъявляемые к эссе:

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Литература для экзаменующихся: см Список литературы

 

11 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МИНИ – ПРОЕКТА ПО НАПИСАНИЮ И ЗАЩИТЕ ФИЛОСОФСКОГО ЭССЕ:

Критерий

Требования к студенту

Знание и понимание теоретического материала.

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);
- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;
- дает личную оценку проблеме;

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.

- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

Оформление работы

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;
- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;
- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;
- соответствие формальным требованиям.

12. ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Аблеев С. Р. Лекции по философии: Учеб. Пособие для СПО/. –М.: Высш. Шк., 2005

  1. Вайнштейн О. Для чего и для кого писать эссе? // Литературная учеба. - 1985. - №2
  2. Введение в философию. Учебник для вузов. В двух частях. Под ред. акад. И.Т. Фролова. Ч. 1
  3. Груздева Н.А. Жанровые формы сочинений (очерк и эссе как жанры литературных произведений и виды творческих работ). Методическое пособие к элективному курсу для учащихся гимназии. Екатеринбург, 2006. 43с.

5.     Губин В. Д. Основы философии: Учеб. Пособие.-2-е изд.-М.:Форум: ИНФРА-м, 2008

6.     Зеленов Л. А., Владимиров А. А. Основы философии: Учеб. пособие .-М.: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2000.

  1.  Иванов О.Б. К проблеме возникновения жанра эссе. // Вопросы поэтики художе- ственного творчества. Ростов-на-Дону, 2004, 65с.
  2.  Карнаух Н.Л. Эссе как один из видов школьного сочинения. // Русская словесность. 2000, №№ 5, 6.
  3.  Краткая литературная энциклопедия. М., 2015, 513с.
  4.  Кругликов В.А.Эстетика эссеизма. Изд-во РАН. Ин-т философии. М- 1993
  5.  Литературный энциклопедический словарь. М., 2010. 746с.
  6. Любинский А. Эссе // Любинский А. На перекрестье. — СПб.: Алетейя, 2007, с. 165—170
  7.   Никитина Е.И. Эссе-воспоминание // Русский язык в школе. 1999, № 3.
  8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Оникс. 2010.-736 с.
  9.   Руженцева Н.Б. Прагматическая и речевая организация русского литературно- критического эссе ХХ века: Монография / Урал. Гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. 312с.
  10.  Стилистический энциклопедический словарь. Под ред. проф. Кожиной М.Н. - М., 2003, 690с.
  11.  Тульчинский Г. Л. Философствование как самодеятельность или Персонологическая природа философии. // Феномен самодеятельного философствования. СПб: РФО – СПбФК, 2005
  12.  Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. М.: - 1972

19.  Хлебникова О. В. Классификация жанров философской литературы. // Вестник Кемеровского государственного университета, 2013

20. Хрусталев Ю. М. Основы философии: учебник для студентов медицинских колледжей. –Ростов н\Д: Феникс, 2015. – 285с

  1.  Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Сост. Новиков В.И., Шкловский М., 1998, 370с.
  2. Эпштейн М.Н. На перекрестке образа и понятия: Эссеизм в литературе Нового времени. // Парадоксы новизны. М., 1988. 210с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа промежуточной аттестации студентов по учебной дисциплине

Программа промежуточной аттестации студентов по учебной дисциплине

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка 4 2

СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка 4 2

Пояснительная записка В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы философии» с учетом требований

Пояснительная записка В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Основы философии» с учетом требований

ПАСПОРТ Учебная дисциплина

ПАСПОРТ Учебная дисциплина

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

Федеральным институтом развития образования, в процессе оценки используется критерий: компетенция сформирована/ не сформирована (да/нет)

Федеральным институтом развития образования, в процессе оценки используется критерий: компетенция сформирована/ не сформирована (да/нет)

О K 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

О K 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

целей.освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и…

целей.освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и…

ОК.3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК.3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Для оценивания сформированности компетенций также разработаны два опросника и составлены критерии оценки философского эссе, позволяющие оценить мини - проект, как продукт деятельности

Для оценивания сформированности компетенций также разработаны два опросника и составлены критерии оценки философского эссе, позволяющие оценить мини - проект, как продукт деятельности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ «ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ «ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ

З-6 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

З-6 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

Задание № 2: Сформулировать проблемные контрвопросы собеседникам во время защиты эссе

Задание № 2: Сформулировать проблемные контрвопросы собеседникам во время защиты эссе

Сформулировать проблемные контрвопросы для собеседника во время защиты эссе

Сформулировать проблемные контрвопросы для собеседника во время защиты эссе

Алгоритм написания эссе: Прежде чем приступить к написанию эссе: 1) изучите теоретический материал; 2) уясните особенности заявленной темы эссе; 3) продумайте, в чем может заключаться…

Алгоритм написания эссе: Прежде чем приступить к написанию эссе: 1) изучите теоретический материал; 2) уясните особенности заявленной темы эссе; 3) продумайте, в чем может заключаться…

Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений

Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений

Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация

Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация

Аргументация своей позиции с опорой на факты социально исторической действительности или собственный опыт;

Аргументация своей позиции с опорой на факты социально исторической действительности или собственный опыт;

Свободная композиция. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора

Свободная композиция. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора

Открытость. Эссе при этом остается принципиально незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца,…

Открытость. Эссе при этом остается принципиально незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца,…

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА Количество вариантов (пакетов) заданий для дифференцированного зачета: соответствует количеству аттестуемых

ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА Количество вариантов (пакетов) заданий для дифференцированного зачета: соответствует количеству аттестуемых

Знание и понимание теоретического материала

Знание и понимание теоретического материала

Аблеев С. Р. Лекции по философии:

Аблеев С. Р. Лекции по философии:

Стилистический энциклопедический словарь

Стилистический энциклопедический словарь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2023