Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
физра.docx
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»
Факультет ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий
Реферат.
По дисциплине «Физическая культура»
На тему: «Основы физической культуры в ВУЗе.»
Студентка: Гусева Валерия Валерьевна
Группа: ББТ201
Саратов 2016 г. ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой
частью формирования общей и профессиональной культуры личности
современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов.
Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является
одним из средств формирования всесторонне развитой личности, оптимизации
физического и психофизиологического состояния студентов в процессе
профессиональной подготовки.
В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические
воспитательные системы. При этом каждая общая система образования
должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это
необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между
составляющими элементами образования.
ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ФИЗ. КУЛЬТУРЫ
Физическая культура и спорт являются действенным средством организации
досуга народа. Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает
такого огромного количества людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские
игры по телевидению).
В данном случае можно говорить о феномене спорта и физической культуры.
Цель физической культуры – реализовать возможности оптимального
физического развития людей, всестороннего совершенствования
свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними
способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств,
характеризующих общественно активную личность: обеспечить на этой основе
подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и
другим общественно важным видам деятельность.
Но существуют более конкретные задачи, которые формируют данную цель.
Их можно разделить с известной условностью на две
группы: специфические и общепедагогические.
1)Специфические можно также разделить на группы
1) задачи по оптимизации физического развития человека в направлении
всестороннего развития свойственных ему физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочения и многолетнего
сохранения здоровья.
2) Основные специфические – это специальные образовательные задачи.
1) сделать достоянием каждого человека базовые знания научно
практического характера, накопленные в сфере физической культуры.;
2)обеспечить рациональное формирование индивидуального двигательных
умений и навыков, нужных в жизни, довести их до необходимой степени
совершенства.
2) Общепедагогические. Важнейшими из них в системе воспитания являются
задачи, предусматривающие нравственное, идейнополитическое и трудовое
воспитание членов общества, а также задачи по воспитанию воли, позитивных
качеств характера, эмоций и эстетических потребностей
личности. Объективное единство физического и духовного развития человека
эффективно позволяет решать и эти задачи.
ФИЗ. КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ВЫСШЕМ
УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Физическая культура как учебный предмет имеет сложное строение, она
включает в себя воздействие на физиологические системы организма
занимающихся, совершенствование физических и моральноволевых качеств и
психологической устойчивости, на нервноэмоциональную умственную сферы
студентов..
Массовые обследования анкетные опросы студенческой молодежи
свидетельствуют, что наряду со студентами по настоящему увлеченными и
регулярно занимающимися физической культурой и спортом, встречается еще
значительная часть студентов, которая не использует эти средства в режиме
своей жизнедеятельности.
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении по
содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от
уроков по физкультуре в средней школе.
На основании Закона, постановлением Совета Министров – Правительства
Российской Федерации от 10 августа 1993 года №773 утвержден
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования. В требованиях Государственного стандарта к уровню подготовленности лиц,
завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по
физической культуре записано:
понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке
специалиста;
знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование
психофизических способностей и качеств, самоопределения в
физической культуре;
приобрести опыт использования физкультурноспортивной
деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
(взято из: «Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования». Издание официальное. Государственный
комитет Российской Федерации по высшему образованию. Москва, 1995 год.
Страница 38 и далее по каждому профессиональному направлению).
Новая учебная программа по физической культуре отражает также «Основы
законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте»
(приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27
апреля 1999 года).
Целью физического воспитания студентов является формирование
физической культуры личности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение
воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач,
соответствующих требованиям Государственного стандарта.
Результатом обучения должно быть создание устойчивой мотивации и
потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому
самосовершенствованию, достижению максимального уровня физической
подготовленности.
Отличительными особенностями учебной программы являются ее широкая
общеобразовательная направленность, наличие методикопрактических
занятий и итоговой аттестации. Профессиональная направленность образовательновоспитательного процесса
по физической культуре включается во все разделы программы, выполняя
связующую, координирующую и активизирующую роль.
Необходимость дальнейшего развития физической культуры и спорта среди
студентов обусловлена запросами и правами личности молодых людей,
возрастными и индивидуальными особенностями их развития, постоянно
изменяющимися условиями жизнедеятельности, «социальным заказом»
общества на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Хорошее психофизическое развитие личности повышает биологические
возможности жизнедеятельности, позволяет успешно противостоять
ухудшающимся экологическим условиям, переносить высокие психические и
физические нагрузки, эффективно функционировать в обычных и
экстремальных условиях.
Однако надо всегда помнить, что физическая культура в своем арсенале
содержит острые средства, которые при их неправильном использовании
могут воспитать у студентов отрицательные духовные (нравственные,
волевые, психические) качества, поэтому каждый преподаватель на учебных
занятиях тщательно контролирует этот процесс.
Помимо чисто воспитательных мероприятий одним из важных факторов в
этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по
выполнению требований профессиональноприкладной физической
подготовки.
С этой целью в рабочем учебном цикле кафедр физического воспитания
должно предусматриваться обязательное медицинское обследование, в состав
которого по мере прохождения материала подключается углубленное
функциональное обследование психомоторики и характерологических
качеств личности.
Результаты обследований сравниваются с разработанными психофизическими
моделями инженеровстроителей различных специальностей, а затем
выдаются соответствующие рекомендации по доведению уровня
«профессионального здоровья», физических и психофизических
характеристик студентов до модельных.
Выпускнику предполагается выдавать «паспорт профессионального
здоровья», в котором содержатся характеристики молодого специалиста,
отражающие его соответствие требованиям профессии по физической
подготовленности, по состоянию основных функциональных систем
организма, по готовности основных рабочих органов воспроизводить психофизические требования данной специализации, характерологические
особенности личности, а также способность переносить специфические
профессиональные вредности.
Такой паспорт станет для каждого выпускника строительного высшего
учебного заведения свидетельством его здоровья, физической и
психофизической пригодности на первых этапах трудовой деятельности, а в
дальнейшем станет основой индивидуальных программ
самосовершенствования личности и специалиста с целью оптимального
выполнения тех сложных задач, которые поставит перед ним жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура и спорт являются действенным средством организации
досуга населения.
Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает такого
огромного количества людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские игры
по телевидению). В данном случае можно говорить о феномене спорта и
физкультуры.
Также они в силу своей гуманистической сущности, обладая способностью
сближать народы, содействовать развитию контактов, сотрудничества,
взаимопонимания между народами, играют все более заметную роль в жизни
всего международного сообщества.
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для
эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и
понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его
линий и форм.
Не менее важно и то, что физкультура и спорт воспитывают у студентов
естественную потребность в организации здорового образа жизни – одного из
параметров целостного гармоничного бытия человека.
Отличительной особенностью процесса физического и духовного развития
человека является обязательное присутствие элементов самовоспитания. В
основе самовоспитания методами физической культуры лежит внутренняя
потребность в самосовершенствовании, в развитии своих физических
способностей, совершенствования форм тела, борьбе против собственных
отрицательных сторон характера и других недостатков.
развитием общества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Матвеев «Теория и практика физической культуры».
2. Коваленко «Физическая культура».
Основы физической культуры в ВУЗе
Основы физической культуры в ВУЗе
Основы физической культуры в ВУЗе
Основы физической культуры в ВУЗе
Основы физической культуры в ВУЗе
Основы физической культуры в ВУЗе
Основы физической культуры в ВУЗе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.