Основы научных исследований в профессиональной педагогике
Оценка 4.8

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Оценка 4.8
Лекции
docx
технология
Взрослым
24.10.2018
Основы научных исследований в профессиональной педагогике
Наука как высшая форма познания. Особенности научного познания. Научная теория как система взаимосвязанных законов науки. Гипотеза как простейшая форма возникновения научных законов и теорий. Общенаучные и их роль в научном познании: понятие; .обобщение; форма; держание. Общенаучные методы исследования: дедуктивный и индуктивный методы познания; анализ и синтез; логический и исторический методы; модели и моделирование; наблюдение; эксперимент.Модель измерения определяется как структурное построение, позволяющее соединить латентную переменную величину с наблюдаемыми значениями этой величины. Объективность педагогических измерений можно определить как такое отражение интересующего свойства личности на числовой шкале, которое адекватно действительному распределению испытуемых по данному свойству. Можно сказать, что объективность является самым важным и, вместе с тем, наименее исследованным критерием качества педагогических измерений. Объективность может возникнуть как результат применения системы методов измерения
777.docx
Наука — это определенная система знаний о природе, об обществе,  очеловеке, а также особый вид духовного производства, целями которого  являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование. Кроме того, под наукой понимается совокупность социальных институтов, в  рамках которых осуществляется данное производство. В строгом смысле слова наука как явление культуры появилась в XVII в.,  что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность  получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни  возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное  общество уже не может существовать без науки, которая  способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества,  выступает фактором социального развития. На основе знания законов  функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука  осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического  освоения действительности. Научное познание руководствуется  определенными идеалами и нормами научной деятельности, которые  представляют собой определенные подходы, принципы, установки,  свойственные ученым на разных этапах развития науки и изменяющиеся со  временем (таков, например, переход от физики И. Ньютона к физике А.  Эйнштейна). Единство идеалов и норм научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражают понятием «стиль научного  мышления». Развитие научных знаний Американский историк науки Т. Кун проанализировал характер развитии  научных знаний. Он определил периоды, когда наука развивается постепенно,  накапливая факты, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих  теорий. Это состояние науки, развивающейся на основе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок, Кун назвал  «парадигма». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы  неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих  теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания  научного знания, основополагающие принципы, методологические установки,  т. е. научные парадигмы. Смена парадигм, по Куну, представляет  собой научную революцию. Научная революция влечет изменение научной картины мира — целостной  системы понятий и принципов об общих свойствах и о закономерностях  действительности. Различают общенаучную картину мира, которая включает представления  обо всей действительности (т. е. о природе, об обществе и о самом познании),  и естественно­научную картину мира. Последняя в зависимости от  предмета познания может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. и. В общенаучной картине мира определяющим элементом  выступает картина мира той области научного знания, которая занимает  лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных  научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные  картины мира сменяются другими. Так, естествен но­научная и прежде всего  физическая картина строилась сначала (в XVII в.) на базе классической  механики (классическая картина мира), затем (в начале XX в.) на основе  электродинамики, квантовой механики и теории  относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на  основе синергетики (пост­ неклассическая картина мира). Научные картины  мира выполняют эвристическую роль в процессе построения  фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением,  являясь одним из важных источников его формирования. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация  наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности,  сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию  всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на  естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные. К естественным наукам относятся науки:  о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология,  космогония, астрофизика, космохимия и проч.); Земле (геология, геофизика, геохимия и др.); физических, химических, биологических системах и процессах, формах  движения материи (физика и т. п.); человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции     (анатомия и т. д.). Технические науки содержательно основываются на естественных науках.  Они изучают разлииные формы и направления развития техники  (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.). Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.). Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к  окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология,  эвристика, конфликтология и др.). Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут  частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология,  инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между  общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.). Особое место в системе наук занимают философия, математика,  кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера  применяются в любых исследованиях. В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед)  постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму  общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает  как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации,  особый общественный организм со своими типами общения, разделения и  кооперирования отдельных видов научной деятельности. Роль науки в условиях научно­технической революции постоянно растет.  Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:    мировоззренческая (наука объясняет мир); гносеологическая (наука способствует познанию мира); преобразующая (наука выступает фактором общественного развития:  она лежит в основе процессов современного производства, создания  передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы  общества).  Другим   аспектом   диалектического   материализма,   имеющим   важное значение для науки, является методологический принцип единства теории и практики. В советской истории был довольно длительный период, когда принцип   единства   теории   и   практики   понимался   таким   образом,   что ученые должны были привязывать свою исследовательскую деятельность к потребностям советского общества. Настоятельность этого требования по­ разному   звучала   в   разное   время   и   довольно   сильно   варьировалась   в зависимости   от   конкретной   области   научных   исследований.   Требование единства   теории   и   практики   можно   прочесть   и   в   работах   Маркса, выступавшего   против   спекулятивного   характера   философии   и стремившегося   преодолеть   его   с   помощью   «актуализации»   философии. Одним из наиболее известных высказываний Маркса на этот счет является одиннадцатый из «Тезисов о Фейербахе», гласящий, что «философы лишь различным   образом   /60/ объяснялимир,   но   дело   заключается   в   том, чтобы изменить его»[1].   По   убеждению   Энгельса,   принцип   единства теории и практики был связан с проблемой познания в целом. Он считал, что   самым   убедительным   свидетельством   против   идеалистической эпистемологии   является   то,   что   знания   человека   о   природе   приносят практическую пользу; различные теории материи «работают» лишь в том смысле,   что   приносят   конкретные   результаты,   которыми   может воспользоваться человек. Лекция   2  Организация   научно­педагогических   исследований   по профессиональной педагогике. Наука как высшая форма познания. Научная проблема. Выбор  направления и объекты педагогического исследования.  Методология – учение о научном методе познания, или совокупности методов,   применяемой   в   какой   либо   науке,   например   математическая методология.   Понятие   методика   (methodike)   означает   совокупность методов,   приемов   целесообразного   проведения   такой   работы,   например эксперимента.Метод – способ познания, исследования или практического осуществления   чего   либо,   например   диалектический   метод. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический   уровень   научного   познания   характеризуется непосредственным   исследованием   реально   существующих,   чувственно воспринимаемых   объектов.   На   этом   уровне   осуществляется   процесс накопления   информации   об   исследуемых   объектах,   явлениях   путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Теоретический   уровень   научного   исследования   осуществляется   на рациональной   (логической)   ступени   познания.   На   данном   уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей,   явлениям. Теоретический   уровень   ­   более   высокая   ступень   в   научном   познании. Результатами   теоретического   познания   становятся   гипотезы,   теории, законы. К   третьей   группе   методов   научного   познания   относится   методы, используемые только в рамках исследований какой­то конкретной науки или   какого­то   конкретного   явления.   Такие   методы   именуются   частно­ научными.   Каждая   частная   наука   (биология   химия)   имеет   свои специфические   методы   исследования.   Эти   методы   не   оторваны   от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение   познавательных   общенаучных   приемов   для   изучения конкретной мира. Язык   современной   науки   существенно   отличается   от   естественного человеческого   языка.   Он   содержит   много   специальных   терминов, выражений,   в   нем   широко   используется   сходство   формализации,   среди которых   центральное   место   занимает   математическая   формализация. Разумеется, формализованные искусственные языки не обладают гибкостью и богатством естественного языка. Зато в них отсутствует многозначность терминов, свойственная естественным языкам. Вместе с этим следует иметь в   виду,  что   создание   какого­то   единого   формационного   языка   науки   не   присущих   изучаемым   объектам, объективного     области представляется   возможным.   Так   как   даже   достаточно   богатые формализованные языки не удовлетворяют требованию полноты, то есть некоторое множество правильно сформулированных предложений такого языка   не   может   быть   выведено   чисто   формальным   путем   внутри   этого языка.          Формулировка проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им   может   быть   педагогический   процесс,   область   педагогической действительности или какое­либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования   — часть,   сторона   объекта.   Это   те   наиболее   значимые   с практической   или   теоретической   точки   зрения   свойства,   стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В   соответствии   с   целью,   объектом   и   предметом   исследования определяются   исследовательские задачи, которые,   как   правило, направлены   на   проверку гипотезы. Последняя   представляет   собой совокупность   теоретически   обоснованных   предположений,   истинность которых подлежит проверке. Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований.   Он   характеризует   новые   теоретические   и   практические выводы,   закономерности   образования,   его   структуру   и   механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе. Новизна   исследования   может   иметь   как   теоретическое,   так   и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в   создании   концепции,   получении   гипотезы,   закономерности,   метода, модели   выявления   проблемы,   тенденции,   направления.   Практическая значимость   исследования   состоит   в   подготовке   предложений, рекомендаций и т.п. Организация педагогического исследования Под   исследованием   в   области   педагогики   понимается   процесс   и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах   и   технологиях.   Педагогическое   исследование   объясняет   и предсказывает факты и явления. Педагогические исследования по их направленности можно разделить на   прикладные   и   разработки. Фундаментальные фундаментальные, исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают   модели   развития   педагогических   систем   на   прогностической основе. Прикладные   исследования   — это   работы,   направленные   на углубленное   изучение   отдельных   сторон   педагогического   процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Раз­ работки направлены   на   обоснование   конкретных   научно­практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Любое   педагогическое   исследование   предполагает   определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения.   Основными   критериями   качества   педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.   как   правило, Программа   исследования,   имеет   два   раздела: методологический   и   процедурный.   Первый   включает   обоснование актуальности   темы,   формулировку   проблемы,   определение   объекта   и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального   аппарата),   предварительный   системный   анализ   объекта исследования   и   выдвижение   рабочей   гипотезы.   Во   втором   разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных. Обоснование   актуальности включает   указание   на   необходимость   и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ   общества   педагогической   науке,   обнаруживают   важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.  Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная   проблема находится   в   другой   плоскости.   Она   выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение   проблемы   обычно   и   составляет цель   исследования. Цель   — переформулированная проблема. Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в   зависимости   от   типа   исследования,   они   зависят   также   от   времени получения нового знания. Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию   экспериментально­ ряда   этапов:   эмпирического, теоретического (или теоретического), прогностического.   гипотетического, На эмпирическом   этапе получают   функциональное   представление   об объекте   исследования,   обнаруживают   противоречия   между   реальной образовательной   практикой,   уровнем   научных   знаний   и   потребностью постичь   сущность   явления,   формулируют   научную   проблему.   Основным результатом   эмпирического   анализа  является   гипотеза   исследования   как система   ведущих   предположений   и   допущений,   правомерность   которых нуждается в проверке и подтверждении  как  предварительной  концепции исследования. Гипотетический   этап направлен   на   разрешение   противоречия   между фактическими   представлениями   об   объекте   исследования   и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического   уровня   исследования   к   теоретическому   (или экспериментально­теоретическому). Теоретический   этап связан   с   преодолением   противоречия   между функциональными   и   гипотетическими   представлениями   об   объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.   Лекция 3.  Научное исследование проблем воспитания учащихся.  Системный подход в исследованиях по профессиональной  педагогике. Измерение результатов педагогических исследований  При исследовании проблем воспитания у педагогической науки есть свои подходы, которые соответствуют ее предмету. Оставаясь самостоятельной наукой,   при   решении   различных   проблем   воспитания   и   образования   она иногда   прибегает   к   помощи   таких   наук,   как   философия,   социология, политология,   этика,   история,   этнография,   психология,   также   наук, проявляющих интерес к процессу воспитания. Воспитанность     личности   представляет собой   важнейший аксеологический  составляющий   элемент  социальной  сущности  личности, а также систему жизненных и поведенческих отношений, значений, ценностей, желаний, отношений, выбора в поступках, жизни, а также ее педагогическое свойство. В характере потребностей, жизненных ценностей, ориентаций, мотивов и стремлений   наиболее   значимо   представлены   общее   и   индивидуальное   в воспитании личности. Они выражаются в поведенческих отношениях: – к окружающему миру и собственной жизни – человеку, его проблемам и будущему; – достижениям и ценностям человеческой цивилизации – общественным ценностям, достижениям культуры, науки, образования и т. д.; – делам   по   реализации   своих   жизненных   возможностей   –   к   чему необходимо специально стремиться; – обществу – чувство принадлежности к российскому обществу; – определенной   общности,   группе   –   совпадение   своих   взглядов   и интересов с другими; – людям – отношение к людям, уважение их прав и свобод; – самому   себе   –   как   индивидуальности.   Большое   значение   уделяется группировке   ценностей,   которая   включает   самодостаточные   ценности, ценности­средства, ценности­отношения, ценности­качества. Государственные   образовательные   стандарты   содержат   частичные   которые   характеризуют   воспитанность   личности   и положения, соответствующие качества выпускника. Воспитанностью должен отличаться не только отдельно человек, но и группы людей, все население. Воспитание   представляет   собой   системную   целенаправленную деятельность   государства   и   общества,   их   институтов   и   учреждений, административных,   производственных,   образовательных   организаций   и отдельных   лиц   по   содействию   гражданам   созданием   условий,   оказанием помощи и социальной поддержкой. У   воспитанного   человека   больше   шансов   сделать   много   полезного   в жизни   людям   и   для   себя,   для   достижения   достойного   положения   среди людей и их уважения. Воспитание занимает важнейшее место в социализации человека, но не сводится к ней.       Профессиональная педагогика изучает закономерности, принципы  работы, технологию воспитания и образования человека, направленного  на конкретную профессиональную сферу деятельности. Любая  профессиональная деятельность характеризуется через систему  специальных понятий: – производственные силы; – работник (рабочий); – профессия (специальность); – личностный трудовой потенциал; – профессиональное воспитание, образование, обучение; – профессиональное   обучение.   Производственные   силы   являются составной частью общественного производства, в которую входят субъекты труда – люди и объекты труда – средства. Учащиеся в процессе обучения готовятся стать производственной силой. Для того чтобы выполнить данную функцию, они должны быть достаточно подготовленными. Профессиональная   подготовка   отличается   от   образовательной подготовки тем, что направлена на развитие трудового потенциала человека. В процессе профессиональной подготовки человек приобретает те или иные качества для выполнения работы по данной профессии. Личностный   потенциал   работника –   это   его   уровень   общего   и профессионального развития. Личностный потенциал включает в себя: – психофизиологический   потенциал   –   степень   физического   развития, обеспечивающего успешное выполнение трудовых функций; – квалификационный   потенциал   –   степень   знаний,   умений   и   навыков, позволяющих выполнять конкретную профессиональную деятельность; – социально­педагогический потенциал – степень гражданского сознания, отношения   к   труду   и   профессии,   которые   способствуют   повышению эффективности   выполнения   трудовой   деятельности.  Развитие   личностного потенциала   можно   достичь   с   помощью   профессионального   воспитания, профессионального образования, профессионального обучения. Профессиональным   становлением   работника   называется   процесс   самообучения, профессионального   самовоспитания, направленный на развитие личностного потенциала.   саморазвития, В   ходе   выполнения   профессиональной   деятельности   идет   повышение работника. Профессиональное профессионального мастерство –   это   свойства   личности,   которые   позволяют   приобретать   и совершенствовать знания, умения и навыки, а также элементы творческой деятельности. мастерства     Подготовка   профессиональных   кадров   осуществляется   в   системе профессионального   образования   согласно   уровням   профессиональной деятельности:   специалисты   со среднеспециальным образованием, специалисты с высшим профессиональным образованием, кандидаты наук и доктора наук.   квалифицированные   работники, Помимо основного профессионального образования, существует система дополнительного   профессионального   образования,   которое   обеспечивает повышение квалификации, переподготовку или дополнительную подготовку работников. Таким образом, профессиональная педагогика направлена на раскрытие закономерностей   профессионального   образования,   которое   существенно отличается   от   образовательной   подготовки,   и   направлена   на   овладение конкретными   знаниями,   умениями   и   навыками   для   применения   их   в конкретной   профессиональной   деятельности   и   совершенствовании   данной деятельности.  Проблемы воспитания в школе На   уровне   обычной   воспитательной   деятельности   учитель самодостаточен,   так   как   руководствуется   не   научным,   а   традиционным, профессиональным   опытом.   Самодостаточность   в   данном   случае   означает отсутствие   потребности   в   сомнениях,   критичности   и   переосмыслении воспитательного материала. Она подводит педагога к деятельности, которая представляет   собой   «закрытое   воспитание» –   готовые   образцы воспитывающих мероприятий и упорядоченных действий с ними. Особенности «закрытого воспитания»: 1) не требует от учителя какой­либо научной организации (достаточно взять   сценарий   мероприятия   и   распределить   ответственных   за   его выполнение; 2) не   учитывается   ценность   понимания   учеником   смысла   информации, которая становится содержанием сознания; 3) для   ученика   снижается   ценность   работы   учителя,   который автоматически   становится   передатчиком   воспитывающей   информации, направленной на обучение качествам, правилам поведения или на тренировку их выполнения. Основные признаки применения традиционных методов воспитания: 1) увещевание; 2) пристыжение; 3) убеждение; 4) угрозы; 5) наказания. Основные признаки закрытого воспитания: 1) линейность; 2) законченность; 3) объективность; 4) замкнутость; 5) предельная полнота описания; 6) абсолютная точность; 7) устойчивость; 8) всеобщность основ передаваемых знаний о культуре; 9) предсказуемость результатов применения знаний. Важными проблемами и задачами современной педагогики становятся: 1) понимание   учителем   смысла   «открытого   воспитания». Его открытость   понимается   только   как   доступность,   допуск   к   все   более возрастающему объему информации. Феномен открытости намного шире, что связано   с  появлением   новых   социальных   понятий,   в  частности   «общества открытого   типа».   Такое   общество   еще   не   создано,   однако   его   модели выступают в качестве наиболее приближенных к гуманистическому идеалу условий для выживания и успешного существования человечества XXI в.; 2) создание   соответствующей   гуманистическому   идеалу   действующей модели воспитания. Основные направления «открытого воспитания»: 1) процесс   «открытого   воспитания»   –   процесс   целенаправленный, имеющий   целью   в   современных   условиях   формирование   всесторонне   и гармонично развитого человека; 2) цель   в   воспитании   должна   реализовываться   так,   чтобы   она превращалась бы в цель, близкую и понятную воспитаннику; 3) необходимы усложнение и углубление воспитательных задач по мере роста и развития человека; 4) процесс   воспитания   должен   быть   многофакторным   (с   активным участием в воспитании отдельных воспитателей, всей школы в целом и всего общества, всех его воспитательных институтов); 5) процесс   воспитания   должен   быть   комплексным,   так   как   личность человека   формируется   в   целом   и   развитие   у   него   определенных   черт   и качеств идет не поочередно, а сразу, в комплексе; 6) формирование   новых   взглядов,   характеризующих   этап   принятия, освоения и превращения усвоенных норм в личное достояние. Измерением называют процесс представления свойства испытуемых в виде числовой переменной величины. Переменной величиной можно назвать всё   то,   что   может   быть   больше   или   меньше,   что   может   быть   присуще объекту   в   различной   степени.   Значения   числовой   переменной   величины выражаются   числами.   Таким   образом,   измерение   есть   установление числового соотношения между испытуемыми по интересующему свойству. Если свойство одно, то измерение называется одномерным, если несколько ­ то многомерным. Измерение   испытуемых   производится   в   предположении,   что   у каждого из них есть измеряемое свойство, в каком­то количестве. Если выясняется, что у кого­то нет данного свойства, то это даёт основания для исключения   данного   испытуемого   из   предполагаемой   выборки   лиц, обладающих интересующим свойством. В профессиональной литературе на английском   языке   имеется   специальное   понятие suitable persons,   что означает: измерение данным тестом интересующего свойства проводится не у   всех   испытуемых   вообще,   а   только   у   тех,   кто   по   уровню подготовленности   соответствует   уровню   трудности   заданий разрабатываемого   теста.   При   проверке   качества   создаваемых   тестов совокупность   таких   испытуемых   образует   так   называемую   по­ английски target group. Педагогические   измерения   основаны   на   теории   и,   одновременно, нацелены   для   применения   в   практике.   Отсюда   вытекает   прикладной характер проблем педагогических измерений по отношению к педагогике, как фундаментальной науке. Фундаментальной называется наука, основные положения которой не выводимы из других наук. Модель   измерения определяется   как   структурное   построение, позволяющее соединить латентную переменную величину с наблюдаемыми значениями этой величины. Объективность   педагогических   измерений   можно   определить   как такое   отражение   интересующего   свойства   личности   на   числовой   шкале, которое   адекватно   действительному   распределению   испытуемых   по данному   свойству.   Можно   сказать,   что   объективность   является   самым важным   и,   вместе   с   тем,   наименее   исследованным   критерием   качества педагогических измерений. Объективность может возникнуть как результат применения системы методов измерения

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике

Основы научных исследований в профессиональной педагогике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2018