Особенности формирования
инклюзивной образовательной среды и социокультурная интеграция детей с особыми
потребностями
в условиях дополнительного образования
Баландина Юлия
Евгеньевна,
педагог-психолог МБОУДО ДШИ Г.ПЕНЗЫ ИМ. Ю.Е.ЯНИЧКИНА
ПЕНЗА
2020
Содержание
Введение Глава 1. Изучение сущности понятия «инклюзивная культура» Глава 2. Формирование инклюзивной культуры в Детской школе искусств Заключение Список литературы Приложение |
3 5 9 17 18 |
Введение
В современной России реформы, происходящие в сфере образования, имеют гуманистическую направленность, где особое место занимает образование инвалидов. В международном сообществе общепринятой тенденцией является инклюзивное образование, подразумевающее совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с лицами, не имеющими таких ограничений. Это обеспечивает доступ всех категорий граждан к качественному образованию, устранению препятствий связи с миром и интеграции в общество в целом [1]. Инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья — получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Актуальность исследования определяется наличием значительного числа детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в Российской Федерации, а также необходимостью разработки и внедрения в практику образовательных организаций новых подходов и образовательных технологий, повышающих эффективность обучения.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования — успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
В процессе введения такого образования, стало возникать множество проблем, в том числе и социальных. Но, если проблемы создания нормативно-правовой базы, специальных условий, проблемы финансирования, активно обсуждаются, то о социальных проблемах практически ничего не сказано, а их достаточно много и связаны они в первую очередь с нашим отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья, нашим отношением к обучению детей с ОВЗ в школе. Исходя из этих предпосылок, мы организовали исследование особенностей формирования инклюзивной образовательной среды и социокультурной интеграции детей с особыми потребностями в условиях дополнительного образования.
В жизни «обычные» дети быстро привыкают к облику «особенных» ребят при их адекватном поведении в группе. Напоминает о некоторых трудностях не сам дефект, а отношение к нему окружающих, как правило, взрослых людей.
В то же время, необходимо научить ребенка с инвалидностью принимать как данность существование детей и взрослых без подобных ему проблем. Для людей с ограниченными возможностями всегда непросто просить помощи у других, а если их не научили этому с детства, то ещё и очень болезненно. Но ведь это не просто желание и умение просить и принимать такую помощь - так выказывается доверие к людям и окружающему миру, проявляется возможность свободно общаться с другими, развиваться как личность и открывать всё новые стороны жизни, не погружаясь в болезнь и одиночество. А значит, будет и самое главное - вера в себя, способного преодолеть любые ограничения.
Сегодняшняя политика нашего государства в отношении инвалидов направлена на их полную интеграцию в общество, на создание для инвалидов максимально комфортных условий для жизни в нашей стране. Но, несмотря на все предпринимаемые меры для решения данной проблемы со стороны государства, уровень интеграции людей с ограниченными возможностями в наше общество остается по-прежнему очень низким. И не последнюю роль в этой проблеме, на наш взгляд, играет отношение к этим людям в нашем обществе. Поэтому очень важно изучать отношение социума к инвалидам вообще и к детям-инвалидам, в частности.
Для детей-инвалидов особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении инвалидов в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к детям-инвалидам.
Цель: формирование инклюзивной образовательной среды для детей с особыми потребностями в ДШИ
Задачи:
1. Исследовать информацию по данной проблеме из различных источников.
2. Изучить путем опроса проблему отношения к детям-инвалидам среди учащихся, родителей и преподавателей ДШИ.
3. Проанализировать полученные информацию и результаты опроса, сделать выводы
4. Разработать план мероприятий по решению проблемы
Субъект: Учащиеся, родители, преподаватели.
Объект: Образовательная среда ДШИ.
Предмет: проблема отношения в обществе к детям-инвалидам.
Методы: анкетирование, опрос, анализ информации СМИ и Интернета.
Гипотеза:
Мы предположили, что в результате воздействия инклюзивной образовательной среды произойдет социокультурная интеграция детей с особыми потребностями и нормативных детей.
Глава 1. Изучение сущности понятия «инклюзивная культура»
Одна из важнейших задач психолого-педагогической деятельности в рамках формирования инклюзивной образовательной среды – это формирование нового сознания и мировоззрения, личностных качеств подрастающего поколения: овладение ценностями, философией и принципами, среди которых толерантность занимает доминирующее место.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными.
Согласно «Толковому словарю русского языка» (под редакцией Д.Н. Ушакова), «толерантность» – производное от французского tolerant – «терпимый» [4], «терпимость» – свойство, качество, способность что-либо или кого-либо терпеть только по милосердию, снисхожденью [5].
Понимание сущности толерантности в духе принципов ЮНЕСКО положено в основу педагогической деятельности преподавателей в рамках инклюзивного образования, реализуемой в ДШИ.
Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества – значимый вклад в развитие доброжелательного отношения к людям с инвалидностью, уважения прав другого (в том числе права быть иным).
Воспитание в духе толерантности понимается нами как готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Это важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать.
Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
В социально-философской, культурологической литературе анализ проблем толерантности содержится в работах М.М. Бахтина, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, Ж.П. Сартра, Э. Фромма, М.Бубера.
В социальном контексте толерантность – это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии отрицательных проявлений: агрессивности, насилия, хулиганских действий, поступков [3].
Психологический аспект изучения толерантности – рассмотрение изучаемого качества как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога национального реагирования на угрожающую ситуацию; свойство биологической, социальной системы принятия другой системы, ее элементов, неоказания им сопротивления [2].
Понятие «толерантность» в психологии развития личности рассматривается как личностное образование (О.А. Овсянникова, A.M.Байбаков, Г.У. Солдатова, Д.В. Зиновьев, Е.Г. Виноградова, О.Б. Скрябина), включающее в себя следующие свойства: адекватную самооценку; знание себя, признание других; ответственность за свои поступки; чувство юмора; расположенность к другим; самообладание; терпение; способность к рефлексии; отсутствие тревожности; высокий уровень общительности; умение выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества; отсутствие стереотипов, предрассудков [5].
В исследованиях А.Г. Асмолова, P.P. Валитовой, В.А. Лекторского, А.П. Садохина, Г.В. Безюлевой, А.А. Глебова, М.Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практически-действенный) [6]:
когнитивный критерий – базовые стереотипы, широкая периферия; знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка и речи;
эмоциональный критерий – эмоциональная отзывчивость (по К.Роджерсу);
действенно-практический критерий – стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности [6].
Наиболее отчетливо проблемы толерантности и ее отсутствия проявляются по отношению к «особенным», не таким как все, людям.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» здесь трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». [8, ст. 2, п. 27] Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с особыми возможностями здоровья, создаются специальные условия. «Под специальными условиями понимаются такие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ». В перечне этих условий физическая доступность помещения стоит на последнем месте. Доступность обучения, воспитания и развития детей с особыми возможностями здоровья обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий» [8, ст. 79, п. 3].
Принцип доступности провозглашен Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1999 года. В докладе Генерального секретаря ООН была представлена научная концепция доступности: «Доступ это не акт и не состояние, а свобода выбора, дающего возможность войти в какую-то среду, передвигаться в ней, общаться с ней или пользоваться ситуацией. Среда представляет собой либо все окружение, либо часть той обстановки, в которую имеется доступ. Равное участие имеет место тогда, когда для участия имеются равные возможности, которые обеспечиваются с помощью мер, направленных на расширение доступности. Элементы доступности являются атрибутами возможности доступа, а не характеристиками окружающей обстановки» [8].
Доступность – это не только элементы сред, но и возможности, которые предоставлены каждому члену общества в реализации своих потребностей. Вспомним, свобода – это осознанная необходимость. Сознание того, что я могу делать то, что мне в данную минуту необходимо, определяет мою внутреннюю свободу.
Помимо физической доступности, для лиц с особыми возможностями здоровья необходимо обеспечить возможность для занятий согласно личным интересам, право удовлетворить материальные потребности, психологическую безопасность, комфортное пребывание среди сверстников.
Доступность образовательной среды имеет ряд дополнительных характеристик. Сотрудники университета Малме (Швеция) выделяют следующие характеристики доступности образовательной среды:
1. Доступность содержания образовательных программ.
2. Доступность информации.
3. Индивидуальный подход.
4. Наличие адаптивного программного и аппаратного обеспечения.
5. Возможность каждому ученику быть полностью включенным в образовательный процесс вне зависимости от функциональных ограничений [8].
Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, смысл которого не в коррекции отдельных функций, а в реализации целостного подхода к ребенку, развитии его возможностей и способствование творческой самореализации в адекватной для данного ребенка форме [1].
Повысить социальную и коммуникативную компетентность учащихся можно, если эти знания будут добываться детьми в результате совместной деятельности, если педагогу удастся превратить группу детей, особенно детей с ОВЗ, в учебное сообщество.
Местом рождения учебного сообщества в нашем случае является ДШИ. Участники процесса – ученики от 4 до 18 лет, в том числе имеющие проблемы в развитии.
Педагогические задачи: Во-первых, обеспечить каждому ребенку ту эмоциональную поддержку, которая необходима любому человеку, а особенно с ОВЗ для того, чтобы начать делать что-то новое. Во-вторых, сотрудничество является тем источником мотивации, которая необходима детям с ОВЗ для того, чтобы включиться в учебный процесс и не выпадать из него.
В-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: именно общение и сотрудничество ‒ это та область деятельности, где наиболее успешно приобретаются учебные навыки. В-четвертых, социальные навыки, социально-психологические компетенции, коммуникация неизбежно становятся важным содержанием обучения, не выделяются в особый учебный предмет и не требуют отдельных уроков. В-пятых, сотрудничество в группе является источником развития децентрации – уникальной способности понимать чужую точку зрения и действовать с позиции другого человека, как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере.
Основываясь на Законе об образовании, мы считаем одной из важнейших задач дополнительного образования - формирование инклюзивной образовательной среды.
Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования:
- меньшая, чем в основном образовании, наполняемость группы – от 10 человек согласно имеющимся нормам;
- практико-ориентированный характер обучения;
- ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в классе, а на личные запросы каждого ребенка;
- отсутствие формальных ограничивающих условий: привязка к расписанию, классному помещению, фиксированные сроки освоения программы;
- возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;
- отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.
В детском творческом объединении в составе одного коллектива могут быть дети одаренные, с низкими способностями, имеющие физические недостатки, дети разного возраста. Практика реализации образовательных программ показывает, что значительных успехов педагог достигает именно в таких разносоставных группах. [1, стр. 85].
«Возможности дополнительного образования в реализации принципов инклюзивного образования безграничны. Обычная школа, ориентированная на формальные достижения учеников и оценки по предметам, настойчиво оспаривает успех инклюзивной практики. Неготовность среды, учителей, сопротивление родителей – все является причиной несостоятельности процесса развития инклюзивного образования. Главный вопрос ‒ уровень академических результатов и освоения образовательной программы. Программы дополнительного образования ориентированы на развитие личности и творческого потенциала ребенка, иногда на коллективный результат, который достигается через разнообразие дарований детей» [1].
Глава 2. Формирование инклюзивной культуры в Детской школе искусств
В МБОУДО ДШИ г. Пензы им. Ю.Е. Яничкина наравне со здоровыми детьми занимаются и дети с ограниченными возможностями здоровья.
На протяжении более семи лет Детская школа искусств организует образовательную деятельность с данной категорией детей на декоративно-прикладном, художественном, социально-педагогическом и хореографическом отделениях.
В 2017-2018 учебном году в учреждении занималось 6 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 4 с нарушениями сенсорной системы (тугоухость), 1 с задержкой психического развития (ЗПР), 1 с легкой формой ДЦП. Форма обучения -групповая, при использовании которой учащиеся с ограниченными возможностями занимаются совместно с обычными, но по индивидуальным, специально разработанным для них, планам. В основном, это слабослышащие дети, занимающиеся в декоративно-прикладном отделе в студии "Расписные зори" с преподавателем Михотиной Г.М.
В 2018-2019 учебном году расширился спектр предоставляемых услуг и в ДШИ на социально-педагогическое отделение пришли дети с синдромом Дауна в количестве 19 человек. Они занимаются в объединении «Светлячки» по дополнительной общеобразовательной программе «Ритмопластика».
В 2019-2020 учебном году контингент сохранился, и к означенным категориям добавились: ребенок с сахарным диабетом, пороком сердца. Сейчас дети с ОВЗ занимаются: в ИЗО студии «Мир чудес» и «»Цветные ладошки», студии раннего развития «Знайка», студии «Художник-модельер», цирковой студии «Калейдоскоп».
Таким образом, в ДШИ уделяется большое внимание созданию инклюзивной образовательной среды и формированию навыков толерантного поведения всех субъектов образовательного процесса.
Индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями по специально разработанным программам приближают нас к решению таких задач, как, с одной стороны, введение в социум самих детей с ограниченными возможностями, помощь ребёнку включиться в социальную среду, приобщение его к жизни на уровне его психофизических возможностей, а с другой стороны, - привлечение внимания общества к таким людям и стимулирование отношения к ним как к полноценным и полноправным членам общества.
В процессе введения инклюзивного образования в ДШИ стали возникать проблемы социального характера. Не все участники образовательного процесса были готовы принять особенного ребенка. С целью изучить этот вопрос и выявить реперные точки, были проведены исследования среди обучающихся и педагогического состава нашей школы. А именно, анонимное анкетирование, целью которого являлось изучение мнения по поводу обучения детей с ОВЗ в МБОУДО ДШИ.
Анкетирование проводилось среди преподавателей, учащихся и их родителей. Всего в анкетировании приняло участие 35 педагогов и 126 обучающихся и 124 родителя.
На вопрос «Приходилось ли вам взаимодействовать в повседневной жизни с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья?»
На вопрос «Где, с Вашей точки зрения, должны обучаться дети с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:
На вопрос «Какие категории детей с ограниченными возможностями здоровья вызвали бы у Вас наибольшие трудности в работе?» ответы преподавателей распределились следующим образом:
На вопрос «Ваше отношение к тому, что в группе, в которой Вы преподаете, будет заниматься ребенок с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:
На вопрос «Как ты отнесешься к тому, что в твоей группе будет учиться ребенок с ограниченными возможностями здоровья?» ответы распределились следующим образом:
На вопрос «Что плохого, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться вместе со всеми?» ответы распределились следующим образом:
На вопрос «Что хорошего, по Вашему мнению, в том, что ребенок с ОВЗ будет учиться вместе со всеми?» ответы распределились следующим образом:
|
Всего |
Педагоги – 35 чел |
10-11 лет 59 чел |
13-14 лет 38 чел |
15-16лет 29 чел |
Он будет учиться рядом с домом |
37 |
11 |
7 |
10 |
9 |
Он сможет не отрываться от своей семьи, детей своего дома, двора |
49 |
27 |
6 |
10 |
6 |
Он будет учиться со здоровыми детьми |
31 |
5 |
11 |
8 |
7 |
Его одногруппники станут добрее |
42 |
11 |
17 |
8 |
6 |
Его одногруппники станут помогать слабым |
55 |
3 |
35 |
9 |
8 |
Его одногруппники научаться общаться с людьми не такими как все |
67 |
22 |
22 |
10 |
13 |
Его одноклассники научатся сочувствовать людям, нуждающимся в помощи |
61 |
18 |
23 |
10 |
10 |
Не вижу в этом ничего хорошего |
11 |
2 |
3 |
6 |
0 |
Подводя итоги анкетирования, можно сказать, что большинство участников анкетирования (88%) сталкивались с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Большинство респондентов считает, что такие дети должны обучаться в специальных учреждениях и классах 53% и 32% соответственно, что и говорит о том, что нам еще не совсем понятны основные принципы инклюзивного образования, мы все еще придерживаемся прежних взглядов на обучение особых детей. Но, в тоже время, к тому, что ребенок будет учиться в нашей школе дети и педагоги отнеслись положительно (51% и 59% соответственно), 31% преподавателей затруднились ответить на этот вопрос, 23% учащихся ответили «Мне безразлично».
Наибольшие трудности в работе, по мнению преподавателей, вызовут дети с нарушением интеллекта (71% опрошенных), с нарушением зрения (43%), с нарушением слуха (34%).
54% опрошенных считают, что ничего плохого не случится, если особый ребенок будет учиться совместно с обычными детьми, 15% считают, что он будет тормозить обучение всей группы. Многие дети выразили готовность помочь особому одногруппнику в учебе, в адаптации, указали такие ответы, как: «помогу найти друзей», «помогу, чем смогу». Но, все же, 7% считают, что ничего хорошего из этого не получится.
Данные анкетирования показали, что в целом дети и преподаватели нашего образовательного учреждения готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Но, если педагоги уже имеют опыт работы с такими детьми, за многолетний стаж работы им приходилось сталкиваться с проблемами в обучении и воспитании особых детей, они понимают все те проблемы, которые могут возникнуть, то дети глубины данной проблемы не представляют. Дети не задумывались всерьез и не сталкивались с этой проблемой, но, тем не менее, они в большинстве своем готовы к общению и настроены скорее на принятие, чем на отрицание. Если сравнить ответы детей 10-11,13-14и 15-16 лет, то на многие вопросы анкеты дети разных возрастов дали схожие ответы.
Организуя инклюзивное обучение в школе, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.
Получив результаты исследования, мы убедились, что наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в образовательном учреждении.
А именно, создать сообщество, в котором каждый чувствует, что ему в школе рады, относятся доброжелательно. Ученики и преподаватели относятся друг к другу с уважением. Всех учеников одинаково ценят. От всех учеников школы ожидают высоких достижений. Сотрудники школы, ученики и родители разделяют идеологию инклюзии. Преподаватели стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах школьной жизни.
Различия между учениками – принимается как ресурс, который используется в процессе обучения. Разнообразие между учениками поддерживается. Деятельность школы направлена на обеспечение полного участия учеников с разным происхождением, опытом, успеваемостью и нарушениями здоровья в обучении и школьной жизни. Ученики с ОВЗ принимаются как личности с разными интересами, знаниями и навыками.
Для этого, прежде всего, необходимо принятие всеми участниками образовательного процесса основных принципов инклюзии:
· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· Каждый человек способен чувствовать и думать;
· Каждый человек имеет право на общение и на то чтобы быть услышанным
· Все люди нуждаются друг в друге;
· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· Все люди нуждается в поддержке и дружбе ровесников;
· Для всех обучающихся достижения прогресса, скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
·
Для решения задачи по формированию инклюзивной культуры необходимо выполнение технологической цепочки: приобретение знаний по инклюзивной культуре – формирование ценностного отношения – получение опыта совместной деятельности - положительное отношение к существующей действительности. Причем эта цепочка должна быть прожита всеми участниками образовательного процесса.
Для приобретения знаний по инклюзивной культуре, формирования ценностного отношения был разработан план воспитательной работы, включающий цикл тренинговых занятий, круглых столов, лекций, бесед. (См. Приложение 1)
Целью работы было привлечение внимание к проблемам людей-инвалидов, развитие нравственных качеств учащихся. Дети убедились, что люди с ограниченными возможностями очень волевые, сильные и могут достичь высоких результатов во многих сферах жизни. Для нормально развивающихся детей знакомство с инклюзивной культурой, развитие у них ценностного отношения, очень важно, так как встреча со сверстником, не похожим на них, может обернуться серьезным шоком и даже мировоззренческим кризисом.
Получением опыта совместной деятельности стала подготовка к школьным мероприятиям «обычных» школьников и детей с ОВЗ, проведение мероприятий, социальных акций, проектов, организация волонтерского движения.
Приобретение опыта совместной деятельности – мощное социальное средство обучение детей. Совместная работа помогает ребятам (не только «обычным» учащимся, но и детям с ОВЗ) поменяться внутренне и даже внешне. Происходит развитие таких важных навыков как: социальная компетентность, обретение социального опыта взаимодействия со сверстниками, навыки решения проблем, независимость, самоконтроль.
Активное включение в такую работу детей с ОВЗ позволило им более полно представить картину окружающего мира, расширить круг социальных контактов. В дальнейшей жизни им будет проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность.
Очень многое в принятии «особых» детей «обычными» зависит от позиции преподавателей. Они должны быть готовы принять необычного ребенка вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Преподаватель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом. Все это будет иметь особое значение для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
Какие еще требования можно предъявить к педагогу инклюзивного образования? Список может получиться достаточно длинным, но основными критериями будут являться:
1. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
2. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
3. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
4. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
5. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
6. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
При работе по формированию инклюзивной культуры были выявлены проблемы:
· Дети с ограниченными возможностями здоровья привыкают к вниманию, следовательно, они могут начать злоупотреблять своим особым статусом, допускать снижения требований к себе.
· Многие родители могут оказаться с высоким уровнем притязаний – требовать для своего «особого» ребенка лучших учителей, логопедов, дефектологов и других специалистов.
· Родители детей с ОВЗ и детей-инвалидов очень ранимы, многие не хотят говорить о своих проблемах и трудностях. Большинство родителей сами страдают тяжелыми психическими и соматическими расстройствами. Со многими из них будет сложно построить хорошие доверительные отношения, как представителям администрации школы, так и педагогам школы, классному руководителю, специалистам.
Именно на решение выявленных проблем мы планируем направить нашу работу в дальнейшем.
Заключение
Одна из важнейших задач психолого-педагогической деятельности в рамках создания инклюзивной образовательной среды – это формирование нового сознания и мировоззрения, личностных качеств подрастающего поколения: овладение ценностями, философией и принципами, среди которых толерантность занимает доминирующее место. В соответствии с Декларацией принципов толерантности толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными.
Понимание сущности толерантности положено в основу педагогической деятельности преподавателей в рамках инклюзивного образования, реализуемой в ДШИ.
На протяжении более семи лет Детская школа искусств организует образовательную деятельность с данной категорией детей на декоративно-прикладном, художественном, социально-педагогическом и хореографическом отделениях. В школе уделяется большое внимание созданию инклюзивной образовательной среды и формированию навыков толерантного поведения всех субъектов образовательного процесса. В процессе введения инклюзивного образования стали возникать проблемы социального характера: не все участники образовательного процесса были готовы принять особенного ребенка. В ходе исследования нами был изучен этот вопрос и выявлены реперные точки.
Данные анкетирования показали, что в целом учащиеся, их родители и преподаватели нашего образовательного учреждения готовы принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Организация инклюзивного обучения в ДШИ рассматривается нами, как качественно новая ступень развития школы, когда образование становится реальным правом для всех.
Получив результаты исследования, мы убедились, что наша гипотеза подтвердилась. Действительно, в результате воздействия инклюзивной образовательной среды происходит социокультурная интеграция детей с особыми потребностями и нормативных детей.
В перспективе своей дальнейшей деятельности мы планируем: совместно с учащимися студии «Художник-модельер» продолжить реализацию творческого проекта «Инклюзивная мода» - создание коллекции концертных костюмов для детей с синдромом Дауна и«Театра моды солнечных детей», а затем совместное участие в волонтерской деятельности, в том числе, в подшефных учреждениях социальной защиты («Лучики добра»).
В процессе работы у нас возникла идея организации свободного пространства для творчества. Где, с одной стороны, дети с ОВЗ будут приобретать навык социальных контактов, а с другой, нормативные дети смогут реализовать свои бизнес - идеи, проекты в жизнь. А, получив прибыль, мы сможем приобрести необходимое дополнительное оборудование для занятий в хореографическом классе детей – инвалидов с синдромом Дауна.«Территория добра и света» – это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.
Также продолжится работа с просветительского характера со всеми участниками образовательного процесса: обучающие семинары, тренинги, круглые столы, дискуссионные площадки, курсы повышения квалификации и т.п.
Список литературы
1. Алехина С.В. Инклюзия – реальность дополнительного образования. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2013. Т. 2. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://додмск.рф.
2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?. – М.: АРКТИ, 2005.
3. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Гриценко Н.Е., Румянцева Н.А. Сущностные характеристики девиантного поведения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9. С. 130-136.
4. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. 2006. №1.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.4 /Под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. М., 1994.
6. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2005.
7. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль.1990. № 4.
8. Можейкина Л.Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск , 2006.
9. Проблемы и новые тенденции в области улучшения положения инвалидов: Доклад Генерального секретаря ООН / Специальный комитет по всеобъемлющей единой Международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов. Нью-Йорк, 16–27 июня 2003 года.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
11. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2012, №2
Приложение 1
План воспитательной работы
«Смотри на меня как на равного»
«Что я знаю об инклюзивном образовании»
«Дети должны учиться вместе»
«Кодекс доброты»
«Мы все такие разные»
«Доброта спасет мир»
«Особые дети. Учимся жить, общаться и учиться вместе»
«Неделя инклюзивного образования»
«Дети так не делятся»
«Мы разные, но мы вместе»
«Образование без барьеров»
«Толерантность. Общение»
«Понятие толерантности в современном обществе», к организации привлекались учащиеся (готовили доклады, презентации)
«Школа, доступная для всех»
Дискуссии, диспуты,
Оформление стенда «Победа над собой»
Оформление информации «Равные права – равные возможности»
Выставка декоративно-прикладного творчества «Чудеса своими руками» (работы детей-инвалидов школы)
Выставка рисунков «Что значит слово доброта»
Оформление информационного стенда «Мы вместе»
Тренинги, психологические практикумы:
«Я в мире людей»
Тренинг с учащимися «Мы разные»
Семинар-практикум для преподавательского состава «Методические основы инклюзивного образования»
Беседы по темам:
«Толерантность. Общение»
Круглый стол:
Круглый стол «Доступная среда для всех – миф или реальность»
Просмотр и анализ документальных фильмов «О любви», «Ограниченное будущее» (об обучении и организации досуга детей с ограниченными возможностями) по тематике мероприятия
Просмотр и анализ социальных роликов по тематике мероприятия
Концерт Праздничный концерт «Дыханье весны»
Благотворительная акция «Милосердие»
Акция «Сердечко доброты»
Акция «Раскрасим мир вместе»
Психологический час «Все мы разные»
Участие ансамбля бального танца в волонтерском концерте.
Фестиваль искусств «Школьный кораблик» с приглашением учащихся школы глухих
Обсуждение вопроса «Инклюзивное образование в школе» в рамках педагогического совета
Проведение родительского собрания " на тему: "Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению"
«Доступность образования для детей с ОВЗ» ШМО КЛ руководителей
Час доброты. Анализ и просмотр фильма «Клеймо»
Викторина «
Педагогическая планерка «Методические основы инклюзивного образования в РФ»
Вопрос Педагогического совета «Инклюзивное образование для всех»
Социальная поддержка государства особенных детей
«Как себя вести, если ты встречаешь человека, не похожего на тебя».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.