ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯСТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
Всё хорошее в людях - из детства!
Коробова Алла Евгеньевна,
старший воспитатель,
МАДОУ детский сад №8 «Жемчужинка»
Нижегородская область,г.Бор.
В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится безграмотной, расточительной, неправильной с точки зрения экологии, ведущей к разрушению. Все мы когда-то были детьми. И каждый из тех, кто разрушает природу, тоже был ребенком. Вот почему так важна и велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача, как педагогов – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Знакомясь с природой и окружающей средой, ребенок учится мыслить, рассуждать, общаться, постоянно стремится к эксперименту, узнает и запоминает нормы экологического поведения [3].
На протяжении многих лет в нашем детском саду функционирует метеостанция, педагоги разработали интересные проекты для детей разного возраста, которые помогают познать мир природы, окружающей нас действительности.
Территория детского сада
находится в природоохранной зоне. Зеленый уголок природы в нашем детском саду,
по своему функциональному значению практически находится на всей территории
детского сада. Дети могут как все вместе,так и индивидуально приходить
небольшими группами, по одному, подвое, чтобы в тишине и покое пообщаться с
кем-нибудь из животных, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой
растений.
На территории детского сада был разбит цветник, огород,дети с удовольствием
познают мир природы в наблюдении за состоянием погоды в различное время года,есть
действующая метеостанция для познавательно –исследовательской деятельности
детей.
В течении всего
круглогодичного цикла изменений в природе педагоги принимают участие в
природоохранных акциях на муниципальном уровне, а также в мероприятиях
Керженецкого заповедника. Ежегодно в рамках проведения Акции «Покормите птиц
зимой» дети и родители при тесном взаимодействии с педагогами принимают участие
в конкурсе «Съедобные кормушки», дети активно участвуют в викторинах и квестах,
онлайн играх,«Расскажи Незнайке о природе», «Развивашки», «Детям о весне» «Знатоки
природы нашего края!» и мн.др. Педагоги представили фотоотчеты о проведенной
работе в экологическом образовании.
Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе
является экологическая тропа. В прилегающей территории к детскому саду
есть Фабричный сквер с многообразием видов деревьев, кустарников. В основном
это красивые березы, ели, клены лиственницы. На экскурсии дети наблюдают за
изменениями, происходящими в природе. Разнообразие форм и методов работы
помогает педагогам скорректировать и спланировать работу по экологизации
образовательного пространства. РППС во многом способствует экологическому
развитию ребенка.
В нашем детском саду мы реализуем программу С.Н.Николаевой. На наш взгляд, большинство задач направлены на формирование и воспитание гуманного бережного и эмоционально-положительного отношения ребенка к окружающему миру. Мы стараемся использовать традиционные и нетрадиционные методы экологической направленности и включаем в работу с детьми.
Очевидно, что интерес к познанию и детская мотивация повышается именно тогда, когда перед ребенком стоит задача или ситуация, которую он сам способен разрешить. Ребенок понимает степень своей важности и значимости.
Экологическое воспитание дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения, отмечает С. Н. Николаева [2].
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство.
В заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.
1.
Литература:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под
ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое
(инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
2. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. — М., 1993
3. 4.Полат Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.