ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Оценка 4.6
docx
биология +1
Взрослым
15.11.2022
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В своем выступлении я хочу коснуться темы формирования некоторых надпредметных, то есть ключевых компетентностей на уроках биологии. Это именно те знания, умения, навыки и способы деятельности, которые определяют способность человека выполнять сложные и полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы.
Статья для публикации А.В. Дёмкин.docx

                                                                                                                                 А.В. Дёмкин

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В своем выступлении я хочу коснуться темы формирования некоторых надпредметных, то есть ключевых компетентностей на уроках биологии. Это именно те знания, умения, навыки и способы деятельности, которые определяют способность человека выполнять сложные и полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы.

Из определения компетентности можно вывести ее формулу, основными составляющими которой являются:

1) знания – это не просто информация, а та информация, которая быстро изменяется, динамичная, разнообразная информация, которую необходимо найти, отсеять от лишней, использовать в собственной деятельности;

2) умение применять эти знания в конкретной ситуации, понимание, каким образом можно получить эти знания;

3) адекватное оценивание себя, мира, своего места  в нем, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для собственной деятельности.

Итак, каким же образом можно эффективно формировать ключевые компетентности на уроках биологии, при этом повышая познавательную активность и мотивацию у учащихся. Немного из личного опыта.

І. Формирование социальной компетентности.

Прием 1. Использование разноуровневых обучающих и контрольных заданий.

Как мы знаем, учитывание индивидуальных особенностей учеников в учебном процессе является общим дидактическим принципом. Он очень важен для развития познавательной самостоятельности учеников и стремления их к образованности. При составлении таких заданий, в их содержании нужно использовать определенные ключевые слова: выявить, проиллюстрировать, продемонстрировать, проанализировать. Целесообразно создавать ситуации, в которых не учитель распределяет задания, а сами ученики выбирают их.

Контрольные задания, составленные с целью проверки основательности усвоения знаний, также должны быть разноуровневыми. Если ученик способен реально оценить свои знания и выбрать тот уровень сложности, который он может выполнить, то это свидетельствует о его способности к самооценке.

Прием 2. Стимулирование учащихся к самостоятельному принятию тактических и стратегических решений: как обучаться, чему обучаться, какой путь выбрать в жизни. После изучения определенной темы целесообразно предложить ученикам  такие формы обобщения, систематизации и коррекции учебного материала:

- семинар

- тестовые задания

- контрольная работа

- защита реферата/проекта.

Ученики заранее знакомятся с формами проведения обобщающего урока, делают выбор, сообщают о нем учителю. Это способствует формированию умения самостоятельно принимать решения, идти на компромисс, достигать общего согласия. Ошибочным является мнение, что выбрать форму проведения занятия могут только старшеклассники. Хороший результат внедрение такой практики дает в 7-8 классах.

Прием 3. Использование жизненных ситуаций, связанных со свойствами живых организмов, применением веществ.

На уроках биологии необходимо не только характеризовать живые организмы, объяснять природные явления, изучать строение и функции органов, но и связывать изученный материал с жизненными ситуациями. Одновременно необходимо постоянно напоминать ученикам о вредном влиянии некоторых веществ на организм человека и окружающую среду. На уроках биологии в 8 классе учениками отрабатываются приемы первой доврачебной помощи, методы измерения температуры, давления, что может быть использовано в реальной жизни. На уроках биологии человека активно пропагандируется здоровый образ жизни.

Формирование здоровьесберегающих компетентностей возможно во время изучения тем: «Повреждение опорно-двигательной системы» (8 класс), «Влияние алкоголя, наркотиков и токсинов на нервную систему и поведение человека» (9 класс), «Профилактика вирусных инфекций» (10 класс), «Использование бактерий в хозяйственной деятельности человека» (5 класс).

Во время уроков мы с ребятами также отрабатываем способы измерения температуры тела, артериального давления, проводим лабораторные работы по определению зрачкового рефлекса, влиянию статической и динамической работы на утомляемость мышц, определению порога слуховой чувствительности. Такие работы проходят в очень оживленной обстановке, ребята очень активно включаются в такие виды деятельности.

Но самое главное после проведения таких занятий ученики задумываются над сохранением собственного здоровья, оценивают свои социальные привычки, определяют свое личное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков.

ІІ. Формирование поликультурной компетентности.

Прием 1. Использование в процессе преподавания биологии стихотворений, отрывков из произведений художественной литературы.

Мечта каждого учителя – заинтересовать изучением предмета. Однако при любых условиях поток информации, терминов, определений создает перегрузку учащихся.

Необходимо снимать утомление, эмоционально настраивать учеников на образное, литературное оформление урока биологии. Так ка произведения литературы позитивно влияют на образное мышление учеников, способность высказывать оригинальные идеи.

Методика использования художественных произведений может быть разнообразной. Если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно зачитать для иллюстрирования изученного материала. Можно поступить и по-другому: зачитав фрагмент произведения, спросить  учеников, о каком явлении идет речь в процитированном отрывке. Полезно работать с отрывками, в которых природные явления описаны неточно. В этом случае перед учениками ставится задание определить, в чем состоит неправильность утверждения, комментариев, предложенных автором.

К фрагментам из художественной литературы можно обращаться на разных этапах занятия: во время актуализации опорных знаний, пояснения нового материала, его закрепления, опроса, решения творческих заданий.

Во время своих занятий я часто использую отрывки стихотворных произведений как эпиграфы. Например, …Пусть будущие поколения не скажут с болью сожаленья: «Жил-был пушной зверёк, но мир его не уберёг».

Использую загадки на биологические темы:

Отгадать загадку, указать название животного, отряд к которому оно относится: а) «Чудо-юдо великан на спине везёт фонтан». (Вид Кит обыкновенный, отряд Китообразные). Что собой представляет его фонтан? (Кит дышит атмосферным воздухом. Акт его дыхания происходит после выныривания из воды, через каждые 10-15 минут. Выдыхаемые водяные пары и брызги воды с поверхности моря образуют над ним фонтан).

б) «В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца». (Вид Крот обыкновенный, отряд Насекомоядные). Каковы особенности его меха, обусловленные образом жизни? (Мех крота состоит из одного подшёрстка. Он очень густой, короткий и бархатистый. Волосы крота растут только прямо, что не мешает ему двигаться в любом направлении. Мех предохраняет крота от сырости, холода и грязи).

в) «Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной и стоит среди травы – уши больше головы?» (Вид Заяц беляк, отряд Зайцеобразные). Какое значение имеют уши в жизни зайца? (Быстрый бег зайца сопряжён с интенсивной работой скелетных мышц. В это время в его организме образуется избыток тепла, который может привести к перегреву. Не имея потовых желез, зайцы осуществляют регуляцию температуры и теплоотдачу через большую поверхность ушных раковин).

г) «Кто родился с усами?». (Вид Кошка обыкновенная, отряд Хищные). Какую роль они выполняют? (Длинные жёсткие волосы - не усы, а вибриссы. Они располагаются на мордочке кошки, около глаз, носа, на верхней губе и выполняют осязательную функцию).

Можно применять шуточные вопросы, основанные на старых легендах, даже на контрольных работах. Например: Правда ли, что нашедшего в ночь на Ивана-Купала цветок папоротника, ждет большое счастье.

Прием 2. Использование биографических сведений о ученых биологах.

В ходе изучения нового материала есть смысл рассказывать ученикам о ученых, которые внесли весомый вклад в развитие биологии, показывать их портреты (поэтому целесообразно проводить занятия по биологии в специализированном кабинете). В литературе можно найти интересные рассказы о деятельности того или иного ученого-биолога. Например, учеников очень удивляет, что человек открывший законы наследственности, скрещивая организмы (Грегор Мендель) был священником. На занятиях по теме «Оплодотворение цветковых растений» в 6 классе мы упоминаем имя выдающегося российского ученого Сергея Навашина, открывшего это явление. О результатах своей работы он докладывал на Съезде природоисследователей и врачей в 1898 году в Киеве. Свой доклад иллюстрировал собственноручно сделанными таблицами. Интересно высказывание ботаника Страсбургера по поводу этого исследования: «Эта неожиданность, которая делает честь наблюдательности и проницательности исследователя».

Во время подготовки к занятию можно предложить некоторым учащимся подготовить сообщения о жизни и деятельности того или иного ученого.

Это дает возможность воспитывать учеников на примере жизненного и творческого пути известных ученых, что также способствует формированию поликультурной компетентности.

Прием 3. Раскрытие значения биологии для развития цивилизации

Ученые считают, что Земля существует уже около 5 млрд лет, что жизнь в самом примитивном виде зародилась 2 млрд. лет тому назад. В процессе безжалостного естественного отбора, который длился миллионы лет, среди растений и животных выжили самые сильные, наилучшим образом приспособленные к определенным природным условиям. Как следствие такой длительной эволюции, природа создала на Земле гигантскую сокровищницу, в которую поместила множество совершенных образцов «живых инженерных систем», которые функционируют необычайно точно, надежно и экономно, характеризуются гармоничностью действий.

Приводя примеры этих природных сокровищ, богатств во время изучения биологии, учитель воспитывает бережное отношение к окружающему миру, уважение к природе, побуждает к углубленному изучению строения живых организмов, взаимосвязей в природе.

Так, во время изучения темы «Строение глаза» я рассказываю, что проводя операции на глазах, арабские ученые уже много сотен лет назад исследовали явление преломления световых лучей при переходе из одной жидкой прозрачной среды в другую.

Изучая в 7 классе строение органов чувств земноводных, мы говорим о том, что лягушки видят только движущиеся предметы, и это свойство повторяют ученые-конструкторы, разрабатывая системы наблюдения и сигнализации.

Чтобы доказать учащимся, что все великое, созданное человекам, взято из природы, во время изучения темы «Строение птицы» в 7 классе я рассказываю о великом российском ученом Жуковском, который, исследуя полет птицы, открыл «тайну крыла», разработал методику расчета подъемной силы крыла, той силы, что удерживает самолет в воздухе. Сейчас эта методика лежит в основе современной аэродинамики. Таких примеров можно приводить великое множество. Таким образом раскрывается значение биологии для развития цивилизации и формирования поликультурной компетентности.

В конце моего вступления хочу поделиться старинной японской мудростью, которую стремлюсь сделать девизом своей профессиональной деятельности:

 Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное,

 Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,

 Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,

 Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

 


 

А.В. Дёмкин ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ

А.В. Дёмкин ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ

Хороший результат внедрение такой практики дает в 7-8 классах

Хороший результат внедрение такой практики дает в 7-8 классах

К фрагментам из художественной литературы можно обращаться на разных этапах занятия: во время актуализации опорных знаний, пояснения нового материала, его закрепления, опроса, решения творческих заданий

К фрагментам из художественной литературы можно обращаться на разных этапах занятия: во время актуализации опорных знаний, пояснения нового материала, его закрепления, опроса, решения творческих заданий

Во время подготовки к занятию можно предложить некоторым учащимся подготовить сообщения о жизни и деятельности того или иного ученого

Во время подготовки к занятию можно предложить некоторым учащимся подготовить сообщения о жизни и деятельности того или иного ученого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022