IQ: среда или гены?
Коэффициент интеллекта, или IQ, – это количественная оценка умственных способностей человека, которая определяется с помощью специально подготовленных тестов.
Что влияет на IQ
Наследственность
Рассмотрим роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ. До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8. Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем.
Изучение жизненного пути приёмных детей привело к однозначному выводу о том, что различия в их судьбе в основном определялись наследственностью и случайными факторами, а не тем, в какой семье они воспитывались. Уже к 16-летнему возрасту корреляция между коэффициентом интеллекта приёмных детей и их приёмных родителей становится близка к нулю. Различия в образовательном уровне детей зависят от образовательного уровня биологических родителей вдвое сильнее, чем от образовательного уровня приёмных родителей.
Отдельные гены
За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложноположительными. Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения, так и среди детей.
Поиск наследственных причин IQ
Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.
Окружающая среда
Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.
В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.
Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормления младенца грудью повышает его IQ.
Другое исследование более 13 000 детей показало, что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования эти результаты были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена нерепрезентативность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение.
Усыновленные беспризорники помогли психологам выяснить, что уровень IQ зависит только от генов, а не от качества воспитания и культуры
Ученые выяснили, что чтение сказок на ночь, постоянные
беседы с ребенком, активная забота о его образовании и прочие проявления
родительской заботы никак не сказываются на уровне его интеллектуального
развития. Их многолетние наблюдения за развитием усыновленных детей позволили
им сделать вывод, что на уровень IQ и другие когнитивные показатели влияют лишь
генетические факторы. Результаты исследования и рекомендации для родителей
были опубликованы в журнале Intelligence.
Автор открытия, психолог Кевин Бивер из университета Флориды в Гейнсвилле (США)
объясняет, — «Авторы предыдущих исследований в этой области, кому удалось найти
намеки на то, что родительская забота влияет на уровень интеллекта у детей,
скорее всего, ошибаются в этих утверждениях, так как они не учитывали влияние
передачи генов на IQ ребенка. На самом деле, родители, чей уровень интеллекта
выше среднего, и без напоминаний со стороны заботятся о развитии ребенка, что
скрывало факт генетической передачи их интеллекта детям».
Бивер и несколько психологов из университетов США, Канады и
Саудовской Аравии проводили на протяжении более двух десятилетий крайне
необычный эксперимент с целью выявить, какие факторы могут влиять на
интеллектуальное развитие детей. В отличие от большинства других психологов,
они следили не за обычными детьми, а за беспризорниками, которые были
усыновлены или удочерены в младенческом возрасте бездетными семейными парами.
Подобный прием, как надеялись ученые, должен был помочь им разрешить спор почти
вековой давности — зависит ли то, насколько хорошо реализует себя ребенок в
интеллектуальном плане, только лишь от генетических факторов или качества его
воспитания и образования, или же и от того, и от другого. За все это время
психологам, генетикам и нейрофизиологам так пока и не удалось найти однозначных
доказательств в пользу справедливости одной из этих теорий. Сегодня ученые
склоняются к тому, что и генетические, и социальные факторы влияют на
интеллектуальный рост ребенка в равной степени
Однако, авторы статьи решили убрать один из факторов в этом уравнении с двумя
неизвестными, исключив влияние генетики на уровень IQ. Для этого
проанализировали результаты масштабного проекта по наблюдению за здоровьем
подростков и молодых людей, который они проводили совместно с правительством
США с конца 80-х годов прошлого века. За 20 лет в нем приняли участие около 15
тысяч школьников и их родителей. Среди участников эксперимента были и примерно
три сотни приемных детей.
За это время социальные службы США успели замерить уровень IQ у детей в
детсадовском возрасте и в первые годы их учебы в школе, а также в 18 или 26
лет. Сами ученые провели серию интервью и анкетирования среди родителей,
интересуясь тем, как они воспитывали и играли с приемными сыновьями и дочерями.
В 2014 году Бивер и его коллеги решили подвести итог эксперимента и сопоставили
то, насколько высоким был IQ у детей с тем, насколько сильно родители
заботились об их будущем.
Оказалось, что качество воспитания абсолютно никак не влияло на то, насколько
хорошо и быстро развивались интеллектуальные способности у детей. Уровень IQ
школьников и молодых людей не зависел ни от уровня образования или уровня
достатка их приемных родителей, ни от того, насколько хорошо они заботились о
них в детстве, ни от уровня контактов между ними, ни от их готовности
вкладывать деньги в интеллектуальное развитие ребенка.
«Все это не означает того, что я советую родителям не читать сказки на ночь и
не помогать им найти свое место в мире. – Объясняет учёный, – я не говорю, что
уровень интеллекта жестко задается в момент зачатия или рождения и больше
никогда не меняется — многое зависит от окружающей обстановки во время роста и
взросления, но не от того, насколько хорошо родители заботятся о детях. Тем не
менее, если мы всерьез говорим о том, что воспитание может улучшить когнитивные
способности детей, то мы просто обманываем себя», — заключает Бивер.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.