МБДОУ №6 «РАДУГА»
«Проектная деятельность»
«Маленькие исследователи»
Воспитатели:
Кузьмина Е.В.
Николаенко Я.И
2023 г.
Пояснительная записка.
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Николай Николаевич Поддьяков (Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор) считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Технологическая карта педагогического проекта
Творческое название проекта – «Маленькие исследователи»
Подтемы проекта – «Волшебница Вода», «Снег и лед – это тоже вода», «Воздух вокруг нас», «Знакомство с ветром», «Чудесная кладовая – почва».
Возраст – 3-4 года.
Продолжительность: Долгосрочный 1.12.2022 – 30.04.2023гг.
Актуальность проекта: Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Задачи проекта:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы;
2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат:
Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.
Презентация проекта:
Папка передвижка, фотографии, рисунки, исследовательские работы, выставки, дидактические исследовательские и экологические игры.
Формы работы:
- Наблюдения;
- Эксперименты;
- Организованная деятельность;
- Беседы с рассматриванием картинок;
- Чтение художественной литературы;
- Тематические прогулки;
- Оформление фотоальбомов;
- Коллекционирование.
Этапы реализации проекта:
I этап – Организационно-диагностический
Цель: Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление и подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов.
II этап – Формирующий
Цель: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого ведется работа по трем направлениям:
- работа педагога с детьми;
- работа детей и родителей;
- работа педагогов и родителей.
III этап – Обобщающий
Цель: Анализ и подведение итогов работы, третий этап включает с в себя презентацию проекта.
Декабрь
«Волшебница Вода»
Цель: формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
1. Чтение рассказа Д. Перина «Живая вода»
Опыт №1 «Вода жидкая, она льется»
Опыт №2 «Прозрачная и разноцветная вода».
2. Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»
Опыт №3 «У воды нет запаха и вкуса».
Опыт №4 «У воды нет формы»
3. Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река»
Опыт №5 «Что плавает в воде».
Опыт №6 «Три состояния воды»
4. Занятие «Ходят капельки по кругу» - беседа про круговорот воды в природе.
Опыт №7 «Тонет – не тонет».
Опыт №8 «Вода – растворитель».
Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне. Опыты с водой, льдом и снегом. Отгадывание загадок, связанных с водой (роса, снег, лед, дождь).
П/и «Ручеек», «Мы–капельки».
Консультация «Природа в жизни вашей семьи».
Итоговое занятие - Изготовление с детьми украшений для деревьев на групповом участке.
ЯНВАРЬ
«Снег и лед – это тоже вода»
Цель: Формировать представления о снеге и льде, их свойствах.
1. Чтение Т. Новицкая «Белый снег пушистый»
Опыт№1 Рассматривание снежинок через лупу.
Опыт №2 «Где быстрее растает снег в тени или на солнце»
2. Рисование «Зимние забавы»
Опыт№3 «Замораживание воды»
Опыт №4 «Таяние снега»
3. Чтение: Е. Благина «Снег»
Опыт №5 «В какой воде снег тает быстрее»
Опыт №6 «Сравнение кусочка льда и кусочка снега»
4. Лепка «Снеговик» (из снега)
Опыт №7 «От чего не липнет снег»
Опыт №8 «Рисование цветной водой на снегу»
Наблюдение за падающими снежинками, за капелью сосулек на солнце, за ростом сосулек. Опыты с водой, льдом и снегом. Рассматривание картин «Зима».
Подвижные Игры «Пройди по следам на снегу», «Сооружение построек из снега».
Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»
Итоговое занятие – выставка детских рисунков «Морозные узоры»
ФЕВРАЛЬ
«Воздух вокруг нас»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.
1. Занятие «Знакомство со свойствами воздуха»
Опыт№1 «Воздух невидимка»
Опыт №2 «Чем мы дышим»
2. Чтение Ирис Ревю «Добрый воздух».
Опыт №3 «Как поймать воздух?»
Опыт №4 «Что легче: воздух или вода?»
3. Беседа «Откуда берется чистый воздух»
Опыт №5 «Можно ли взвесить воздух?»
Опыт№6 «Загадочные пузырьки»
4. Игра на духовых музыкальных инструментах.
Опыт №7 Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки».
Опыт №8 «Размер шарика зависит от объема воздуха внутри»
Наблюдение за температурой воздуха, как при выдохе идет пар изо рта. Сравнение дыхания в холоде и в тепле.
Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями.
Консультация «Экспериментирование в различных видах деятельности».
Итоговое занятие - Рисование «Нарисуй ветер»
МАРТ
«Знакомство с ветром»
Цель: Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей.
1. Беседа «Ветер, ветер, ты могуч!»
Опыт №1 «Как рождается ветер»
Опыт №2 «Плывет, плывет кораблик»
2. Чтение Т. А. Шорыгина «Южный ветерок»
Опыт№3 «От ветра не скроешься» (опыт со свечкой и преградой)
Опыт №4 «Заставим перышко парить на ветру»
3. Чтение Т. А. Шорыгина «Прозрачный невидимка»
Опыт №5 «Упрямый ветер»
Опыт №6 «Игры ленточек на ветру»
4. Беседа «Польза и вред ветра»
Опыт №7 «Музыка ветра»
Опыт №8 «Нужен ли ветер для полета воздушного змея»
Наблюдение за: ветром, его силой, как ветер гоняет снежинки и колышет деревья, флюгером на участке.
П/и «Попади в обруч» (с бумажными самолетиками), игры с вертушками.
Консультация для родителей «Такой важный воздух».
Итоговое занятие - Изготовление с детьми вертушек и вееров.
Апрель
«Чудесная кладовая – почва»
Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.
1. Занятие «Удивительная почва»
Опыт №1 «В почве есть воздух»
Опыт №2 «Сжимание почвы»
2. Беседа «Что растет в земле»
Опыт №3 «Посадка луковицы»
Опыт №4 «Земле нужна вода»
3. Чтение Т. А. Шорыгина «Наша кормилица – земля»
Опыт №5 «Загрязнение почвы»
Опыт №6 «Свободу семенам!»
4. Беседа «Кто живет в земле», Чтение Т. А. Шорыгина «Дождевой червяк»
Опыт №7 «Земля или грязь»
Опыт №8 «Наблюдение за жителями подземелья через лупу»
Наблюдение за ростом луковицы, подготовка клумб к посадке цветов. Участие в субботнике по озеленению территории детского сада. Опыты с землей, водой и растениями.
Консультация для родителей «Берегите природу!»
Итоговое занятие – рисование «Наша луковица выросла»
Создание папки передвижки «Маленькие исследователи» о нашей творческой исследовательской деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.