Проект "Маленькие исследователи"
Оценка 4.8

Проект "Маленькие исследователи"

Оценка 4.8
docx
экология
2 кл
10.11.2022
Проект "Маленькие исследователи"
Проект Маленькие исследователи.docx

 

МБДОУ №6 «РАДУГА»

 

 «Проектная деятельность»

 «Маленькие исследователи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели:

Кузьмина Е.В.

                                                                                                                 Николаенко Я.И                                                                                                                   

 

 

 

                                        2023 г.

 

Пояснительная записка.

Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. 

Николай Николаевич Поддьяков (Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор) считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

 

 

 

Технологическая карта педагогического проекта

Творческое название проекта«Маленькие исследователи»

Подтемы проекта«Волшебница Вода», «Снег и лед – это тоже вода», «Воздух вокруг нас», «Знакомство с ветром», «Чудесная кладовая – почва».

Возраст – 3-4 года.

Продолжительность: Долгосрочный 1.12.2022 – 30.04.2023гг.

Актуальность проекта: Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта:

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы;

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4. Формировать коммуникативные навыки.

 

 

 

Предполагаемый результат:

Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.

 

Презентация проекта:

Папка передвижка, фотографии, рисунки, исследовательские работы, выставки, дидактические исследовательские и экологические игры.

 

Формы работы:

- Наблюдения;

- Эксперименты;

- Организованная деятельность;

- Беседы с рассматриванием картинок;

- Чтение художественной литературы;

- Тематические прогулки;

- Оформление фотоальбомов;

- Коллекционирование.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта:

 

I этап – Организационно-диагностический

Цель: Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление и подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов.

 

II этап – Формирующий

Цель: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого ведется работа по трем направлениям:

- работа педагога с детьми;

- работа детей и родителей;

- работа педагогов и родителей.

 

III этап – Обобщающий

Цель: Анализ и подведение итогов работы, третий этап включает с в себя презентацию проекта.

 

 

 

 

 

 

Декабрь

«Волшебница Вода»

Цель: формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

1. Чтение рассказа Д. Перина «Живая вода»

Опыт №1 «Вода жидкая, она льется»

Опыт №2 «Прозрачная и разноцветная вода».

2. Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»

Опыт №3 «У воды нет запаха и вкуса».

Опыт №4 «У воды нет формы»

3. Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река»

Опыт №5 «Что плавает в воде».

Опыт №6 «Три состояния воды»

4. Занятие «Ходят капельки по кругу» - беседа про круговорот воды в природе.

Опыт №7 «Тонет – не тонет».

Опыт №8 «Вода – растворитель».

Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне. Опыты с водой, льдом и снегом. Отгадывание загадок, связанных с водой (роса, снег, лед, дождь).

 П/и «Ручеек», «Мы–капельки».

Консультация «Природа в жизни вашей семьи».

Итоговое занятие - Изготовление с детьми украшений для деревьев на групповом участке.

 

ЯНВАРЬ

«Снег и лед – это тоже вода»

Цель: Формировать представления о снеге и льде, их свойствах.

1. Чтение Т. Новицкая «Белый снег пушистый»

Опыт№1 Рассматривание снежинок через лупу.

Опыт №2 «Где быстрее растает снег в тени или на солнце»

 2. Рисование «Зимние забавы»

Опыт№3 «Замораживание воды»

Опыт №4 «Таяние снега»

3. Чтение: Е. Благина «Снег»

Опыт №5 «В какой воде снег тает быстрее»

Опыт №6 «Сравнение кусочка льда и кусочка снега»

4. Лепка «Снеговик» (из снега)

Опыт №7 «От чего не липнет снег»

Опыт №8 «Рисование цветной водой на снегу»

Наблюдение за падающими снежинками, за капелью сосулек на солнце, за ростом сосулек. Опыты с водой, льдом и снегом. Рассматривание картин «Зима».

Подвижные Игры «Пройди по следам на снегу», «Сооружение построек из снега».

Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»

Итоговое занятие – выставка детских рисунков «Морозные узоры»

 

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

 «Воздух вокруг нас»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

1. Занятие «Знакомство со свойствами воздуха»

Опыт№1 «Воздух невидимка»

Опыт №2 «Чем мы дышим»

2. Чтение Ирис Ревю «Добрый воздух».

Опыт №3 «Как поймать воздух?»

Опыт №4 «Что легче: воздух или вода?»

3. Беседа «Откуда берется чистый воздух»

Опыт №5 «Можно ли взвесить воздух?»

Опыт№6 «Загадочные пузырьки»

4. Игра на духовых музыкальных инструментах.

Опыт №7 Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки».

Опыт №8 «Размер шарика зависит от объема воздуха внутри»

Наблюдение за температурой воздуха, как при выдохе идет пар изо рта. Сравнение дыхания в холоде и в тепле.

Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями.

Консультация «Экспериментирование в различных видах деятельности».

Итоговое занятие - Рисование «Нарисуй ветер»

 

 

 

МАРТ

«Знакомство с ветром»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей.

1. Беседа «Ветер, ветер, ты могуч!»

Опыт №1 «Как рождается ветер»

Опыт №2 «Плывет, плывет кораблик»

2. Чтение Т. А. Шорыгина «Южный ветерок»

Опыт№3 «От ветра не скроешься» (опыт со свечкой и преградой)

Опыт №4 «Заставим перышко парить на ветру»

3. Чтение Т. А. Шорыгина «Прозрачный невидимка»

Опыт №5 «Упрямый ветер»

Опыт №6 «Игры ленточек на ветру»

4. Беседа «Польза и вред ветра»

Опыт №7 «Музыка ветра»

Опыт №8 «Нужен ли ветер для полета воздушного змея»

Наблюдение за: ветром, его силой, как ветер гоняет снежинки и колышет деревья, флюгером на участке.

П/и «Попади в обруч» (с бумажными самолетиками), игры с вертушками.

Консультация для родителей «Такой важный воздух».

Итоговое занятие - Изготовление с детьми вертушек и вееров.

 

 

 

Апрель

 «Чудесная кладовая – почва»

Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.

1. Занятие «Удивительная почва»

Опыт №1 «В почве есть воздух»

Опыт №2 «Сжимание почвы»

2. Беседа «Что растет в земле»

Опыт №3 «Посадка луковицы»

Опыт №4 «Земле нужна вода»

3. Чтение Т. А. Шорыгина «Наша кормилица – земля»

Опыт №5 «Загрязнение почвы»

Опыт №6 «Свободу семенам!»

4. Беседа «Кто живет в земле», Чтение Т. А. Шорыгина «Дождевой червяк»

Опыт №7 «Земля или грязь»

Опыт №8 «Наблюдение за жителями подземелья через лупу»

Наблюдение за ростом луковицы, подготовка клумб к посадке цветов. Участие в субботнике по озеленению территории детского сада. Опыты с землей, водой и растениями.

Консультация для родителей «Берегите природу

Итоговое занятие – рисование «Наша луковица выросла»

Создание папки передвижки «Маленькие исследователи» о нашей творческой исследовательской деятельности.


 

МБДОУ №6 «РАДУГА» «Проектная деятельность» «Маленькие исследователи»

МБДОУ №6 «РАДУГА» «Проектная деятельность» «Маленькие исследователи»

Пояснительная записка. Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать

Пояснительная записка. Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать

Технологическая карта педагогического проекта

Технологическая карта педагогического проекта

Предполагаемый результат : Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация…

Предполагаемый результат : Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация…

Этапы реализации проекта :

Этапы реализации проекта :

Декабрь «Волшебница Вода» Цель : формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды

Декабрь «Волшебница Вода» Цель : формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды

ЯНВАРЬ «Снег и лед – это тоже вода»

ЯНВАРЬ «Снег и лед – это тоже вода»

ФЕВРАЛЬ «Воздух вокруг нас»

ФЕВРАЛЬ «Воздух вокруг нас»

МАРТ «Знакомство с ветром»

МАРТ «Знакомство с ветром»

Апрель «Чудесная кладовая – почва»

Апрель «Чудесная кладовая – почва»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2022