Особенности коми народной и композиторской музыки: презентация к разделу МДК.2.1 "Коми композиторы-детям"

  • pdf
  • 08.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Особенности коми народной и композиторской музыки (презентация)
Иконка файла материала Особенности коми народной и композиторской музыки.pdf

Особенности народной и композиторской музыки Республики Коми

Жукова Надежда Александровна

музыковед, аспирант кафедры культурологии и

педагогической антропологии ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима

Сорокина», преподаватель ГПОУ «СГПК», специальность 53.02.01 Музыкальное образование

Сыктывкар, 2025

П.А. Сорокин (1889-1968)


«Хотя коми в то время имели лишь зачатия письменной литературы, их фольклор, включавший сказки, легенды и предания, был богат и захватывающе интересен. То же можно сказать и об их народных песнях и музыке, тогда еще не испорченных позднейшим вторжением вульгарной городской псевдомузыки …»

П.А.Сорокин. «Долгий путь»



       Кондратьевы, «Коми народная песня»:

       Песни, не связанные с определенной бытовой функцией;

       Плясовые, хороводные, игровые песни;

       Песни-сказки, песни в сказках, байки (колыбельные);

       Свадебные плачи

А.Шергина (вычегодскосысольская традиция):

Исторические;

Трудовые;

Детские;

Любовно-лирические;

Хороводные;

Свадебные;

Шуточные;

Календарные, величальные; Плачи.

Классификация жанров коми фольклора

(причеты) и плач.

Коми н.п. «Уна нывъяс» в обработке А.Осипова

Исполняет хоровой коллектив

2 курса ГПОУ «СГПК» (запись 2018)




Савин Виктор Алексеевич

1888-1943

Коми поэт и драматург, прозаик и литературный критик, актёр, переводчик и публицист, автор новых коми песен

«Эти тридцать лет я больше всего беспокоился о художествах трех видов:

1.    Поднять коми литературу.

2.    Организовать коми театр.

3.    Сложить новые коми песни.

«Коми музыка отстаёт. Можно прямо сказать, что в этой области кроме меня до сих пор никто еще не работал, а у меня недостаточно теоретических знаний»

В.Савин. Песня «Варыш поз»

1923 год

Композиторы Республики Коми/




Проект

«Песенный камертон»

Осипов Александр Георгиевич (1923-1973)

v Профессиональные жанры:

*Балет

*Опера

*Камерно-вокальные

*Камерно-инструментальные

*Симфонические

Яков Сергеевич Перепелица

(1927-1990)

Композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Коми АССР (1961), заслуженный

работник культуры РСФСР (1965), лауреат

Государственной премии Коми АССР (1969), член Союза композиторов СССР (1972)

основные сочинения

}   Музыка для театра:

}   1. Балет «Яг-Морт». Создан в 1960 г. Поставлен в 1961 г., в Сыктывкаре.

}   2. Опера «Парма шОрын» - «На Илыче». Окончена в 1969 г. Поставлена в 1971 г, в Сыктывкаре. Третья авторская редакция - 1973 г.

}   3. Балет «Домна Каликова». Поставлен в 1987 г., в Сыктывкаре.

}   4. Оперетта «Песни к звёздам». Поставлена в 1963 г., в Сыктывкаре, Воркуте. Вторая редакция - «Ни пуха, ни пера!». Поставлена в 1974 г.

}   5. Водевиль «Тидль и Дудль» (музыкальная сказка). Поставлен в 1963 г.

}   Кантатно-ораториальная музыка:

}   1. Оратория «Рождённая Великим Октябрём», 1977 г.

}   2. «Реквием» памяти трёх тысяч земляков-сыктывкарцев и среди них брата Александра, павших в годы Великой Отечественной войны, 1981 г.

}   Музыка к спектаклям Коми республиканского драм. театра им. В. Савина, среди них:

}   А. Арбузов. «Иркутская история», 1961 г.

}   Н. Дьяконов. «Квартет Николая Курочкина», 1962 г.

}   Г. Юшков. «Макар-Васька- сельский парень», 1963 г.

}   И. Потолицын. «Это было в Сыктывкаре», 1967 г.

}   М. Калинин. «Печорская быль», 1970 г.

}   Г. Юшков. «Кыськб тай эмбсь», 1971 г.

}   Г. Горчаков. «Йитчы-клеитчы» («Прилепись-приклейся»), 1983 г.

«Дневник нашей республики»

}   Романсы, в т. ч. «О шуда му» (сл. В. Елькина, 1968), «Цветок с

Карского моря» (сл. С. Попова, 1968), «Баллада о партбилете» (сл. А. Безым енского, 1970);

}   Для солиста и хора — «Живи, мой край» (сл. С. Попова, 1961),

}   «Баллада о подвиге» (сл. А. Клейна, 1966);

}   Хоры, в т. ч. «Величальная Северу» (сл. А. Мурзина, 1967),

}   «Никто не знал» (сл. Д. Бедного, 1970);

}   Песни на сл. Г. Юшкова, А. Клейна, В. Кушманова, Ф. Щербакова, И. ППех терева, В. Попова, С. Попова и др.,

}   «Над речкой Вымь»(1960), «Ровесники» (1961), «Песня о Сыктывкаре» (19

64), «Коми ань» (1968), «Письмо с Вуктыла» (1972), «Деревенька моя»(197 2), «Край ты мой рябиновый», «Красная рябина», «Ты ко мне непременно придешь»;

}   Лирические (о любви, дружбе, молодости, семье); «в народном духе» – хороводные, частушки; патриотические, песни о Сыктывкаре, Воркуте, Ухте, Вуктыле и т.д., посвященные датам и событиям истории республики и страны, профессиям (Город юности влюбленной», «Сыктывкарское лето», «Вальс строителей ЛПК» и др.);

}   Сб. пионерских песен «Здравствуй, Коми земля» (1975);

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

}  1. Сборник «10 пьес для одного, двух и трёх баянов на коми народные } темы».

}  2. Вариации для двух баянов на темы коми народных песен.

}  3. «Танец оленеводов», «Доли-шели», «Палевицкая кадриль» - для баяна.

}  4. Концертная пьеса для двух фортепиано на две коми народные темы.

} 


5. Сюита в пяти частях для оркестра народных инструментов «Праздник оленеводов»

}  6. «Коми фантазия» для оркестра народных инструментов.

}  7. «Концертная пьеса» для оркестра баянов.

}  8. «Две коми народные песни» для оркестра народных инструментов.

}  9. Пьеса «Кукушечка» для оркестра народных инструментов.

}  10. Хореографическая картинка «Лисий хвост».

}  11.«Шуточный танец», «Танец с шапками», хореографическая картинка «Нефть».

}  12. Вокально-хореографическая картина «Войпук» («Посиделки») и др.


Первые постановки балета «Яг-морт» (1961)




Афиша концерта к 40-летию Союза композиторов Республики Коми (27.11.2018)

 

 

Об организации в

Коми АССР Союза композиторов.

Выписка из протокола заседания

секретариата Союза

композиторов РСФСР от 22 декабря

1978 года


Союз композиторов Республики Коми (1978)

Александр Рочев (1937-1995)

Вокальный цикл на стихи И.А.Куратова, 1981


1.    «Сьылан менам, сьылан»

2.    «Тарыт, бур йöз, гажöдча»

3.    «Ой, лун-вой сёйысьяс»

4.    « Шудтомъяс»

5.    «Том ныв»

6.    «Сандра, сьöлöмшöрöй» /

(в нотах не найдена)

7.    « Турöб»

8.    «Восьса öшинь дорын»

9.    «Ой, öлом, öлом»

10 «Пемыд»

}  «Песня моя, песня»

}  «Сегодня я веселюсь, добрые люди»

}  «День и ночь едите»

}  «Несчастные»

}  «Молодая девушка»

}  «Сандра, дорогая»

}  «Вьюга»

}  «У открытого окна»

}  «Ой, жизнь ты, жизнь»

}  «Тьма»




       на стихи Тимофея       И.Блинникова

Белозерова (для детей) – 1977/2000; 10 вокальных

       на стихи Федерико Гарсия Лорки -

          1978;                                                                           циклов:

       на стихи Ивана Бунина – 1979/1993;

       на стихи Георгия Иванова - 1992;

       «Виварий» на стихи Николая Олейникова - 1993;

       на стихи Анны Ахматовой -1993/1994;

       «Из японской лирики позднего Средневековья» -1994;

       «Глупая лошадь» на стихи

Вадима Левина («для детей и взрослых») -1995;

       «Нежность» на стихи Прасковьи 

Кондратьевой -1999;                                                                                               

       на стихи Ольги Цехновицер -2001;

Театральные жанры


}   Балеты Я.С. Перепелицы:

}   «Яг-морт» } «Домна Каликова».

}   Балеты М.Герцмана:

}   «Войпель»

}   «Снежная Королева»

}   «Вöрса»

}   «Барышня-крестьянка»

}   «Стрекоза и Муравей»

}   Оперетты:

}   О.Рассадин:

}   «Когда цветет черемуха»

(на коми языке)

}   В.Шафранников:

}   «Тöдмасьöм»

}   Я.Перепелица :

}   «Песни к звездам»


М.Герцман «Барышня-крестьянка»: балетводевиль (премьера – сентябрь 2014)

Произведения оперного жанра

год

Название оперы

Автор музыки

Автор либретто

• 1942

«Усть-Куломское восстание »

А.А.Воронцов

Н.Дьяконов и

С.Ермолин

1960

«Гроза над УстьКуломом»

Г.Н.Дехтяров

С. Ермолин, В.Тарантов

1967

«Домна

Каликова»

Б.Архимандритов

Ф.Щербаков и Я.Гордин

1971

«На Илыче»

Я.С.Перепелица

С.Попов и А.Мурзин

2009

«Куратов»

С.А.Носков

А.Ванеев, С.Носков

МЮЗИКЛЫ

}  М.Герцман:  } И.Блинникова:

}  «Ожерелье Сюдбея»    } «Гришуня на планете

}  «Кошкин дом»   лохматиков» (в двух

}  «Красные дьяволята» вариантах)

}  «Мальчиш-Кибальчиш» } «Новогодние

приключения Мадлен» } «Тайна игрушечных

сердец»                  } «Приключения Незнайки

и его друзей»

}  «Голубая роза»

}  «Карлик-Нос», или

«Чихай-на-здоровье!»

НОСКОВ

Композитор, член Союза композиторов России, член Британской Ассоциации композиторов



ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ памяти

А.Г.Осипова (95-летие) и

Я.С.Перепелицы (90-летие)






Председатель Союза композиторов Республики Коми, член Союза композиторов России, педагог, заслуженный деятель искусств Российской Федерации,

кавалер ордена Дружбы

Блинникова Ирина Викторовна

Педагог,

}  Выпускница Ленинградской

композитор, консерватории, музыковед, член музыковед- Союза композиторов России (2003 г). просветитель - и Республики Коми (1999 г.);

}  Лауреат Государственной премии Республики Коми за достижения в области музыкально-эстетического воспитания детей и юношества

(2006);

}  Заслуженный работник Республики Коми, преподаватель музыкальнотеоретических дисциплин «Сыктывкарский гуманитарнопедагогический колледж имени И.А.Куратова».



Жанры творчества

  Камерно-вокальные произведения (10 вокальных циклов);

  Хоровые произведения (кантата, хоры); Произведения для фортепиано :

v  Циклы пьес - «Северные мотивы», «Мои любимые животные», «Звуки пармы» ;

v  Сюита  по русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

v  Сонатина;

v  Вариации на тему коми народной песни «Красавица Марфа»; Вариации на тему коми народной песни «Горностаевый совик»; Вариации на тему коми народной песни «Доли-шели»; v Пьесы ; Ансамбли.

v  Произведения для других инструментов - Поэма для скрипки и фортепиано (1977 г.), Соната для скрипки и фортепиано (1978 г., 2-я ред. 1993 г.).,пьесы для скрипки, виолончели, флейты; Пьесы для народных инструментов: домры, баяна.

       Музыка к спектаклям;

       Песни

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

«К юбилею Ирины Блинниковой: композитор, музыковед, педагог». СГПК, 21 ноября2018

Исполняют: солистка Республиканского Театра оперы и

балета Елена Лодыгина (сопрано), Надежда Жукова (партия фортепиано)


«ПАРМА ШЫЯС» «ЗВУКИ ПАРМЫ»


1.              Парма

2.              Ёль

3.              Ош

4.              Шондi

5.              Кöрпи

6.              Яг Мортлöн йöктöм

7.              Ёма

8.              Пера-Богатыр

9.              Зарань

10.    Вотчöм

11.    Пöчö вышивайтчö

12.    Кöръясöн панласьöм

13.    Мича нывъяс –

14.    «Шондiбан»

1.                   Тайга

2.                   Ручей

3.                   Медведь

4.                   Солнышко

5.                   Оленёнок

6.                   Пляска Яг Морта

7.                   Ёма

8.                   Пера-Богатырь

9.                   Дочь Солнца

10.        По ягоды

11.        Бабушка вышивает 12. Гонка на оленях

13.    Девицы-красавицы

14.    Праздник песни




«Шондiбан» - Праздник песни

(исполняет автор – И.Блинникова)


Цикл

«Мои любимые животные»

v «Пони»

v «Пингвин»

v «Цирковые собачки»

v «Медвежья пляска»

v Индийский слон»

v «Питон»

v «Марш веселых петушков»

v «Мартышки»

v «Полька трёх поросят»

v «Кот Мурзик»

v «Бал в лесу»

ГОЛОВИНА 1.Фортепианные миниатюры (пьесы : Детский Светлана   альбом, 25 пьес; ансамбли в 4 руки - Детский

альбом, 12 пьес).

Вадимовна

2.   Пьесы для русских народных инструментов:

для баяна (Детский альбом для баяна), аккордеона , для домры и фортепиано.

3.   Пьесы для блокфлейты и фортепиано.

4.   Пьесы для кларнета и фортепиано.

5.   Пьесы для ансамблей различных составов: флейта, скрипка и фортепиано, блокфлейта, домра и фортепиано, блокфлейтовые ансамбли и др.)

5. Песни для детского хора в сопровождении фортепиано.

Композитор, педагог

Светлана Головина

«Коми сказка»

«Ылын-ылын сьöд вöр шöрын олiсны-вылiсны

Кань да Петук»

(«Далеко-далеко в тёмном лесу жили-были Кот да Петух»)

Методы преломления песенного фольклора  в профессиональной музыке

}  Цитирование народных мелодий;

}  Работа      с    элементами  этнографического материала;

}  Гибкая     трансформация  напевов в  форме варьирования;

Музыкальный язык многих авторов органично впитал в себя интонации северного фольклора (Герцман, Брызгалова, Блинникова, Носков,

Горчаков).

Ирина Блинникова:

«Наше будущее зависит от того, какую музыку будут слушать наши дети»




}  1.Какие разделы Пособия Вас заинтересовали?

}

}  2.Какими материалами Вы воспользовались бы в первую очередь?

}

}  3. Вид(ы) мероприятий, в которых Вы могли бы использовать материалы Пособия

}

}  4. Предложения по распространению Пособия

}

}  http://foto11.com/

}  http://www.tomovl.ru/komi/Muzykalnye_instrum enty.html

}  https://sites.google.com/site/komikompozitorydet am/

}  http://cultmap.nbrkomi.ru/ru/page/muzyka.muz_ p/

}  http://www.rdtkomi.ru/projects/207/

Жукова Надежда Александровна

}  zhukovana@sgpk.org      контакты

}  https://vk.com/zhukova_nsev

}  https://vk.com/video/@zhukova_nsev

}  vk.com/video/playlist/183599193_2

}  vk.com/video/playlist/183599193_3

}  https://vk.com/club230794098 Музыкальная культура Республики Коми

}  МДК «Теоретические и методические основы музыкального образования детей в общеобразовательных организациях (основы музыкально-лекторской деятельности)».

}  Раздел 2. "КОМИ КОМПОЗИТОРЫ-ДЕТЯМ" (преп. Жукова

Н.А.)

}  https://sites.google.com/site/komikompozitorydetam/

}  https://vk.com/wall-120997541_353