Особенности концертмейстерского искусства
Оценка 4.7

Особенности концертмейстерского искусства

Оценка 4.7
docx
23.10.2023
Особенности концертмейстерского искусства
концертмейстерское искусство.docx

Выбирая эту профессию, студент должен обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, особенно, если это работа в театре, или в любом другом месте, где часто проводятся концерты и выступления. Во-вторых, любить общаться с людьми, или с детьми, если работать в школе. У концертмейстера не должно быть боязни сцены. Концертмейстер и аккомпаниатор - самая распространенная профессия не только среди пианистов, но и баянистов, ансамблистов. По этой причине, хорошими признанными исполнителями-солистами становятся далеко не все. Тем не менее, профессия концертмейстера не менее творческая и интересная (концертмейстер это инструменталист, разучивающий партии с певцами, инструменталистами и аккомпанирующий им в концертах). К тому же, это может быть и прекрасной подработкой и просто хобби, потому, что в некоторых местах работать можно всего лишь несколько часов в неделю, такова специфика этой профессии. Но без определенных способностей, конечно, не обойтись. В каких сферах студент может реализоваться как профессионал после обучения? Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе в музыкальных школах – по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, детские клубы для малышей,  детские сады, музыкальные и педагогические училища и вузы. Очевидно, что сфера деятельности весьма обширна Таким образом, концертмейстерство – это совместная творческая деятельность инструменталиста (баяниста, пианиста или ансамбля) и солиста (или хора). Концертмейстерское искусство по своему художественному значению можно рассматривать как один из видов камерно-ансамблевого исполнительства, отличительной чертой которого является подчинение сопровождения сольной партии, создание оптимальных условий для наиболее полного выявления музыкальных образов и характера произведения. О концертмейстерской деятельности можно говорить в том случае, если участниками совместно подбирается репертуар для изучения и выступления, вырабатывается общая концепция и традиции исполнения, решаются исполнительские проблемы в создании единого художественного образа и, наконец, драматургии и режиссировании исполнительского процесса на эстраде. Изучение вокальной, фортепианной и другой литературы для разных инструментов и овладение навыками совместной игры полезны также будущим исполнителям-солистам, концертмейстерам, композиторам, музыковедам, дирижерам. Под аккомпанементом принято понимать инструментальное сопровождение солиста (вокалиста, инструменталиста) или хора, т. е. аккомпанирование есть процесс исполнения партии сопровождения в ходе репетиционной подготовки и концертного выступления. В этом амплуа концертмейстер должен уметь: - разбираться в классификации певческих голосов, их тесситуре и диапазоне, значении дыхания и цезур, дикции, в специфике звукоизвлечения, в технических и выразительных возможностях различных инструментов;  - определять причину интонационных погрешностей исполнителя и возможных позиционных отклонений, подать реплику в вокальном ансамбле; - следить за ритмической четкостью исполнения партии солистом; - добиваться художественной целостности исполняемых сочинений путем осмысления формы и содержания, постижения музыкального образа; - развивать чуткость, которая позволяет концертмейстеру не только покорно следовать за партнером, но и предугадывать его намерения. Работа в концертмейстерском классе имеет большое профессионально-воспитательное значение, так как концертмейстеру должна быть присуща способность проникать в различные стилевые сферы, ориентироваться в специфике различных течений и направлений в мировом искусстве. Здесь укрепляются различные стилевые феномены, многообразные композиторские школы, ясно обозначенные национальные черты и особенности, предстающие перед концертмейстером в его практической деятельности. Необходимо учитывать принципиальные положения, определяющие круг требований к искусству концертмейстера. 1. Концертмейстеру высокой квалификации должны быть присущи следующие характеристики: развитость художественного мышления, богатство и разнообразие эмоциональной сферы, широта и многоэлементность всего комплекса музыкальной одаренности, способность проникновения в различные стилевые сферы, ориентирование в специфике многообразных художественных течений и направлений музыкального искусства, что практически не отличает его от музыканта любой другой исполнительской специальности. 2. Концертмейстер – это художественно и интеллектуально развитый музыкант, широко эрудированный и чуткий к различным стилевым особенностям исполняемой инструментальной или вокальной музыки. Народник, как каждый профессиональный исполнитель, должен: «проникнуть в личность автора, сквозь его музыку прочесть его душу, душу его народа, его эпохи и передать все это слушателю… Целью исполнения  должно быть раскрытие звукового образа произведения, а не выявление себя» . 3. К одному из важнейших параметров следует отнести всестороннее овладение развитой и тщательно отшлифованной концертмейстерской техникой. В процессе разучивания и исполнения тех или иных партий сопровождения концертмейстер встречается с множеством возможных тесситурно-фактурных комбинаций, которые должны быть практически освоены им на высоком профессиональном уровне. Иначе пробелы в технике могут сказаться на качестве звука, как на колористической стороне исполнения, так и на уровне интерпретации произведения в целом. 4. Первостепенным качеством по своей значимости должно являться органичное сочетание яркости и артистизма концертмейстера со способностью слиться с партнером. Недопустимым в деятельности концертмейстера является невыразительность, безынициативность исполнения партии сопровождения, стремление подавить партнера, поставить себя в центр исполнительского процесса. 5. Для руководства творческим процессом солиста на различных его фазах и стадиях, т.е. чтобы выполнять лидирующие или педагогические функции, концертмейстер должен быть творчески одаренной личностью, обладать глубокими и широкими познаниями в сфере профессионального искусства, владеть необходимым арсеналом технических средств. Работу над музыкальным произведением в концертмейстерском классе необходимо проводить поэтапно. На этапе первоначального ознакомления с нотным текстом, реализуемого посредством чтения с листа, для более эффективного осознания характера сочинения, его художественных образов следует осуществлять: – тщательный всесторонний анализ поэтического текста; 6 – изучение вокальной партии – анализ её мелодии, интервального состава, ритмической организации, динамических границ, исполнительского штриха; – выяснение эмоционально-содержательных связей вокальной партии и поэтического текста, точности их соотношения в образном плане; – анализ формы и выразительных средств в неразрывной связи с содержательными особенностями, а также с учетом стилевой атрибутики автора, эпохи создания и т.п.; – эскизную расстановку аппликатуры, зависящую от художественно-технологических проблем вокалиста – проблем дыхания (взятия и окончания звука), техники произнесения нескольких согласных, приходящихся на один звук, особенности исполнения уменьшенных и увеличенных интервалов, хроматических последований и многое другое. Успешность прохождения следующего этапа – детального освоения текста – обеспечивается при соблюдении основных условий его разучивания: исполнение в медленном темпе; активизация слухового контроля посредством вариативного воспроизведения каждым участником разучиваемого эпизода с использованием различных штриховых, ритмических, динамических, тембровых и т.д. приемов исполнения. Цель этого этапа освоения – поиск оптимальных выразительных средств воплощения художественного образа. Тогда как на заключительном этапе – концертной готовности произведения – важно выстроить композиционно-драматургическое целое. Для этого необходимо определить главную кульминацию в соотнесении с «частными» кульминациями. Исполнительская готовность произведения определяется и степенью отработанности приемов воплощения художественного образа, достигаемой в процессе корректировки ранее принятых аппликатурных и темброрегистровых решений. 7 При работе над произведением необходимо активно использовать знания, полученные по предметам музыкально-исторического и теоретического циклов, а также других предметов учебного плана.


 

Выбирая эту профессию, студент должен обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, особенно, если это работа в театре, или в любом другом месте,…

Выбирая эту профессию, студент должен обладать многими качествами, во-первых, очень любить выступать на сцене, особенно, если это работа в театре, или в любом другом месте,…

В этом амплуа концертмейстер должен уметь: - разбираться в классификации певческих голосов, их тесситуре и диапазоне, значении дыхания и цезур, дикции, в специфике звукоизвлечения, в…

В этом амплуа концертмейстер должен уметь: - разбираться в классификации певческих голосов, их тесситуре и диапазоне, значении дыхания и цезур, дикции, в специфике звукоизвлечения, в…

Иначе пробелы в технике могут сказаться на качестве звука, как на колористической стороне исполнения, так и на уровне интерпретации произведения в целом

Иначе пробелы в технике могут сказаться на качестве звука, как на колористической стороне исполнения, так и на уровне интерпретации произведения в целом

Тогда как на заключительном этапе – концертной готовности произведения – важно выстроить композиционно-драматургическое целое

Тогда как на заключительном этапе – концертной готовности произведения – важно выстроить композиционно-драматургическое целое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023