Статья на тему: "Каким должен быть современный урок математики?"

  • docx
  • 23.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Каким должен быть современный урок математики.docx

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ

Современный урок математики должен опираться на рекомендации нового федерального государственного стандарта, которые входят в среднюю школу с 2023 года.

Согласно данному стандарту, ученик сам строит свои знания, а не получает информацию от учителя. В основе федерального государственного стандарта лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает:

·         ориентацию на результаты образования, представленные в виде универсальных учебных действий. 

·         разнообразие организационных форм (на уроке, помимо фронтальной и индивидуальной формы обучения, чаще используется коллективная, парная работа).

·         учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), он осуществляется к примеру с помощью дифференциации заданий).

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Требования к современному уроку.

·         Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.

·         Учитель на уроке выступает в роли организатора, а не информатора.

·         Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

·         У учащихся должна быть высокая степень речевой активности.

Структура урока состоит из следующих элементов:

·         организационный момент

·         актуализация знаний

·         самостоятельная работа и другие.

На уроке по ФГОС обязательно должны присутствовать такие структурные элементы, как:

1.      Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Это может быть игровое, либо рифмованное начало урока, к примеру:

«Итак, урок мы начинаем

Всем успехов пожелаем,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро все в уме считать!»,

также это могут быть: микроисследование, рассказ учителя о значимости предстоящей темы, создание учебно-проблемной ситуации и т.д. Например, можно начать урок с обсуждения высказывания: французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: « Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Высказывания известных людей, как правило, учат детей мыслить, расширяют кругозор, развивают воображение, увеличивают словарный запас и служат отличной мотивацией к обучению.

2.      Целеполагание – формулирование учащимися целей урока, используя схему: вспомнить – узнать – научиться. Для этого, к примеру,  можно воспользоваться «Яблоней ожиданий». Принцип такой: в начале урока, каждый ученик пишет на яблочке, то чему бы он хотел научиться, что нового он бы хотел узнать, какую цель он ставит перед собой, а в конце урока разобрать, какие цели были достигнуты, а какие необходимо еще доработать или почему получилось так, что цель не была достигнута.

3.     Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился. Рефлексию можно провести в виде анкетирования, с помощью карточек со смайликами, или, например, дать начало предложений, а ученики должны дописать их.

Современный урок строится на основе использования технических средств, с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

В процессе трудовой деятельности, я провожу уроки математики в 5-7 классах, следуя новому стандарту. И хочется немного рассказать о тех методах и приемах, которые я использую. К примеру, на первом уроке, для перехода к новому разделу «Положительные и отрицательные числа» я предложила классу разгадать ребус, со словом «минус», а затем, чтобы перейти конкретно к теме урока введения нового знания «Координаты на прямой», мотивацией учебной деятельности послужила проблема, из-за которой ребята не смогли справиться с поставленной задачей и пришли к выводу, что не имеют достаточных знаний. Также в начале и в конце урока я предлагаю ребятам проводить рефлексию настроения, с помощью различных картинок и вопросов, тем самым выявляя впечатление детей от проведенного урока. Хочется отметить также, что уроки, на которых присутствует парная или коллективная исследовательская работа еще сильнее привлекают учащихся к активной деятельности. Ребята заинтересованы тем, что не учитель им рассказывает новую тему, а они самостоятельно малыми подгруппами собирают необходимую информацию, делают выводы, умозаключения и доводят это до других, тем самым у учащихся развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования заключается в том, чтобы научить детей учиться, самостоятельно добывать знания,  формировать способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.

Итак, современный урок математики это организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, а также техническое оснащение урока. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Работать по-новому интересно, увлекательно и это верный путь в будущее школьного образования.