ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Липовецкая Мария Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе
Государственное учреждение образования «Начальная школа № 6 г. Борисова»
Государственная политика в сфере образования Республики Беларусь основывается на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования, а целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося [1]. Наше общество нуждается в воспитании подрастающего поколения как самостоятельных, компетентных, свободных и ответственных граждан, способных и готовых взять ответственность за свое будущее на себя.
Сегодня каждое учреждение образования определяет задачи развития с учетом конкретных социально-педагогических условий, но как показывает практика, с одной стороны перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства. С другой стороны, отмечается сложность сегодняшнего воспитания, которая заключается в искаженности у детей представления о патриотизме, семейных ценностях, ответственности.
В связи с обозначенной проблемой воспитание такого качества как социальная ответственность, становится актуально уже в младшем школьном возрасте.
Разработка и внедрение модели формирования социальной ответственности в образовательном процессе младших школьников – это новый подход в выстраивании деятельностного, заинтересованного отношения подрастающего поколения к окружающему миру, его готовности включаться в различные виды деятельности, умении проявлять высокий уровень социальной ответственности. Так как в ГУО «Начальная школа № 6 г. Борисова» обучаются только учащиеся 1-4 классов, то предполагаем, что на этапе начальной школы (в отличии от II и III ступени общего среднего образования, где акцент нужно делать на передачу необходимых академических знаний для дальнейшего профессионального становления), существует ресурс времени для того, чтобы передать детям традиционные моральные и культурные ценности в процессе их приобщения к социальному опыту волонтерской деятельности. Тем самым к периоду перехода учащихся в 5 класс будет заложена база навыков ответственного поведения, экологических знаний, ценностных установок в сфере взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой, чувства ответственности за свои действия перед обществом и государством.
Цель:
Разработка и внедрение модели формирования социальной активности детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить практику применения эффективных методов формирования социальной ответственности младших школьников, основанных на их взаимодействии и сотрудничестве и оценить их возможность применения в системе волонтерской работы учреждения.
2. Разработать и апробировать модель формирования социальной активности детей младшего школьного возраста через организацию их практической социально-значимой деятельности.
3. Подобрать комплект диагностических методик для определения уровня сформированности ответственности у детей младшего школьного возраста. Организовать обучение педагогического актива формам и методам диагностической деятельности.
4. Обосновать и разработать цикл мероприятий по социально-значимой деятельности, направленных на воспитание ответственности детей младшего школьного возраста.
5. Обеспечить мониторинг и оценку эффективности педагогического проекта на основе сопоставления исходных и итоговых показателей сформированности уровня социальной ответственности у детей младшего школьного возраста.
6. Обеспечить информационное сопровождение и методическую поддержку внедрения модели в системе воспитательной работы школы, на уровне района, области, республики.
Содержание работы участников педагогического проекта
В соответствии с поставленными задачами составлен календарный план реализации педагогического проекта.
На педагогическом совете педагоги были ознакомлены с основной идеей педагогического проекта, его участниками, запланированными мероприятиями. Изданы локальные нормативные документы, регулирующие качество реализации педагогического проекта.
Согласно программе реализации педагогического проекта в период сентября-октября длился подготовительный этап. Была изучена нормативная правовая документация и методическая литература по проблеме, разработаны календарный план, диагностические инструменты на основе методики «Диагностика степени развитости у педагога механизмов творческой деятельности, механизмов креативности; определение восприимчивости, открытости проблемам».
Для проведения диагностики по определению готовности педагогов к проектной деятельности было задействовано 11 педагогов (выборочная совокупность составила 64,7%). Результаты диагностики отражают суть обратной связи, которая заключается в том, что диагностические данные служат главной информацией для анализа имеющегося уровня готовности педагогов к реализации педагогического проекта, позволяют корректировать ход работы, прогнозировать результаты, формировать умения, навыки и личностные качества педагогов. На основе предложенных критериев и показателей выделены три уровня сформированности готовности педагогов к реализации педагогического проекта: низкий, достаточный и высокий.
Результаты диагностики показали, что в выборочной совокупности 9 педагогов (81,8%) выявили высокий уровень готовности к работе в условиях реализации педагогического проекта,1 педагог (9,1%) – подтвердил достаточный уровень готовности и 1 педагог (9,1%) продемонстрировал низкий уровень. Таким образом, можно предположить, что генеральная совокупность (общая численность педагогов задействованных в реализации проекта) включает 9 педагогов с высоким уровнем готовности к проектной деятельности и 2 педагога - со средним и низким уровнем.
В течение первого полугодия учебного года была создана творческая группа педагогов по реализации педагогического проекта, подготовлены методические рекомендации для педагогов по организации волонтерской деятельности детей, организовано взаимодействие педагога-психолога и педагогов в рамках проектной деятельности.
На сайте школы создана страница «Педагогический проект», где размещены методические и практические материалы по теме проекта.
Внедренческий этап стартовал с ноября. За прошедший период организована работа волонтерского отряда «Лучики добра». В октябре в учреждении прошло мероприятие «Принятие в волонтеры». 15 ребят стали участниками волонтерского движения «Лучики добра». Созданы скринкасты по использованию активных форм и методов воспитательной работы в условиях реализации педагогического проекта. Разработаны технологические карты (сценарии) занятий. В отчетный период организовано активное межведомственное взаимодействие с социумом.
ГУК «Борисовская центральная районная библиотека им.И.Х. Колодеева» - организовано участие в ежегодной акции «Счастье быть читателем». Учащиеся приняли участие в международной акции «Сказки путешествуют по свету». Инициатором и организатором данной акции является муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара «Централизованная система детских библиотек».
ГУО «Борисовский центр экологии и туризма» - учащиеся присоединились к добровольной экологической акции «Сдавай» по сбору отработанных батареек. С февраля по марта 2024 года учащиеся приняли участие в экологической акции «Открытые ладошки» по сбору корма для бездомных животных и домашних животных Уголка живой природы.
ГУЗ «Борисовский специализированный дом ребенка» - в декабре – январе учащиеся приняли активное участие в республиканской акции «Наши дети».
ГОЛУ (Лестничество) – учащиеся, их родители и педагоги школы поучаствовали в республиканской добровольной акции «Аднавiм лясы разам!».
ГУ «Борисовский объедененный музей» - учащиеся школы присоединились к реализации проекта «Урок в музее».
За учебный год учащиеся организовали и приняли участие более чем в 26 социально значимых мероприятиях. Обеспечено информационное сопровождение проекта: создание плэй-листов «Самое важное в этом месяце»; издание информационно-отчетного сборника «Лучики добра» в пути».
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника проводилась по методике М.И.Шиловой, которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: отношение к обществу, патриотизм; отношение к умственному труду; отношение к физическому труду; отношение к людям (проявление нравственных качеств личности); саморегуляция личности (самодисциплина). В диагностике приняло участие 75 учащихся 2-4 классов. Диагностика показала, что для данной категории учащихся показателен средний уровень воспитанности, который характеризуется самостоятельностью, проявлением саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована. Необходимо отметить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помог выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.
Таким образом, все мероприятия, направленные на реализацию педагогического проекта, проходил в соответствии с календарным планом, который в отчетном году был реализован в полном объеме.
Оценка результатов реализации педагогического проекта
За период работы у педагогов увеличились возможности по формированию общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития учащихся через систематизированную воспитательную работу в рамках педагогического проекта. Так как сама цель проекта, которая предлагается учителями, принимается и детьми.
Наблюдения показали, что у учащихся, посредством волонтерской деятельности начала формироваться осознание социальной ответственности, то есть значимость отношений между личностью и социальной группой, обществом.
Наблюдается положительная динамика формирования и развития у учащихся интереса и уважения к историческому прошлому белорусского народа, его культурному наследию, навыков ответственного поведения; преобразованию окружающей жизни в соответствии с духовно-нравственными идеалами и нормами; уважения несовершеннолетних к закону, знакомство детей с особенностями системы права, формирование у них правовой компетентности, устойчивого правомерного поведения и правового самосознания, чувства ответственности за свои действия перед обществом и государством; безопасного и ответственного поведения, сохранения жизни и здоровья, защиты их от реальных и потенциальных угроз, профилактика травматизма, разъяснение правил поведения в школе, быту и на улице, правил пожарной безопасности, дорожного движения.
Результаты мониторинга участия учащихся в социально-значимых мероприятиях, заинтересованности в общешкольных делах подтверждают, что работа по реализации педагогического проекта принесла положительные результаты.
Для оценки эффективности работы по реализации педагогического проекта проводился опрос среди учащихся и их законных представителей (родителей) о полезности педагогического проекта, который показал, что 90% респондентов считают его результаты положительными.
Материально-техническая и методическая базы, подготовленность педагогических кадров, данные запросов учащихся, их законных представителей (родителей) позволяют организовать результативную работу по реализации педагогического проекта.
Проблемы и перспективы реализации педагогического проекта
При реализации проекта педагоги столкнулись с некоторыми сложностями. Это определение методов и приемов, выбор наиболее значимых мероприятий, которые бы несли социально-ориентированную нагрузку, активизация активности учащихся в подготовке, проведении и участии в мероприятиях и социально-значимых акциях в рамках волонтерской деятельности.
Актуальными остаются такие цели, как формирование социальной активности детей младшего школьного возраста, организация их практической социально-значимой деятельности, мониторинг и оценка эффективности педагогического проекта на основе сопоставления исходных и итоговых показателей сформированности уровня социальной ответственности у детей младшего школьного возраста, информационное сопровождение и методическая поддержка внедрения модели в системе воспитательной работы школы, на уровне района, области, республики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Кодекс об образовании Республики Беларусь от 13.01.2011 № 243-3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243. – Дата доступа: 11.03.2023
2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021–2025 гг. (Утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 31 декабря 2020 № 312)// Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by/images/2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf – Дата доступа: 09.03.2023
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.