Формирование читательской грамотности на уроках истории и окружающего мира
Оценка 5

Формирование читательской грамотности на уроках истории и окружающего мира

Оценка 5
docx
22.10.2023
Формирование читательской грамотности на уроках истории и окружающего мира
статья Маврычева, Старлытова.docx

Маврычева П.А

Старлытова А.С

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАММОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Аннотация: в статье анализируется читательская грамотность как компонент функциональной грамотности, рассматриваются приемы формирования читательской грамотности на уроках истории и окружающего мира.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, история, окружающий мир.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться».

Приоритетным направлением современного образования в рамках ФГОС является развитие личности, которая готова к взаимодействию к окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Главная задача – формирование и развитие у обучающихся навыков функциональной грамотности.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без навыков читательской грамотности.  

«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Специфика истории и окружающего мира состоит в том, что ученик, изучая эти дисциплины, сталкивается с проблемными ситуациями, в которых вынуждены применять информацию, полученную из разных источников.

Можно выделить следующие аспекты читательской грамотности:

1) понимание (подразумевает восприятие смысла прочитанного, включая значение слов, и в том числе главную мысль текста);

2) использование (применение прочитанной информации для немедленного решения какой-либо цели или задачи);

3) рефлексия (предполагает интерактивное чтение, в котором читатель создает связи между прочитанной информацией и своими собственными мыслями);

4) вовлеченность (сама мотивация к чтению, состоящая из интереса и наслаждения процессом чтения).

Выделим конкретные приемы формирования читательской грамотности: логическая цепочка, «толстые и тонкие» вопросы, умения работать с картой (находить на карте географические объекты, умение читать «легенду» карты), умение работать с историческим источником, умение работать с иллюстративным материалом и др.

Виды тестом можно разделить на 2 группы:

Текст параграфа

Исторический документ

Инструкция и тд

Исторические карты

Граффики

Схемы

Марки

Таблица 1. Виды тектов.

Читательские умения делятся на 4 группы по уровню сложности заданий.

1 группа

Умения данной группы направлены на умение находить и извлекать информацию – определять место, где содержится искомая информация, Определять наличие или отсутствие информации и др.

После прочтения текста на уроках истории и окружающего мира необходимо закрепить информацию, например с помощью приема «Логическая цепочка» (серия последовательных суждений и умозаключений, ведущая от исходных факторов к результату суждения, к завершающему выводу логического построения). На уроках истории необходимо расположить события в правильной хронологической последовательности, культурные памятники, отрывки их исторических документов и др.

2 группа

Умения данной группы направлены на интегрирование и интерпретирование информации – делать выводы, сравнивать, понимать чувства и мотивы, понимать авторскую позицию и др.

Например, просто прочтения текста можно обратиться к приему «толстые» и «тонкие» вопросы. «Тонкие вопросы» предполагают  вопрос, на который можно дать односложный ответ ( Кто…?, Что…?, Когда…?, Мог ли…?, Верно ли…? И др). «Толстые  вопросы» предполагают вопрос, на который можно дать развернутый ответ (Дайте несколько объяснений, почему...?, Почему Вы считаете…?, В чем различие…?, Предположите, что будет, если…?, Что, если…? И др.).

Группа 3

Умения данной группы направлены на осмысление и оценивание содержания текста – оценивать полноту, достоверность информации, содержащейся в одном или нескольких текстов,  надежность источника информации, Высказывать и обосновывать собственную точку зрения и др.

Группа 4

Умения данной группы направлены на использование информации из текста – выявлять связь между прочитанным и современной реальностью, использовать информацию из текста для решения практической задачи и др.

Например, просто прочтения текста можно обратиться к приему «Рассказ». Суть данного приема состоит в том, что после осмысление материал ученик получает задание «Составить рассказ от первого лица», не допустив фактических ошибок. Так можно рассматривать ход какого-либо события, или же в целом особенности исторической эпохи.

Помимо вышеперечисленных приемов, на уроках истории и окружающего мира необходимо применять задания с картой, документами, иллюстративным материалом, графиками.

1) Работа с иллюстративным материалом.

Прием – сравнение. Сравните два рисунка и сделайте вывод.

(Рисунок 1.  Куликовская битва)

Работа с марками. Глядя на марку, извлеките из изображенного материала как можно больше информации.

(Рисунок 2.  Марка)

2) Работа с Картографическим материалом.

Задания с картой могут быть различны. Главная задача состоит в том, что обучающие должны уметь «читать» карту: подчеркивать имена, даты, важные географические объекты. Пример заданий:

·         Подчерните на карте географические объекты;

·         Напишите название населенного пункта, отмеченного на карте цифрой 1. Напишите название места, где …?;

·         С помощью карты определите о каком этапе сражения идет речь …;

(Рисунок 3. Разделы Речи Посполитой)

3) Работа с историческим документом

Прием: «Переводчик»

Зачастую, читая исторические тесты, дети просто пропускают непонятные слова. Смысл задания состоит в том, чтобы перевести непонятные старорусские  слова на современный русский язык.

Прием: Найди ошибку в тексте

Суть задания состоит в том, что в тексте допущена ошибка. Задача учеников состоит в том, чтобы найти ошибку и исправить ее.

4) Работа с графиками / схемами / таблицами

Таблица 2. Развитие железнодорожного строительства в пореформенный период

Только систематическая работа по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя. Для этого необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной работе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя, 2012. № 6.

2. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. РАО: Москва, 2010.

3. ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования [Электронный ресурс]. – URL: https://fioco.ru/pisa-2018 (дата обращения: 24.11.2022)

4. Как формировать и оценивать уровень читательской грамотность на уроках истории// АО «Издательство «Просвещение»: Москва, 2020

5. Статья Артасова И.А., Мельниковой О.Н. «Оценка читательской грамотности в рамках предмета «История» (Электронный журнал «Педагогические измерения») – URL: https://fipi.ru/tpost/ck782cuj1f-zhurnal-pedagogicheskie-izmereniya-2-202 (дата обращения: 24.11.2022)

DEVELOPMENT OF READER'S LITERACY IN HISTORY AND THE SURROUNDING WORLD

Abstract: the article analyzes reader's literacy as a component of functional literacy, discusses the methods of forming reader's literacy in the lessons of history and the surrounding world.

Keywords: functional literacy, reader's literacy, history, the surrounding world.


 

Скачано с www.znanio.ru

Маврычева П.А Старлытова А

Маврычева П.А Старлытова А

Виды тестом можно разделить на 2 группы:

Виды тестом можно разделить на 2 группы:

Составить рассказ от первого лица», не допустив фактических ошибок

Составить рассказ от первого лица», не допустив фактических ошибок

С помощью карты определите о каком этапе сражения идет речь …; (Рисунок 3

С помощью карты определите о каком этапе сражения идет речь …; (Рисунок 3

Таблица 2. Развитие железнодорожного строительства в пореформенный период

Таблица 2. Развитие железнодорожного строительства в пореформенный период
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2023