Особенности коррекционной развивающей работы с первоклассниками, имеющими затруднение в учебной деятельности
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают” из процесса обучения. ФГОС начального общего образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом стандарте уделяется формированию универсальным учебным действиям на начальном периоде обучения. Поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. Первоклассники, пришедшие в школу, имеют разную стартовую подготовку к обучению.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Вовремя индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка - задание должно быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значительны для детей, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителем, соревнование и др.). При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значительной для ребенка.
Коррекционная программа основана на следующих принципах:
· Соблюдение интересов ребёнка, который призван решать проблему с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
· Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
· Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
В.П. Кащенко определяет следующие основные направления коррекционной работы:
1. Совешенствование движений и сенсорного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
-артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков соотносительного анализа;
- развитие навыков группировки и классификации;
-формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
-формирование умения планировать свою деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.)
6. Развитие речи, владение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Рекомендации по проведению занятий:
1. Занятия проводятся с начала учебного года.
2. Занятия проводятся с периодичностью один или два раза в неделю.
3. Занятия проводятся как индивидуальные, так и одновременно со всем классом.
4. Творческий подход к занятиям.
5. Надо учитывать специфику каждого ребенка, и класса в котором он обучается.
6. Важно следовать некоторым правилам, которые будут способствовать успешному обучению первоклассников:
*Важно поддерживать желания детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы учителя.
*На данных занятиях нет неправильных ответов, важно, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его мнением интересуются, с тем, чтобы повысить его включенность в учебный процесс.
7. В высказываниях в адрес детей имеет смысл избегать отрицательной оценки, т.к. многие неверные ответы или поведение, могут быть связаны с напряженным состоянием детей.
8. Хорошо, если в дальнейшей работе с первоклассниками, на других предметах, учитель сочтет возможным использовать элементы данных занятий. Это может быть подчеркивание того, что в классе все могут быть внимательными. Это может быть правило благодарить друг друга за занятия в конце учебного дня.
На занятиях используются различные формы работы с учащимися:
· игровые задания и упражнения психологического характера;
· творческие задания;
· диагностические;
· обсуждение с детьми выполненных заданий;
· обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.