Цели занятия:
ознакомить обучающихся с особенностями и признаками журнала как средства массовой информации;
расширить знания по подготовке журнальных публикаций к последующей печати;
продолжить ознакомление учащихся с основными требованиями к предпечатной подготовке журнального текста и роли типографики в создании цельного образа издания;
формировать профессиональное отношение к процессу оформления печатной продукции, умение учитывать стилистические особенности издания.
Эвристическая беседа
Что такое журнал, ? (Печатное периодическое издание. Средство массовой информации, развлекает)
Какие журналы вы могли бы назвать по тематике, содержанию, оформлению?
((журнал который предназначен для людей которые занимаются какой то серьёзной наукой) научно-технические, (научные знания объяснены популярно, не подготовленные) научно-популярные, литературные(молодые автары,стихи), юмористические, журналы мод, (журнал для детей) детские, (кроссворды, статьи, для проведения досуга ) развлекательные и т.д.).
Историческая справка
Начавшаяся в Англии и других странах в 17 в. промышленная революция вызвала развитие печатного дела и потребность в экономической, социальной, профессиональной и развлекательной информации.
На тот момент искусство книгопечатания существовало уже около двухсот лет.
Термин «журнал» произошёл от французского слова journal(жюрьналь) - дневник, газета. Это слово фигурировало в названиях первых журналов на французском языке, когда журнал ещё не совсем отделился от газеты.
Ныне за рубежом этот термин употребляется лишь в некоторых странах и крайне редко.
В иностранных языках понятию журнал соответствуют: «Magazine» (мэгэзин - английское), «Revue» (ревью - французское), «Zeitschrift» (сайтшрифт- немецкое), «Revista» (ревиста - испанское), «Списание» (болгарское) и т.д.
В том же году появился лондонский журнал подобного типа - «Философикал транзекшнс оф Ройял сэсайти» философские труды королевского общества («Philosophical Transactions of the Royal Society»). Вскоре в разных странах возникли близкие к ним журналы - «Джорнале дие тирати» журнал писем («Giornale de'Letterati», 1668, Италия), «Акта эрудиторум» акта эрудита («Acta Eruditorum», 1682, Германия) и «Мунатскешпрахэ» («Monatsgesprache» ежемесячный разговор, 1688, Германия).
Однако в большинстве стран журналы появились в 18 веке. Например, в Испании - «Диарио де лос литератос де Эспанья» журнал грамотных Испаний («Diario de los literates de Espana», 1737), или в США - «Американ мэгэзин» американский журнал («American Magazine», 1741).
Первые журналы представляли собой преимущественно обзоры разнообразной литературы (научной, художественной, политической и пр.), в которые вкраплялись новости, относящиеся главным образом к сфере литературы, науки, искусства. Предназначались они для узкого круга читателей.
Первым русским журналом стало приложение к правительственной газете «Санкт-Петербургские ведомости» Название: «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728-1742 г.г.).
С 1729 г. название «Примечаний» неоднократно менялось, и журнал выходил дважды в неделю как приложение к каждому номеру «Ведомостей».
«Примечания» носили характер научно-популярного издания, , однако в них участвовали ведущие писатели эпохи.
Признаки журнала как печатного издания и особенности макетирования
Журнал как средство массовой информации обладает такими признаками, как:
единое название;
регулярность выпусков;
единый принцип нумерации выпусков издания;
наличие редактора либо редакционной коллегии.
Исходя из данных признаков, выделяют следующие особенности макетирования журнала:
разработка гибкой структуры, которая впоследствии будет применена не только к разнообразным материалам данного номера, но и к последующим выпускам;
создание для всех выпусков издания единой стилистики в типографике;
разработка шаблонов страниц для материалов различных типов;
единые принципы размещения объектов и взаиморасположения текстовых и иллюстративных материалов в различных выпусках журнала.
Особенности верстки журнала
Особенностями верстки журнала являются:
работа с готовым макетом (применение ранее разработанных и утвержденных шаблонов страниц);
соблюдение правил типографики;
соблюдение утвержденного стилистического оформления журнала;
многоколонная, модульная или блочная верстка.
Напоминаю!!!
Верстка - это технический процесс распределения текстовой и графической информации в готовом макете.
В отличие от книги номер журнала быстро теряет актуальность, материалы устаревают. Меняются взгляды, состояние общества, мода и стиль уходят в прошлое вместе со сменой интересов.
Часто журналы становятся площадкой для экспериментов печатников, дизайнеров и художников.
Крупные издания разнообразной тематики разрабатывают для себя фирменные шрифтовые гарнитуры и уникальный стиль.
По темпам роста российский рынок прессы является одним из мировых лидеров.
В России сегмент журналов растет намного активнее, нежели в зарубежных странах: ежегодно он увеличивается на 8-10%.
При этом спрос на бульварные дешёвые издания постепенно уменьшается.
Особенно остро требования к визуальному оформлению со стороны потребителя ощущаются на фоне активности цифровых коммуникаций — постоянного обновления интерфейсов и логотипов приложений, быстрой смены визуальных трендов.
Все эти факторы побуждают продукты печати к быстрому реагированию во избежание устаревания и потери аудитории.
Что должен знать дизайнер? Слайд!!!Приступая к работе над журналом, дизайнер должен учитывать типологию журнала.
Выделяют четыре основных параметра типологии журналов: характер аудитории, предмет, целевое назначение, характер изложения.
Рассмотрим их более подробно.
Характер аудитории. Аудитория журнала может быть массовой, или специальной, профессионально ориентированной (включая сюда и научную аудиторию, и практиков—работников производств, и непрофессионалов с некоторой подготовкой) либо обособленной по иному признаку (политические, религиозные пристрастия, социальный слой и пр.).
Предмет Это наиболее крупные сферы внимания, соотнесенные с интересом аудитории, — политика, культура, искусство, наука, производство, коммерция, досуг.
Они отличаются по темам (экологические, религиозные, краеведческие, медицинские, хобби-журналы и пр.).
Целевое (функциональное) назначение. Журналы могут представлять интересы определенных слоев общества, содействовать функционированию предпринимательских, научных и коммерческих структур; удовлетворять духовные, профессиональные запросы личности, представлять приватные интересы (мир увлечений, самообразование, коллекционирование, мода и пр.).
Характер изложения. Стиль в журналах возможен научный, деловой, информационный, публицистический, художественно-публицистический, научно-популярный, общедоступный, информационно-иронический (такая манера свойственна, например, журналам, связанным с молодежной культурой), визуализированный язык иллюстраций и дизайна.
Начиная работу над макетированием журнала, дизайнер определяет формат издания по следующим факторам:
содержание;
условия чтения;
целевая аудитория;
планируемое наполнение по объему и составу;
бюджет и технические возможности печати.
Большинство журналов выходит в стандартных форматах, потому что это экономично с точки зрения потребления бумаги.
Определение формата журнала
Стандартный формат обеспечивает безотходное использование типографского листа.
Стандартные форматы не только минимизируют издержки на производство, но и удобны читателю при хранении и транспортировке.
Стандартный формат определяет пропорции офисных столов, шкафов для хранения книг, бумаг и газет.
Нетрадиционные форматы - это дополнительные расходы заказчика на неиспользованную бумагу после обрезки стандартного листа до нужных пропорций.
Применение стандартных форматов связано с массовой продажей различных изданий на специальных стеллажах или стойках с карманами, где нестандартный формат может оказаться не увиденным или неудачно размещенным.
Уменьшенные форматы удобны для журнала, который читатель берет с собой в небольшой сумке или портфеле.
Определение формата издания, так же как и в случае с книжными изданиями, происходит на основе ГОСТ 5773—90 «Издания книжные и журнальные. Форматы».
Формат полосы набора, так же как и для книг, регламентирован ОСТ 29.62—86 «Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления».
Форматы, используемые при верстке журналов
Формат журнальных изданий | Доля листа | Размер листа бумаги, мм | ||
Размеры, мм | Условное обозначение | |||
минимальный | максимальный | |||
257x333 | 265x340 | 70x108/8 | 1/8 | 700x1080 |
205x275 | 220x290 | 60x90/8 | 600x900 | |
200x285 | 205x290 | 60x84/8 | 600x840 | |
192x255 | 205x260 | 84x108/16 | 1/16 | 840x1080 |
158x255 | 170x260 | 70x108/16 | 700x1080 | |
158x230 | 170x240 | 70x100/16 | 700x1000 | |
132x205 | 145x215 | 60x90/16 | 600x900 | |
123x192 | 130x200 | 84x108/32 | 1/32 | 840x1080 |
125x165 | 130x165 | 70x108/32 | 700x1080 |
Формат издания определяется по его размерам после обрезки, где первая цифра – ширина, а вторая – высота издания. При печати журналов максимальные форматы являются более предпочтительными для применения. Предельные отклонения от принятых размеров должны быть не больше чем 1 мм по ширине и по высоте.
Состав журнала
Потребитель должен узнавать журнал по обложке.
Помимо обложки, представление о журналистских жанрах и проблематике издания в целом дают приемы подачи материалов.
Все эти компоненты формируют имидж журнала и определяют целевую аудиторию.
Обложка журнала — это внешняя и наиболее значимая часть издания. Для создания первого впечатления об издании.
Она выполняет прежде всего рекламную функцию.
Дизайн обложки должен быть согласован с содержанием номера, чтобы читатель не был разочарован.
Некоторые издания создают специальные корпоративные правила композиции или даже цветового решения для изображения, размещаемого на обложке. Если журнал оказывается успешным и продолжает издаваться десятилетиями, эти принципы могут быть изменены в соответствии с трендами в дизайне периодики и общими тенденциями визуальной культуры.
В макете обложки всегда присутствуют выходные данные (название журнала, месяц, год издания, номер выпуска). Организационная структура обложки подчиняется той же модульной сетке, что и внутренние полосы журнала.
Обложка, как правило, печатается отдельно на плотной бумаге, нередко после печати защищается прозрачной полимерной пленкой, что не только повышает прочность, но и улучшает внешний вид (придание блеска, «оживление» цвета).
На обложке журнала помещают логотип.
В данном случае это неизменное начертание названия журнала, в некоторых случаях дополненное дескриптором (описанием) или слоганом.
От выпуска к выпуску на усмотрение дизайнера может изменяться цвет, но структура надписи, ее размер, пропорции и расположение сохраняются, пока не произойдет ребрендинг.
Логотип журнала неслучайно всегда расположен горизонтально в верхней части обложки: это обосновано устройством специальной журнальной стойки, где видна только верхняя часть обложки.
Оглавление также относится к постоянным элементам журнала, оформлению которого редакция уделяет особое внимание.
Дизайн оглавления разрабатывается на целый год и становится одним из элементов фирменного стиля. Назначение оглавления — навигация по номеру.
Оглавление должно содержать элементы цветовой или шрифтовой кодировки рубрик и демонстрировать структуру журнала. Оно всегда расположено в начале (в отличие от книг), где оглавление может быть размещено как до, так и после текста.
Это связано с более высоким значением оглавления для читателя журнала, поскольку большинство людей читают журналы выборочно. Но не всегда позицией оглавления в журнале является буквально первый разворот, так как во многих изданиях в начале публикуются рекламные полосы.
Мастхэд - обязательный раздел журнала.
Его можно считать аналогом выходных данных книги.
Этот специальный информационный блок, который обычно располагается либо выделенной колонкой рядом с оглавлением (на предыдущем слайде внизу), либо на соседней полосе и содержит следующую информацию:
официальное название журнала;
дату выхода номера;
периодичность выпуска;
данные о редакции (состав, адрес и контакты);
условия подписки;
цену за один экземпляр;
тираж и другую служебную информацию.
Мастхэд облегчает жизнь, как авторам, так и подписчикам.
С его помощью можно найти правильные адреса (редакция и коммерческий офис часто располагаются в разных местах).
Возможно, неплоха идея предварить каждый из этих адресов хорошо читаемой строкой: «Если вы хотите представить свою рукопись, обратитесь туда» и «Если вы хотите подписаться на журнал, обратитесь туда».
А может, потребуется и третья строка: «Если вы хотите поместить рекламу, обратитесь сюда».
Каждому редактору время от времени следует задумываться о модифицировании мастхэда.
Несмотря на свой технический характер, мастхэд не должен быть скучным.
Он может коротко представить историю журнала и его философию.
Структура журнала формируется на стадии макета.
Объем каждого раздела продуман изначально, и подготовка материалов, их объем и состав для последующих номеров будут осуществляться в соответствии с требованиями макета.
Практически вне зависимости от жанра и целевой аудитории издания существует универсальный набор материалов определенных типов.
Система рубрик является своего рода «скелетом» журнала.
Приблизительный список типичных материалов журнала:
редакторские материалы или редакционная статья — статья, отражающая точку зрения редакции издания;
новостные колонки — поток коротких актуальных материалов, размещенных в общем разделе, но не объединенных общей темой;
конкурсы или опросы для читателей - поддерживают интерактивное взаимодействие с читательской аудиторией;
экспертное мнение - особый раздел, представляющий известную и весомую личность для целевой аудитории издания (может быть помещен на обложке издания);
литературный фрагмент - встречается не только в околокультурных, но и в самых разных по жанру изданиях, имеет смежную тематику с общей концепцией журнала;
новости Сети - практически все журналы, помимо печатного варианта, имеют сетевую версию, о которой также стоит напоминать, поскольку нужна эффективная рекламная площадка;
передовая статья - посвящена наиболее важным, актуальным вопросам на данный момент;
нетекстовый материал (например, фоторепортаж, фотосессия) - некое графическое вложение, содержащее минимум текста.
Как видно из описаний тех или иных типов журнальных рубрик, каждая из них имеет большую или меньшую визуальную активность в соответствии со значением и объемом содержания. Стиль и композиционные принципы оформления разворотов фиксируются в виде шаблонов на этапе разработки макета.
Список журнальных материалов может быть расширен в соответствии со спецификой конкретного издания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.