Утомление - закономерный процесс временного снижения работоспособности, возникает вследствие длительной, интенсивной работы. Это состояние физиологическое, нормальное для всякого организма, если оно компенсируется отдыхом.
Утомление
Виды утомлений
Различают первичное и вторичное утомление:
Первичное утомление появляется быстро, и с ним без труда можно справиться усилием воли, оно не требует прекращения работы.
Вторичное утомление развивается медленно и уже не может быть преодолено по ходу работы. Чтобы его устранить, необходимо прекратить умственную деятельность и отдохнуть.
Основу профилактики первичного и вторичного утомления составляет рациональная организация режима труда и отдыха школьника. Если это правило игнорируется, утомление может перерасти в переутомление.
Причины утомления у школьников :
Недосыпание
Чувство голода
Неполное восстановление сил после перенесенной болезни
Негативные особенности традиционной системы школьного обучения
Перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса
Несоблюдение гигиенических условий в школе и классах
Переполненность классов учащимися
Признаки утомления:
Ощущение слабосилия
Расстройство внимания
Расстройства моторной сферы (замедление или беспорядочная торопливость движений)
Ухудшение памяти и мышления
Ослабление воли (уменьшение решительности, выдержки, самоконтроля)
Сонливость (проявление охранительного торможения)
Признаки | Усталость незначительная | Усталость значительная | Усталость острая |
Внимание | Редкие отвлечения | Внимание рассеянное, частые | Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители отсутствуют |
Движения | Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные | Частая смена позы, повороты головы в разные стороны, | Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка). |
Интерес | Живой интерес | Слабый интерес, отсутствие вопросов | Полное отсутствие интереса, апатия |
Внешние признаки утомления при умственной деятельности
Переутомление
Переутомление – это состояние организма, которое возникает при длительном отсутствии отдыха у человека или после долгой и напряженной работы. Особое внимание стоит обратить на то, что это состояние опасно для организма и может повести за собой негативные последствия.
Признаки переутомления
Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности
Снижение памяти и внимания
Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.)
Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония)
Снижение иммунитета
Причины переутомления школьников
Учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний
Невозможность индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей
Неоптимально составленное расписание уроков
Постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели
Недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников
Обучение во вторую смену
Домашние задания
Перегрузку учащихся могут вызывать: чрезмерно большое домашнее задание; чрезмерно трудное домашнее задание; несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания. Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
Домашние задания
Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах: В первом классе – до 1 часа; Во втором классе – до 1,5 часа; В третьем-четвёртом классах – до 2 часов; В пятом-шестом классах – до 2,5 часов; В седьмом классе – до 3 часов; В восьмом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
В зоне риска
Переутомление легче развивается у лиц с ослабленной нервной системой и страдающих различными хроническими заболеваниями организма. Однако оно вполне может развиться и у физически крепких детей, если не соблюдаются научно обоснованные принципы организации и гигиены умственного и физического труда. Гораздо легче предупредить переутомление, чем вылечить.
Способы профилактики утомления на уроках:
Обеспечения благоприятного микроклимата, освещенности, рациональных рабочих поз, чередование деятельности и отдыха
Преимущественное использование первой сигнальной системы, а также метода переключения анализаторов, особенно в начале изучения новой темы
Проведение физкультурных пауз
Соответствие учебных и наглядных средств и методов их использования эргономическим требованиям
Учет возрастных возможностей учащихся при определении степени сложности определенных элементов учебной нагрузки
Сокращение продолжительности урока в первом классе до 35 мин
Формирование положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе
Советы родителям по профилактике
Установите правильный режим дня для своего ребенка:
Ночной сон для учащихся в 1–4 классе должен составлять 10–10,5 часа, 5–7 классе — 10,5 часа, 6–9 классе — 9–9,5 часа, 10–11 классе — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Младшие школьники не должны ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь».
Советы родителям по профилактике
Правильно организуйте рабочее место школьника:
Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева, аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе.
Советы родителям по профилактике
Позаботьтесь об отдыхе:
От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Советы родителям по профилактике
Не забывайте о правильном питании:
Это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание. Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.
Советы родителям по профилактике
Отключите компьютер:
Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами - убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.
Советы родителям по профилактике
Не требуйте лишнего:
Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.
Интернет-источники:
http://school-one.ru/metod-kopilka/nachalnaja-shkola/profilaktika-pereutomlenija-shkolnikov.html
http://www.minsksanepid.by/node/15981
http://festival.1september.ru/articles/621874/
http://uchebnikionline.com/pedagogika/osnovi_pedagogichnoyi_ergonomiki_-_karapuzova_nd/profilaktika_vtomi_navchalnomu_protsesi.htm
http://medside.ru/utomlenie
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.