Особенности методов преподавания астрономии на примере семантического конспекта по астрономиития

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 29.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Особенности методов преподавания астрономии.docx

Особенности методов преподавания астрономии

на примере семантического конспекта по астрономии

 

Автор: Хафизова Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория

преподаватель физики, астрономии

ГБПОУ «Донецкий политехнический колледж»

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о использовании электронных пособий в форме печатного текста (как на мониторе компьютера, так и в виде раздаточного материала) для формирования информационного умения обучающихся. В качестве примера представлено учебное пособие «Астрономия. Семантические конспекты».

Ключевые слова: научное мировоззрение, семантический конспект, стандарт образования, астрономия.

В основе стандарта физического образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире. «Астрономия» − введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом.

Программа по предмету «Физика» содержит некоторые темы астрономического содержания. Задача учителя не дублировать содержание астрономических вопросов на уроках физики, а раскрыть физические законы на примере астрономических явлений.

Астрономия как учебный предмет специфичен, именно эта черта отличает его от других дисциплин естественнонаучного цикла, изучаемых в общеобразовательных школах. В содержательном плане этот предмет содержит материал мировоззренческого характера, который завершается на изучении естественных наук. Упор на его обширные межпредметные связи с физикой, математикой, географией, историей и другими предметами является обязательным при освоении основных понятий предмета.

Своеобразность методов преподавания астрономии связана с единством учебного материала и наблюдений и с крайней ограниченностью по времени, выделяемого для изучения астрономического материала в средней школе.  Изучение астрономии складывается из нескольких элементов: 1) изложение нового материала; 2) наблюдение за астрономическим явлением или процессом; 3) решение задач; 4) закрепление изученного материала; 5) проверка знаний обучающихся.

Для курса астрономии учебные конференции могут играть роль обобщающих занятий. При рабочем плане в 35 часов, преподаватель вынужден выдвигать некоторые важные темы на самостоятельное изучение, и для полноценной проверки выполнения заданий, педагог может выделить занятие на учебную конференцию. Так при изучении раздела «Природа тел Солнечной системы» в курсе астрономии может выдвинуть на самостоятельное изучение сведения о конкретных планетах, рассмотрев только с классом общие характеристики планет земной группы и планет-гигантов.

Для формирования культуры устной и письменной речи, развития академической лексики учащихся необходимо совершенствовать их умения работать со справочной литературой, комментировать различные информационные сообщения об астрономических явлениях, появляющихся в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, составлять тезисы, конспекты.

Домашнее задание должно быть дифференцированным, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, соответствовать санитарным нормам. Особое внимание следует уделить домашним астрономическим наблюдениям, работе с интернет-ресурсами, видео- и аудиоматериалами.

Использование в педагогической практике современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, позволяет достичь более высоких предметных результатов деятельности обучающихся. Электронные пособия в форме печатного текста (как на мониторе компьютера, так и в виде раздаточного материала) способствуют формированию информационного умения обучающихся.

В качестве примера рассмотрим учебное пособие Астрономия. Семантические конспекты.

Предлагаемое учебно-методическое пособие полностью охватывает содержание курса астрономии 11 класса.

Цель пособия - способствовать более глубокому и творческому усвоению учебного материала по астрономии, предоставление студентам дневной форм обучения помощи в изучении курса. Пособие дает возможность не только получить информацию, но и обобщить и систематизировать, повторить и закрепить учебный материал.

Представляет собой четко структурированное изложение курса астрономии с акцентами на понятиях и закономерностях дисциплины, методах и алгоритмах решения основных типов задач. Подобранные семантические конспекты, графики, таблицы, схемы, рисунки, иллюстрация курса астрономии направлены на формирование у обучающихся универсальных способов деятельности: использования для познания окружающего мира методов наблюдения, измерения, моделирования; формирование умения выполнять анализ астрономических методов наблюдений и исследований, сравнения этапов формирования Солнечной системы, Солнца, планет и малых тел.

Пособие имеет введение, содержание, приложение, список рекомендованной литературы. В приложениях отражен перечень основных вопросов, по основным разделам пособия и практические задания для закрепления изученного материала задания для проверки знаний (тестовые задания, вопросы, упражнения, примеры решения задач). Наличие предметного указателя максимально облегчит поиск нужной информации.

В пособии конспективно рассмотрены основные проблемы астрономии, как науки в историческом плане. Приведены основные астрономические определения, рассмотрены различные подходы в определении времени. Представлены основные закономерности видимого движения Солнца и планет, сформулированы законы Кеплера. Анализируются методы астрономических наблюдений и исследований, в том числе с помощью космических аппаратов. Рассмотрены этапы формирования Солнечной системы, Солнца, планет и малых тел; проанализировано влияние солнечной активности на Землю.

Дана классификация звезд и их планетных систем. Представлены современные взгляды астрофизики на эволюцию звезд и Галактик. Рассмотрены проблемы космологии, происхождения и развития Вселенной, вопросы существования других Вселенных и вероятность жизни на других планетах. Подборка справочных материалов о планетах Солнечной системы, звездах и звездных скоплениях, планетарных туманностях, галактиках, кометах. 

Рассказывается о физических процессах, определяющих наблюдаемые астрономические явления, о новейших гипотезах и моделях, о загадках астрофизики, которые еще предстоит разгадать. Исследуются и синтезируются факты из истории космоса и развитии планеты Земля. Даются определенные прогнозы на будущее, заключающиеся в рекомендациях по использованию природных ресурсов и мерах предупреждения стихийных и техногенных катастроф.

Приведены материалы для проведения занятий по решению задач по темам: системы координат и измерения времени в астрономии; видимые и действительные движения планет, законы Кеплера, определение масс, размеров, формы небесных тел и расстояний до них; атлас звездного неба. Решение задач по астрономии формирует у школьников навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, целенаправленного поиска и получения необходимой информации, позволяет углубить и расширить знания по прикладным вопросам астрономии, являющимся неотъемлемой частью предмета.     

Пособие поможет преподавателям использовать данный учебный материал в учебной и внеаудиторной работе, кружковой работе, при преподавании астрономии и других смежных дисциплин как в школах обычного типа и с углубленным изучением физико-математических дисциплин, так и на практических занятиях по астрономии. Это готовые материалы для преподавателя астрономии, которые можно удобно использовать на каждом своем занятии. Пособие будет полезно в распределении учебного материала по занятиям и для его систематизации. Студенты с его помощью смогут самостоятельно изучить любую тему по конспекту. Логически последовательное изложение материала формирует у студентов практические навыки применения новых знаний в других науках: математика, физика, история.

В заключение необходимо подчеркнуть еще раз, что несмотря на особенность предмета астрономии, астрофизики и космологии, связанную с изучением процессов, проходивших на огромных масштабах в пространстве и времени, эти науки опираются на очень богатый наблюдательный материал и результаты других разделов физики.

Список использованных источников:

1.     http://sum-fizika.blogspot.com − блог отдела естественных дисциплин ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» в разделе «Физика».

2.     Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под редак. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.

3.     Астрономия: Учебно-методическое пособие / Сост. Бешевли Б.И., Охрименко Н.А., Шаргородская О.А.; ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». - Донецк: Истоки, 2018.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также