Леонтьева И.А.
Особенности народного песенного творчества отдельных регионов России: лекция по дисциплине «Музыка» (8 класс)
Русская народная песенная культура обладает внутренним единством, но в то же время в песенном фольклоре отражаются местные традиции [3, с. 229].
Территория России на протяжении многих венков была обширна: Великая Русская, или Восточно-Европейская равнина занимает огромное пространство от реки Вислы и Балтийского моря до Уральских гор и от берегов Северного Ледовитого океана до берегов Чёрного, Азовского Каспийского морей; ещё более обширна территория Сибири, Камчатки и дальнего Востока.
Природа России и отдельных регионов оказывает на становление и ход всей российской культуры, частью которой выступает песенное народное творчество. Три основные стихии русской природы ¾ леса, реки, горы ― играли важную роль в жизни народа и оказывали разностороннее влияние на ход русской жизни и культуру народов России. Многочисленные реки, многие из которых были глубоководные, с одной стороны, представляли собой густую и удобную сеть летних и зимних путей сообщения, но, с другой стороны, они естественным образом позволяли отдельным территориям обособляться, иметь свой своеобразный быт и культурные традиции.
На культуру славян тех или иных регионов оказывали влияние культура народов примыкающих территорий, культура народов, проводящих внешнюю политику экспансии, а также народов, с которыми славяне поддерживали торговые отношения.
Восточные славяне выделились из праславянской общности приблизительно к началу VIII в. Считается, что племенная группировка антов являлась своего рода зародышем восточнославянского субстрата, хотя это недоказуемо, поскольку не известен язык антов (диалект праславянского); сам же этноним антов явно иранского происхождения: в переводе с санскрита antas ¾ «конец», «край», с осетинского att'tya ¾ «задний», «позади», буквально antyas ¾ «находящиеся, живущие на краю». Вместе с тем есть предположения (на основе этнонимов), что славяне в древности находились в теснейшей связи с племенной группировкой алан (савроматов), а еще ранее с племенем скифов. Доказано иранское происхождение в русском языке таких слов, как курган, бугор, чертог, шатер, собака, топор. Ещё более сильное влияние в области религии ¾ славяне позаимствовали от иранцев названия таких богов, как Хорс (бог Солнца, иранский «Кереш»), Семаргл, Мокошь. Не менее сильное влияние в культурном отношении на славян (антов) оказали готы, поскольку славяне прямо входили в державу Германариха: «Эти венеты... ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавенов». Хазары, безусловно, также сыграли свою роль в становлении Древнерусского государства и некоторых древних культурных традиций. Исключительно важную роль в становлении Древнерусского государства сыграл загадочный народ «рос», который дал свое имя названию огромной страны ¾ России. Можно предположить сбродный германо-иранский характер народа «рос». Историческая роль варягов, а присутствие и гегемонию их на Руси до конца X в. отрицать не имеет смысла, заключалась только в развитии творческого потенциала, который был до них заложен союзом росов и полян [1, с. 28–30].
Нельзя также отрицать, что большое географически разнообразное пространство, которое в течение своей жизни обрастает сложными культурно-бытовыми особенностями, превращается тем самым в особое государственно-правовое и социально-культурное целое. Империя есть настоящий мiръ, культурное целое, противопоставленное окружающему. Однако имперский мiръ не есть мiръ унифицированный; он един, но не единообразен [1, с. 203–204].
Природно-климатические и социально-культурные особенности того или иного региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен. Все это обусловило отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности. Сложились местные традиции песенного фольклора, под которыми понимается совокупность условий бытования, черт стиля и приёмов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности.
В целом под местной традицией в народном песенном творчестве подразумевается совокупность условий бытования, черт стиля и приёмов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определённого народа в одной ограниченной местности [3, с. 230; 7, с. 95].
В русском песенном фольклоре современные исследователи выделяют, по крайней мере, семь основных стилевых географических зон:
¾ северно-русскую,
¾ южнорусскую,
¾ среднерусскую,
¾ западнорусскую,
¾ средне-волжскую,
¾ уральскую,
¾ сибирскую [3, с. 230; 6].
В отдельную группу также выделяют казачий песенный фольклор, в котором также можно выделить традиции донских, оренбургских, терских казаков, хотя в целом музыкальная культура качества соответствует южнорусским фольклорным традициям [5, с. 122].
Достаточно цельными и самостоятельными являются традиции, сформировавшиеся в казачьей среде до ХVIII в., когда на эти территории ещё не приехали выходцы из других регионов России. Например, свадебная песня Донских казаков «Туман яром» в исполнении Народного ансамбля казачьей песни «Благовестъ», г. Волгоград.
Но в то же время исследователи отмечают, что традиции донских, оренбургских, терских казаков, при всей своей оригинальности и характерности, не выходят по основным признакам из общего русла южнорусского искусства. Стилистически неоднородную картину представляет фольклор Кубани, осваивавшейся русскими и украинцами сравнительно поздно, не ранее ХVШ в. Наиболее цельными и самостоятельными являются традиции, сформировавшиеся до начала ХVШ в. и послужившие основой для образования более поздних местных культур.
Песенные традиции народов Европейской территории России
Наиболее древними, коренными славянскими чертами обладает западнорусская традиция. Она соответствует территории, включающей современную Брянскую, Смоленскую области и примыкающие к ним районы Орловской, Калужской, Псковской областей. Основными центрами западнорусской народной традиции является Брянск и Смоленск. Здесь русская культура плавно переходит в родственные культуры Украины и Белоруссии. На постепенность такого перехода указывали В.М. Щуров и А.И. Соболевский, справедливо объясняя это явление тесной взаимосвязью культурного развития восточного славянства в центральном и верхнем Поднепровье с древнейших времен [7, с. 96].
Западнорусская традиция имеет больше точек соприкосновения с фольклором западных славян, чем другие русские традиции, что также свидетельствует о глубинности её национальных корней. Сохранность древних музыкальных форм проявляется одновременно во всех трёх основных группах местных признаков.
Западнорусская традиция представляет особый интерес, поскольку в ней сохранились архаичные черты славянского мелоса. Большинство древнейших песенных жанров были хоровыми, а не сольными. Хоровое пение древних восточных славян в основном было одноголосным, унисонным, но наряду с хоровым одноголосием, унисональностью могли уже существовать также зачаточные формы многоголосия двух видов:
¾ непреднамеренные, случайные отклонения от унисона. В отличие от развитых полифонических форм такие отклонения от унисона получи название гетерофонии;
¾ двухголосие «бурдонного» типа, основанное на широком использовании в одном из голосов неподвижных выдержанных звуков (иногда в сочетании с противоположным движением) [5, с. 230]. Наряду с гетерофонией в песнях древнейшего происхождения встречается также особая форма двухголосия, характеризующаяся сознательным разделением голосов на две самостоятельные партии. При этом одна из этих партий (чаще нижняя) обычно не обладает мелодической подвижностью, представляя собой как бы декламацию на одном выдержанном звуке (с возможными секундными ходами), своеобразную форму бурдона. В некоторых песнях хор выполняет партию, выдержанную в большей своей части на одном звуке с возможными отклонениями на секунду вверх или вниз. На этом фоне солирующий приголосок выводит несложную мелодию, то сливаясь в унисон с хоровой партией, то отклоняясь от него вверх в пределах секунды, терции, кварты, реже ¾ квинты. Изредка оба голоса движутся в противоположном направлении, расходясь при этом не более чем на кварту или квинту (Приложение, рис. 1) [5, с. 231].
В западнорусской традиции можно также легко обнаружить родственные черты с песенными традициями западных славян, что является как уникальным явлением для русского фольклор, так и свидетельствует о глубинности её национальных корней.
Архаичность и неизменность музыкальных форм в народном искусстве русского Запада отчётливо проявляется одновременно во всех признаках местных интонационно-гармонических и исполнительских традиций, в особенных элементах: силлабический строго цензурованный стих; гетерофония в многоголосии (либо использование бурдона); система ограниченных по диапазону звукорядов, связанных с простейшими ладовыми формами; равномерный музыкально-слоговой ритм с минимальными распевами слогов; чётко расчленённые простые структуры; попевочные мелодические образования. Сама манера вокализации в западнорусской традиции очень индивидуальна.
Наиболее заметная отличительная черта условий бытования фольклора в данной местности ― это развитая сеть календарных обрядов, сопровождающихся пением (заклинание весны, Семик, Иванов день, праздник последнего снопа, Рождество, Масленица, «Егорьевсие песни» ¾ обряд выгона скота). Достаточно распространенными являлись здесь и песни, знаменующие начало того или иного вида сельскохозяйственных работ. Например, календарная песня «На грядной недели» в исполнении Н. Долгалёвой (рис. 1 Приложения). Местными чертами отмечена и западнорусская свадьба: например, обычай украшать свадебный традиционный каравай ёлкой или веткой сосны получает отражение в текстах свадебных песен. Песни, характерные для данного региона, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Наиболее часто используемые инструменты-сопровождения ¾ скрипка, сдвоенная дудка, флейта Пана, колесная лира [3, с. 231; 6].
В музыкально-стилевых формах календарных, свадебных и хороводных песен западнорусской традиции преобладают архаические компоненты: силлабический строго цензурированный стих; гетерофония в многоголосии (либо использование бурдона); система ограниченных по диапазону звукорядов, связанных с простейшими ладовыми формами; равномерный музыкально-слоговой ритм с минимальными распевами слогов; чётко расчленённые простые структуры; попевочные мелодические образования.
В целом западная традиция ¾ самая строгая, самая «классическая» и самая славянская в ряду других русских манер.
Второй крупной региональной системой песенного фольклора являются музыкально-поэтические традиции русского Севера. Географически они распространены на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей. Частично эти традиции продолжают бытовать у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова. Некоторые стилевые особенности северорусской песенной традиции можно также обнаружить в северных районах Костромской и Кировской областей [3, с. 232].
Формированию единой традиции способствовало доминирование Новгородского княжества. На этих территориях в меньшей степени сказались последствия междоусобиц XII–XIV вв., здесь в меньшей степени проявились отрицательные последствия крепостного права. Вместе с тем на развитие северных песенных традиций особое влияние оказали суровые природные и уникальные социально-культурные и бытовые условия ¾ преобладание рыболовства и охоты над земледелием, традиционные торговые и культурные связи с западными славянами и представителями финно-угорского этноса, а также другими культурами благодаря торговым связям посредством беломорского судоходства. Все эти культурные контакты создали возможность для появления разнообразных ассимиляционных процессов, что сформировало уникальные черты и особенности северно-русской песенной традиции.
Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительской форме. Очень ярко проявляется в большинстве жанров северного фольклора эпическое начало. На Севере распространены весьма разнообразные и сложные по хореографическому рисунку хороводы. Медленные хороводные песни северного региона отличаются степенным, повествовательным характером музыкального языка. Это в целом соответствует эпическому складу северной народной музыкальной культуры.
Для сопровождения песенного фольклора чаще всего употреблялись гусли и пастушеские трубы. Применялись и инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник ¾ тальянки, трехрядки [6].
Музыкальная стилистика северных песен во многом связана с закономерностями эпической напевности. В основе былинного сказывания лежит распевание тонического (акцентного) стиха. Его ритмику организуют два или, чаще, три постоянных ударения. Данный стих распространён на Севере в эпосе, причитаниях, свадебных и хороводных песнях, его проявление можно обнаружить в некоторых лирических песнях.
Эпический строй народного песенного искусства Севера, его строгость, сдержанность, степенность, сказывающиеся в музыкальной стилистике, и в исполнительской манере, определяют художественный облик песенного фольклора данного региона [3, c. 233].
Южнорусская народная музыкальная культура представляет собой самобытнейший пласт отечественной культуры: это особая песенная традиция, вобравшая в себя черты иных регионов, но создавшая уникальные ладогармонические и полифонические сочетания. Южнорусская традиция характерна для регионов, расположенных к югу от реки Ока вплоть до границы с Украиной. Характерные черты этой манеры проявляются в песенном фольклоре и манере вокализации у населения Белгородской, Курской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей. Элементы этой песенной традиции часто проявляются также в фольклоре восточных районов Орловской и Калужской областей, юга Тульской и Рязанской областей, а также в фольклоре русского населения, проживающего на северо-востоке Украины в Харьковской, Полтавской и Сумской областях.
Южнорусская песенная традиция в целом сложилась в XVII–XVIII веках, что исторически связано с освоением земель дикого поля и лесостепных районов в верховьях Дона. Такие условия бытования фольклорной традиции предопределили её основные черты, связанные с опорой на хореографию, что проявляется в значительном количестве фольклорного материала плясового характера. Хороводные песни Юга также очень распространены, но они теснее связаны с крестьянским трудом и праздниками крестьянского календаря. Плясовые по характеру «карагоды» и «танки» распространены во всех регионах Юга России. Эти специфические песни с движением, как правило, имеют характерный припев со словами «лели, лёли». Сам по себе он связан с древнейшей любовной магией, поскольку содержит обращение к языческим богам. Именно этим фактом можно объяснить распространенное в регионе название этих песен «лелюшки» или «алелешные» песни [6] (рисунок 2 Приложения).
Характерной особенностью лирических песен Юга является то, что они в большинстве своём содержательно исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Мужское ансамблевое исполнительство чрезвычайно характерно для южнорусской традиции.
Из сопровождающих пение народных инструментов на юге России распространены кугиклы, двойная жалейка и дудки.
В основе музыкального стиля южнорусской песенной культуры, так же, как и в северной, лежат особенности народного стихосложения. Южнорусские напевы находятся в тесной ритмической и структурной взаимосвязи с мерно-цезурированным стихом. Этот стих родственен силлабическому, с постоянной цезурой, типичному для западнорусской манеры. Однако на Юге он отличается частым варьированием количества слогов в стиховых периодах. Это становится возможным в результате дробления или укрупнения основных единиц слогового ритма. Все это сказывается на ритме мелодии: ритмика южнорусских песен очень импульсивна. В ней широко используются дробные рисунки и синкопы. Для данного стиля типично развитое многоголосие, в котором полифонические закономерности сочетаются с гармоническими.
Самостоятельная оригинальная традиция сложилась в печенном творчестве донских казаков. В широком плане её можно рассматривать как характерное ответвление южнорусской культуры. Общими с остальными региональными очагами южнорусского искусства у донских казаков являются основные формы бытования фольклора (плясовой хоровод, свадебная игра праздничного характера с обилием плясовых напевов, лирическая песня мужественного, воинского склада), стилевые признаки (многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска в условиях напряжённой голосовой тесситуры), исполнительские приёмы (открыто-эмоциональная, активная форма вокализации) [3, с. 235].
Центральное место в национальной музыкальной народной культуре принадлежит среднерусской традиции, сконцентрированной вокруг основных административных, хозяйственных и культурных центров Московского государства XVI─XVII вв.: Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода. Впитывая разнообразные художественные влияния в процессе объединения русских княжеств, культура центра, несомненно, оказывала значительное воздействие на развитие музыкального фольклора периферии. Свойства среднерусского музыкального фольклора ярче всего выражены в народном пении Московской, владимирской, ивановской, нижегородской областей. К данной песенной традиции принадлежат в основном, также песенные школы Ярославской и Тверской областей. Плавный переход от южнорусского к среднерусскому фольклору происходит в районах севернее Калуги, Тулы, Рязани.
В среднерусской традиции преобладающим является жанр лирической песни. Удельный вес собственно лирической (протяжённой) песни в народном музыкальном быту очень велик. Но и в произведениях других жанров ¾ и печенных, и инструментальных ¾ ощущается явное тяготение к лирике. В песенном цикле среднерусского свадебного обряда песни лирического настроения составляют большой процент, на их долю также выпадает ведущая драматургическая роль в обряде. В то же время на том же свадебном пиру исполняются и бодрые величальные песни, сопровождаемые плясовыми движениями, что сближает среднерусскую свадьбу с южнорусской.
Среди местных хороводных песен преобладают плавные, неторопливые, проникнутые лиризмом. Типично для среднерусского хоровода участие танцоров-солистов, которые своими движениями зрительно «подкрепляют» содержание песни. Местн6ая вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные черты благодаря особому способу произнесения слова, близкому к разговорному. Среднерусские песни звучат преимущественно в среднем и высоких регистрах, очень мягко и собранно [3, c. 238].
Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить народную музыкальную традицию среднего Поволжья. К ней относится фольклор Ульяновской, Самарской, Саратовской и Пензенской областей. Частично они проявляются в пении русского населения Татарии, Башкирии, Мордовии, Чувашии и Марий Эл. Эта песенная традиция сформировалась в XVI ― начале XVIII вв. Её появление обусловлено процессами заселения южных и юго-восточных окраин России. Песенная традиция Поволжья сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние соседних финно-угорских и тюркских народов. Резко отличаются от иных территорий и условия хозяйствования, которые отразились в содержании песенного творчества. Сравнительно более суровые природные условия, развитие, помимо крестьянского, промышленного производства предопределило, в частности, отсутствие плясовых движений и ритмов в песенной культуре Поволжья. Вместе с тем преобладающими являются медленные хороводы («круги»). Они обычно приурочены к определённым датам крестьянского календаря (в основном, к весенним праздникам). Такая приуроченность является местной особенностью, родственной южнорусской культуре. Для свадебного обряда Поволжья характерно преобладание песен лирического содержания. Они исполняются в умеренном темпе, что сближает волжскую певческую манеру со среднерусской. В свадебном обряде также большое место занимают плачи и причитания невесты, что в большей степени сближает его с обрядом севера России. Сходство с южной традицией прослеживается в величальных песнях [6].
Песни Поволжья имеют развитую многоголосную фактуру с преобладанием гармонических средств. Характер же звучания песен очень своеобразен. Для него характерно широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров. Преобладающим является пение «тонкими голосами», благодаря которому достигается особая прозрачность, «воздушность» хоровой звучности. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок, который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Подобная манера предопределяет ассоциации с северным многоголосием. Таким образом, в песнях проявляются многие общенациональные черты русского музыкального фольклора. Важной особенностью является развитая, широкая по диапазону мелодия, которая становится важнейшим средством выразительности. Ведущими жанрами являются мужские песни вольницы и воинская лирика. Сама терминология исполнения песни, связанная с рассказыванием («сказать песню»), предполагает её эпический характер. Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, реже ¾ балалайкой, скрипкой и тростниковыми дудками. В целом музыкально-образный строй средневолжской традиции отличают широта, полнокровность и сдержанность в выражении чувства.
Песенные традиции народов Урала и Сибири
Особую художественно-эстетическую разновидность представляет собой русский музыкальный фольклор, бытующий на обширной территории, расположенной за Уралом в Сибири и на дальнем Востоке. Особенности заселения этой территории русскими обусловили его разнообразие и многовариантность.
В сибирском фольклоре существуют несколько достаточно обособленных и самобытных традиций:
¾ фольклор старожилов, предки которых поселились в Сибири ¾ на «вольных землях» ¾ в ХVII ¾ начале ХVIII вв.;
¾ песенная культура староверов ¾ «семейских» (в Забайкалье), «поляков» (на Алтае), пришедших в Сибирь после специального Указа Екатерины второй;
¾ певческие традиции сибирского казачества;
¾ народное искусство поздних переселенцев [3, c. 240].
Наибольший интерес представляет традиция старожилов. Она доминирует в местном фольклоре. Все остальные, более поздние традиции фактически сложились под её влиянием. Эта манера исполнения народной песни встречается на Алтае, в Томской области, на Илиме, Нижней Тунгуске. Основное её качество ¾ большая собранность, строгость и суровость. Песни старожилов часто звучат в предельно низком, «угрюмом» регистре, для них характерен медленный или достаточно умеренный темп. К стилевым признакам сибирского многоголосия можно отнести параллелизм терций при ведущей роли нижнего голоса; широкое использование миксолидийских, дорийских ладовых красок. Характерна также опора на обиходный звукоряд. Песенные строфы, как правило, отделены одна от другой. Внутри песенных строф типичны цезуры-паузы, членящие музыкальную мысль. Нередко они попадают на середину слова. Преобладающей является протяжная «проголосная» песня [6]. Примером может служить песня «По диким степям Забайкалья» (в исполнении хора имени Пятницкого).
Совсем иной представляется песенная традиция семейских. Они являются потомками старообрядцев Забайкалья. Художественный колорит этих песен очень яркий и броский. Песни семейских имеют бодрый, волевой характер. Стилевая особенность их насыщена по звучанию, фактура многоголосна. В основе многоголосья доминирование двух ведущих певцов ¾ баса и тенора. Остальные участники ансамбля заполняют звуковое пространство между этими крайними голосами.
Очень оригинальна традиция алтайских казаков. Эта традиция очень близка манере вокализации, распространенной у казаков Дона, Урала, Терека. Однако для сибирских казачьих песен свойственны мягкость и лиризм. Алтайские казаки поют в низком грудном регистре, негромко, как бы напевая. Песни так же имеют развитую многоголосную фактуру.
В музыкальном фольклоре Урала (Пермской, Екатеринбургской, Челябинской областей) соединяются традиции Севера, Поволжья и Сибири. Поскольку освоение уральских земель осуществлялось, главным образом, переселенцами из северных районов (Новгорода, Архангельска, Вологды, Костромы, Вятки) и верхнего Поволжья, мелодические особенности данных регионов были привнесены на уральскую землю. Уральский фольклор также испытал воздействие культуры аборигенных районов, а также переселенцев с юга России, ассимилированных в русской среде. Кроме того, на уральский фольклор оказали влияние песенные традиции народов Поволжья. В результате сформировалась особая народная музыкальная культура Урала. Местная манера исполнения песен проявляется в характерном произнесении слов в процессе пения (со смягчением шипящих согласных). Крайне сложной и прихотливой является метроритмика уральских свадебных песен, чередующая двухдольные, трехдольные, пятидольные, семидольные построения. Каждая из перечисленных песенных традиций уникальна и самобытна, хотя они находятся в постоянном взаимодействии. Некоторые песенные традиции получили большее географическое распространение и образовали своеобразные зоны певческого искусства [2, с. 93]. Интересным примером исполнения в этой манере может служить театрализованная в 1970-е гг. Челябинским театром кукол народная сказка «Соломенный жаворонок» (фантазия на темы древнерусского фольклора).
Таким образом, природно-климатические и социально-культурные особенности того или иного региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен. Все это обусловило некоторые отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности. В связи с этим в русском песенном фольклоре современные исследователи выделяют, по крайней мере, семь основных стилевых географических зон: северно-русскую, южнорусскую, среднерусскую, западнорусскую, средне-волжскую, уральскую, сибирскую. В отдельную группу также выделяют казачий песенный фольклор, в котором также можно выделить традиции донских, оренбургских, терских казаков.
Литература
1. Исаев, М.А. История Российского государства и права: учебник / М.А. Исаев. ¾ М.: Статут, 2012. ¾ 840 с.
2. Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни / Ю.Г. Круглов. ¾ М.: Высш. Шк., 1982. ¾ 272 с.
3. Народная художественная культура: учебник /под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. ¾ М.: МГУКИ, 2000. ¾ 344 с.
4. Попова, Т. Основы русской народной музыки / Т.В. Попова. ¾ М.: Музыка, 1977. ¾ 224 с.
5. Попова, Т.В. Русское народное музыкальное творчество / Т.В. Попова. ¾ М.: Музгиз, 1955. ¾ 240 с. ¾ 224 с.
6. Региональные традиции русского народного песенного творчества [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http://www.nashasreda.ru (дата обращения: 05.01.2019).
7. Щуров, В.М. Стилевые основы русской народной музыки / В.М. Щуров. ¾ М.: Московская государственная консерватория,1998. ¾ 464 с.
Рисунок 1 ¾ Гетерофония в «Русальной» песне [4, с. 231]
Рисунок 2 ¾ Южнорусская песенная традиция [4, c. 190]
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.