Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к хоровому искусству

  • Лекции
  • docx
  • 23.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на эстетическое сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических интересов, вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности
Иконка файла материала Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к хоровому искусству.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья по теме самообразования

Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к хоровому искусству

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Романова Гульнара Зиннуровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

г. Гай, 2025 год

 

Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к хоровому искусству

Актуальность проблемы

На современном этапе развития общества актуальной задачей образования является воспитание человека, направленного на принятие другой личности. Способность к сопереживанию занимает одно из главных мест в структуре личности ребенка, в познании детьми окружающей действительности.

Особая роль в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством эмоционального и духовного развития ребенка.

Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является главной целью занятий хоровым пением.

Возможности развития эмоциональной отзывчивости на музыку обусловлены, с одной стороны, интонационной природой музыки, с другой – закономерностями психического развития детей младшего школьного возраста.

Теоретические исследования проблемы

Научно доказано, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на эстетическое сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических интересов, вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.).

Традиционно эмоциональная отзывчивость на музыку в музыкальной педагогике и психологии рассматривается как особая музыкальная способность, природа которой соотносится с эмоциональной природой музыкального искусства. В предложенной Б. М. Тепловым структуре музыкальных способностей эмоциональная отзывчивость на музыку, по образному выражению автора, составляет как бы центр музыкальности, главный признак. Музыкальность – это комплекс специальных способностей, находящих свое выражение в своеобразной ориентировке в музыке. Чем более музыкален человек, как подчеркивает Б. М. Теплов, тем больше он слышит в музыке. Связывая музыкальность с переживанием содержательной стороны музыкального произведения, автор указывает на единство эмоциональной и слуховой стороны музыкальности. На основе теоретического анализа Б. М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности: ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха), способность к слуховому представлению (репродуктивный компонент слуха) и музыкально-ритмическое чувство (способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать и точно воспроизводить его). Данная структура музыкальности предполагает восприятие и переживание музыки как некоторого эмоционального содержания. Эмоциональная отзывчивость в трактовке Б. М. Теплова основана на различении эмоциональной, ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нем, а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. Таким образом, выделенные автором основные музыкальные способности – ладовое и музыкально-ритмическое чувство – лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, их развитие способствует глубокому, утонченному эмоциональному проникновению в художественное содержание произведения.

Б. М. Теплов в своих теоретических исследованиях рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку в основном как познавательный процесс, справедливо отмечая, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Б. М. Теплов пишет: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно...». Вместе с тем он отмечал, что развитие эмоционального компонента музыкального слуха проявляется прежде всего в любви и интересе к слушанию музыки, признавая тем самым, что эмоциональное переживание музыки оказывает воздействие на формирование отношения к ней.

Н. А. Ветлугина в своих исследованиях приходит к выводу о том, что для целостной характеристики музыкальности необходимо учитывать особенности самой личности ребенка с ее интересами и запросами. Опираясь на положения отечественной психологии о диалектической взаимосвязи общего и специального развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.), она отмечает, что в структуре музыкальности необходимо выделять более общие музыкально-эстетические и специальные способности. Для первых характерно эстетическое отношение к музыке. Оно проявляется в восприятии, воспроизведении, представлении, музыкальном творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения. Ко второй группе автор относит выделенные Б. М. Тепловым основные музыкальные способности и сенсорную основу. Эмоциональный отклик на музыку Н. А. Ветлугина определяет как ведущий компонент музыкальности и в более широком контексте, нежели Б. М. Теплов. В своих статьях и теоретических исследованиях Н. А. Ветлугина рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку не только как важнейший компонент структуры музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей к музыке.

В научных исследованиях исходный уровень проявления эмоциональной отзывчивости связывается с чувствительностью и впечатлительностью, элементарной эмоциональной реакцией человека. В музыкальной педагогике он соотносится с избирательной восприимчивостью ребенка к музыке, выражающейся в предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости связан с «умными эмоциями» (Л. С. Выготский), имеющими эстетическое и духовно-нравственное содержание. Объективной характеристикой эмоциональной отзывчивости на музыку являются эмоциональный отклик, наличие сопереживания, осознание выразительности музыкальных интонаций (понимание музыкальной речи) и внешне выраженное эмоционально-оценочное отношение к музыке, проявляющееся в музыкальных предпочтениях.

Таким образом, исходя из анализа музыкально-педагогической литературы по вопросу развития эмоциональной отзывчивости, мы можем предположить, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей связано с активизацией процессов уподобления звучанию музыкальным интонациям на основе действенно-

Методы и приемы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста

На разных этапах работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста целесообразно использовать комплекс различных методов обучения: наглядных, словесных, эмоционально-образных, практических, метод сопереживания. Использование педагогом каждого из перечисленных методов должно быть обусловлено как содержанием занятий, так и степенью их эффективности в каждом конкретном случае.

1. Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет несколько разновидностей: наглядно – слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.); наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.); наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование).

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству.

2. Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п.

В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

3. Практический метод, его еще называют художественно-практическим - это формирование у обучающихся умения понимать, оценивать и анализировать средства художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на практике, в частности, в процессе пения.

В музыкальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка:

1. Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное произведение через актуализацию собственного жизненного опыта;

2. В процессе вокально-хорового воспитания важно использовать метод сравнения и сопоставления, а также прием контрастного сопоставления – сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий;

3. Для того чтобы активизировать творческую деятельность ученика, его ассоциативно-образное мышление, в музыкальной педагогике используется метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик;

4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся.

Методы эмоционально-образного представления певческого процесса и его терминологического описания (типа «как будто») широко распространены в вокально-хоровой педагогической практике. Они играют огромную роль в процессе формирования голоса певца, воздействия на вокальную технику, а также как средство музыкально-художественной выразительности, так как опираются на различные эмоциональные состояния, а, следовательно, помогают развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения пению, основа передачи содержания музыкального произведения слушателю.

В процессе вокального воспитания детей самое главное – чтобы педагог точно знал, какого звука, каких певческих ощущений он желает добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, метафоры, ассоциации, то есть доступные для детей методы типа «как будто».

Одним из видов эмоционально-образного метода является метод «эмоционального погружения» или «интонационного вживания в музыку», то есть моделирования определенного эмоционального состояния через актуализацию собственного опыта. Использование такого метода обогащает музыкальное восприятие, привносят в него элементы театрализации, придают музыкальному произведению эмоциональное насыщение и содержательность. В зависимости от художественного и эмоционального содержания хорового произведения, педагог может для начала предложить детям специальные упражнения или творческие задания, направленные на формирование того или иного эмоционального состояния. Например, для исполнения песни о празднике, лете, каникулах необходимо добиться радостного, легкого звучания. Для этого детям предлагается вспомнить ситуацию, в которой они получали подарок или хорошую оценку, то есть испытывали соответствующее эмоциональное состояние. Можно даже обыграть это задание, придав ему форму театрализации.

Так как преобладающим мышлением у детей младшего школьного возраста является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения. Поэтому вокально-хоровое воспитание детей должно быть эмоциональным, наглядным, образным, вызывать у ребенка интерес и предупреждать усталость – как эмоциональную, так и физическую. Все это возможно при создании игровых ситуаций. В игре ребенок с легкостью «вживается» в любое эмоциональное состояние, в любую ситуацию.

Грамотное использование в процессе обучения пению мультимедийных технических средств часто ускоряет процесс понимания детьми художественного содержания произведения, облегчает поиск соответствующего эмоционального состояния и, следовательно, помогает развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый детям младшего школьного возраста. К подбору репертуара предъявляются особые требования:

·                   Выразительность, художественность произведений (яркие образы).

·                   Разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров.

·                   Доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, слушательского опыта, интересов детей) – соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Детям необходима атмосфера пребывания в музыке с тщательно отобранным репертуаром для пробуждения интереса к народной, классической и духовной музыке.

Заключение

Проведя анализ музыкально-педагогической литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что наиболее целесообразными методами развития эмоциональной отзывчивости являются: эмоционально-образный, ассоциативно-образный, метод «как будто», метод «эмоционального погружения», игровые методики и приемы, грамотный подбор репертуара.

Своевременное и грамотное использование всех этих приемов и методов в работе над музыкальным произведением или в упражнениях позволяет наиболее эффективно развивать эмоциональную отзывчивость детей младшего школьного возраста на занятиях хора.

 

Список литературы

1.                 Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 415 с.

2.                 Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость [Текст] / Н.А.Ветлугина// Восприятие музыки: Сб.Статей. Сост.В.Н.Максимов.- М.,1980.

3.                 Детский голос [Текст] /Экспериментальные исследования под ред. Шацкой В.Н. – М.: «Педагогика», 1970. – 232с

4.                 Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.[Текст] / Л.Б.Дмитриев. - М.:Музыка, 2000. - 368 с.

5.                 Петрушин Г. Музыкальная психология [Текст]/Г.Петрушин. – М.: Владос, 1997.

6.                 Струве, Г.А. Школьный хор: Книга для учителя [Текст] / Г.А.Струве.- М.:Музыка, 1981. -240с.

7.                 Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П.Стулова. –М.: Прометей, 1992. -132с.

8.                 Тарасов Г. С. Психология музыкальных способностей / Спутник учителя музыки. М.: Педагогика, 1993. С. 55–58.

9.                 Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001. - №11. – с.63-68

10.            Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 11. С. 7–26.

11.            Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. С. 42–222.