ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДУДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
«Рассмотрено» Координатор группы ___________/ Кондрина Т.С./ ФИО Протокол № ____ От «31» августа 2021 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ТМК ОУ «ДСШ №1»
___________/Шарипова Л.П./ ФИО От «31» августа 2021 г. |
«Утверждено» Директор ТМК ОУ «ДСШ №1» ____________/Терникова М.В./ ФИО Приказ №________ От «31» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для обучающихся 8 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
на 2021/2022 учебный год
Разработчик:
учитель музыки
Бондарчук Дарья Николаевна
г. Дудинка, 2021 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577;
· Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2016 г.
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №1» для обязательного изучения предмета «Музыка» в 8 классах отведено 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Для реализации рабочей учебной программы используется учебник
1. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка» 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций 3-е изд. Москва «Просвещение» 2014
Дополнительная литература для учителя
1. Сборник рабочих программ «Музыка» 5-7 классы Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Москва «Просвещение»2011г.
2 Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е изд.- М.: Просвещение.2014
3. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка» 8 класс. Фонохрестоматия музыкального материала.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов, следующих Интернет – ресурсов:
• Министерство образования РФ http://www.informika.ru/ http://www.ed.gov.ru/
http://www.edu.ru/
• Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое http://teacher.fio.ru
• Новые технологии в образовании http://edu.secna.ru/main/
• Путеводитель «В мире науки» для школьников
http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
• Мега энциклопедия Кирилл и Мефодий http://mega.km.ru
· . Культура - Информационный портал
· . http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Данная рабочая программа составлена для 8 класса. Программа составлена в соответствии с авторской без изменений
Планируемые результаты
Изучение курса музыки в 8 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
в направлении личностного развития:
-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать
музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
-принятие мульти культурной картины современного мира;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих
задач;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
-умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
В мета предметном направлении:
Регулятивные: и учащиеся научатся:
активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с
формированием художественного восприятия музыки;
• смогут организовывать свою деятельность в процессе познания мира через
музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих
целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении
общих целей; оценивать достигнутые результаты;
• работать с разными источниками информации, развивать критическое
мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального
искусства;
научатся организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
Учащиеся получат возможность научиться
· осознавать то, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
· сравнивать, сопоставлять, классифицировать, по одному или нескольким предложенным критериям
· умению работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление,
· способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
· -формированию ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения
Познавательные:
Учащиеся научатся
- усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа;
- структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусства;
- умение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога;
- владение навыками осознанного и выразительного музыкально-речевого высказывания; поиск и использование в практической деятельности нужной ритмо-интонации;
- логические - умение проводить сравнение;
- выявление логики возникновения и развития музыкального образа.
Учащиеся получат возможность научиться:
- оценке восприятия и исполнения музыкального произведения;
- приобщаться к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному, духовному музыкальному творчеству;
- формировать целостную художественную картину мира;
- воспитывать патриотические убеждения, толерантности жизни в поликультурном обществе;
- развивать творческое, символическое, логическое мышление, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
-сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий;
осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение; объединять полученные результаты;
- грамотно выразить и убедительно обосновать свою точку зрения;
- уважать мнение других; учитывать позицию одноклассников, вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений;
- проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
- задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
- выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель.
в предметном направлении:
Учащиеся научатся:
слушать и анализировать музыкальные сочинений с последующим их обсуждением;
· -наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства,
· выражать своё отношение к искусству,
· оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
· - понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок),
· различать особенности видов искусства;
· - выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
· самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
Учащиеся получат возможность научиться:
· владеть разнообразными способами деятельности, приобретать и совершенствовать опыт:
· стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
· проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
· понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
· определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
· реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
· применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.
· продуктивно сотрудничать в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов.
У обучающихся должна сформироваться готовность применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными формами контроля являются: самостоятельная работа, работа по карточке, тест, практическая работа (исполнить песню).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 8 класса в форме итогового творческого проекта 1 раз в год: Тест по теме «Классика и современность»
“ Традиции и новаторство в музыке”
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по музыке:
Система оценки и виды контроля
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок.
«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
В 8 классе учащиеся по выбору создают и защищают проект:
1. Музыкальная культура родного края.
2. Музыкальный театр: прошлое и настоящее.
3. Современная популярная музыка: любимые исполнители
4. Музыка народов мира.
5. Песни, которые пели бабушки и дедушки.
6. Знаменитые исполнители родного края
7. Музыкальные традиции моей семьи
На защиту проектов учащемуся отводится не более 7 минут.
Критерии оценивания защиты творческого проекта по музыке
Критерии |
Баллы |
1.Определение темы проекта, соответствие цели и вытекающих из неё задач проекта |
1-5 |
2.Направленность проекта на разрешение конкретной проблемы – практической, исследовательской, информационной,
|
1-5 |
3.Логичность и законченность работы |
1-5 |
4.Значение полученных результатов: обоснованность области использования и потребителей продукта |
1-5 |
5.Представление проекта: культура речи, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы, понимание теории вопроса, демонстрируемое через владение интеллектуальными умениями.
|
1-5 |
6.Оформление работы |
1-5 |
Итого |
30 |
Ранжирование проектных работ по количеству набранных баллов:
Оценка |
Количество баллов |
«Удовлетворительно» |
13-18 |
«Хорошо» |
19-24 |
«Отлично» |
25-30 |
3. Содержание учебного предмета «Музыка» 8 класс
Изучение музыки на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
• развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены формированием у учащихся потребности в общении с музыкой в ходе дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры происходит в опоре на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение), развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
Программа предполагает расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
Овладение основами музыкальной грамотности осуществляется в опоре на способность эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту.
В основной школе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.
Организация учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и не традиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Основные содержательные линии:
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф. И. Шаляпин, Д. Ф. Ойстрах, А. В. Свешников; Д. А. Хворостовский, А. Ю. Нетребко, В. Т. Спиваков, Н. Л. Луганский, Д. Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Содержание учебного предмета по годам обучения
Тема 1 полугодия: «Классика и современность»
Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления о музыкальном искусстве. Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.).
Тема 2 полугодия: «Традиции и новаторство в музыке»
Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители. Классическая музыка в современных обработках. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом. Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Наименование разделов, тем |
Содержание воспитания
|
Кол-во часов |
Контрольные работы |
1 |
Раздел 1. «Классика и современность» |
Духовно-нравственное воспитание: - воспитание культуры толерантности, милосердия; - формирование активной жизненной позиции; Социокультурное и медиакультурное воспитание: - воспитание у учащихся гражданских качеств, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей; - формирование толерантных качеств у детей и подростков; - воспитание терпимости к чужим мнениям, верованиям и образу жизни. Гражданско-патриотическое воспитание: -прививить учащимся любовь к Родине; -приобщение к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; -формирование основы национального самосознания. Культуротворческое и эстетическое воспитание: -выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся; -развитие творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом; -освоение таких важных аспектов внутренней деятельности, как самовосприятие, самоанализ, самооценка; -развитие образного мышления, его адаптация в учебный процесс по всем предметным направлениям школы; - приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры. Интеллектуальное воспитание: - воспитать у учащихся интерес к интеллектуальными достижениями различных людей; - поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию; - работать над повышением мотивации к научным исследованиям. |
17 |
|
2 |
Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке» |
Социокультурное и медиакультурное воспитание: -воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных; -воспитание уважения к себе и другим что будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур. Трудовое воспитание: -воспитание гармонично развитой личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом; -вовлечение детей в разнообразные организованные виды школьных мероприятий; -формирование у обучающихся таких личностных качеств, как старание, внимательность, добросовестность, организованность, целеустремлённость, терпение и самокритичность; - воспитание духа коллективизма, желания жить и трудиться в коллективе. Культуротворческое и эстетическое воспитание: -воспитание творческого потенциала и формирование духовно-богатой, высоконравственной личности через приобщение к искусству в целом; - воспитание коммуникативных навыков методами вокальной педагогики; -освоение таких важных аспектов внутренней деятельности, как самовосприятие, самоанализ, самооценка; -воспитание образного мышления, его адаптация в учебный процесс по всем предметным направлениям школы; - приобщение обучающихся к мировой сокровищнице художественной культуры. Воспитание культуры поведения: - приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе; -формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством; - формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации; Гражданско-патриотическое воспитание: -систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; -воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, интересы своей семьи, трудового коллектива, своего народа, государства; -формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям; -воспитание понимания ценности независимости и суверенности своего государства и других государств. |
17 |
2 |
Итого |
34 |
|||
1 полугодие |
17 |
|||
2 полугодие |
17 |
Календарно – тематическое планирование
Название изучаемой темы |
Количество часов |
Основные виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
|||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
|||||
Тема 1 раздела: «Классика и современность» (17ч) |
||||||
1.Классика и современность |
1 |
Определять роль музыки в жизни человека. |
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров; -принятие мульти культурной картины современного мира; |
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; -готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; -умение познавать мир через музыкальные формы и образы. |
ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); |
высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; |
2.Классика в нашей жизни |
1 |
Определять роль музыки в жизни человека |
||||
3.Классика в нашей жизни. Классика в современной обработке |
1 |
Определять роль музыки в жизни человека |
||||
4;5.В музыкальном театре. Опера |
2 |
Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. |
||||
6;7.В музыкальном театре. Балет |
2 |
Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. |
||||
8;9.В музыкальном театре. Великие мюзиклы мира |
2 |
проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки |
||||
10.В музыкальном театре. Рок-опера |
1 |
выявлять жанровую принадлежность |
||||
11. 12. Музыка к драматическому спектаклю
|
2 |
Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей |
||||
13. Музыка в кино |
1 |
аргументированно рассуждать о роли музыки в кино |
||||
14, 15, 16. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. |
3 |
Определять способы музыкальной разработки драматическо-симфонического жанра; – основные принципы развития музыки |
||||
17. «Музыка – это огромный мир, окружающий человека…» |
1 |
Анализировать художественнообразное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. |
||||
Тема 2 раздела: «Традиции и новаторство в музыке» (17ч) |
||||||
18. Музыканты – извечные маги |
1 |
Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. |
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; -готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; -умение познавать мир через музыкальные формы и образы
|
активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки; -умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
|
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.)
|
структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников
|
19. 20. И снова в музыкальном театре |
2 |
Размышлять о модификации жанров в современной музыке. |
||||
21. 22. Портреты великих исполнителей
|
2 |
Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. |
||||
23. Современный музыкальный театр |
1 |
Анализировать художественнообразное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. |
||||
24. Великие мюзиклы мира |
1 |
высказывать собственное мнение о ее художественной ценности |
||||
25. Классика в современной обработке. Народные инструменты в быту и на сцене |
1 |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. |
||||
26. В концертном зале. Литературные страницы |
2 |
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). |
||||
27. Музыкальные завещания потомкам |
1 |
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; – проявлять творческую инициативу |
||||
28. 29. Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы |
2 |
анализировать, сравнивать произведения |
||||
30.-33.Исследовательский проект |
4 |
Осуществлять проектную деятельность |
||||
34. Урок концерт «Пусть музыка звучит!» |
1 |
Урок концерт |
||||
Итого: |
34 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
6. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.
7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.
9. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
10. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.
Оборудование:
1 Музыкальный центр.
2 Музыкальный синтезатор.
3 Ноутбук.
4 Видеопроектор.
5 Экран.
Результаты освоения программы «Искусство» 8 класс
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
· освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
· знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
· устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
· сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
· работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
· культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а также кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
· развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
· реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
· оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
· иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
· определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
· знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
· размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
· давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
· исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
· выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
· использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.