Мастер- класс
Предмет « Ансамбль»- как первая ступень развития навыков аранжировки учащихся ДМШ.
Цель: познакомить преподавателей с возможностью коллективного творчества создания аранжировок простых музыкальных произведений, показать формы и методы аранжировки нотного текста участниками инструментального ансамбля.
Актуальность --- повышение интереса к обучению на инструментах баяна и аккордеона.
Цель :
1. Подчеркнуть роль предмета ансамбль в программе обучения
2. Представить простейшие приемы разнообразия простого музыкального текста для ансамбля баянистов –аккордеонистов.
Задачи:
Обучающие:
-- Познакомить учащихся с самыми простыми приемами разнообразия простого музыкального текста
-- Выстроить общий исполнительский план
Развивающая:
-- Развить воображение, внимания, мышление, память.
-- Развивать творческую активность
Воспитывающая:
-- укрепить мотивацию и интерес к обучению в классе баяна аккордеона
Целевая аудитория: мастер класс рассчитан для педагогов дополнительного образования ДМШ и ДШИ, преподающим предмет ансамбль по специализации баян- аккордеон.
Организационные параметры мастер-класса:
Мастер-класс представляет собой одну встречу, которая проводится в любое время в течение года.
Рекомендуемое время 30-40 минут.
Необходимые условия проведения: для подготовки и проведения мастер класса необходимы
: зал для демонстрационной работы, стулья, пюпитры, инструменты-- баяны и
аккордеоны.
План проведения:
Представление педагога. Знакомство с участниками. (2 мин.)
Рассказ о предмете ансамбль, о важности предмета в программе обучения ( 5 мин.)
Рассказ об ансамбле « Иловлинские ребята» ( 5 мин.)
Особенности игры в ансамбле. Методика работы с ансамблем. Особенности аранжировки партий. Демонстрационные приёмы работы с преподавателями ( 15 мин.)
Показ концертных номеров, как результат работы с детским ансамблем. (7мин.)
Подведение итогов и рефлексия. (5 мин.)
Ход мастер-класса:
Педагог рассказывает о себе. Знакомство с участниками. Объявление темы и плана мастер-класса.
Мой ансамбль, « Иловлинские ребята» существует с 2012 года. Это разновозрастной ансамбль. Участники—все дети моего класса. Начинают играть в ансамбле практически с первого класса. ( со II полугодия)
Ансамбль и его малые формы( дуэты и трио) являются постоянными участниками районных и муниципальных мероприятий. Постоянно принимаем участие в конкурсах различного уровня.
Тема моего мастер –класса выбрана не случайно. Мы все знаем, какую значимую роль играет ансамбль в обучении ребенка игре на инструменте.
Предмет « Ансамбль», как Коллективное музицирование
помогает решать ряд задач:
-
пробуждает интерес к занятиям инструментом;
-
развивает музыкально-слуховые представления, воспитывает умения слушать и
слышать (слышать игру в целом, и свою партию в общем звучании);
-
развивает профессионально-исполнительские навыки (свободная и естественная
постановка, работа над качеством звучания, интонацией, ритмом, динамикой, над
развитием техники и выразительности исполнения);
-
развивает коммуникативные способности детей (взаимопонимание и чувство локтя,
умение общаться с другими участниками коллектива);
-
способствует положительной мотивации ребенка к обучению (радость успешного
выступления на сцене в коллективе);
- развивает психические процессы (память, воображение,
внимание);
-
развивает творческие способности.
Особенно я хочу обратить ваше внимание на последние два пункта. Формирует
память, воображение , творческие способности. Вот теперь мы с вами подходим к
главной теме, идеи нашего мастер класса: « коллективная аранжировка».
Многие из вас зададут вопрос: ребенок и коллективное сочинение музыки, возможно ли это? Но мы с вами говорим не о сочинении, а об аранжировке --это переработка существующей музыкальной композиции, которая обычно была написана кем-то другим и небольшом варьировании музыкального текста.
При планировании совместной аранжировки, надо учитывать уровень сложности текста, состав исполнителей, набор инструментов ( возможно привлечь учащихся младшего возраста на шумовые и ударные инструменты), цели, которые ставит педагог, а также идеи детей.
Когда ребенок сможет видеть и слышать свои идеи на уроке и станет равноправным участником общего ансамбля, а не только исполнителем воли учителя , тогда его заинтересованность, инициатива возрастут, а с ними и радость от процесса обучения. Не это ли цель музыкального образования? Привнося частичку себя, ребенок « присваивает» себе музыку, образно говоря, входит внутрь. Это и позволяет почувствовать ему себя в процессе, как говорится, «на переднем плане».
Я вам представляю два музыкальных произведения: Борис Мокроусов « Жди солдата» и Михаил Блантер « Моя любимая». Оба произведения не сложные. Рассчитаны на возраст 9-11 лет ( 2 класс пятилетней программы обучения).
Раздается нотный текст.
-Вы видите перед собой изначальный нотный текст « Жди солдата».
Действовала я по следующему алгоритму:
1. Первоначальный нотный текст( конечно это мой выбор) мы выучили все одинаково двумя руками. А аранжировали прямо на уроке. Конечно для этого нужна и практика, и так сказать « наслушанность музыки». Основные идеи разнообразия нотного текста вносили ребята старших классов. Все предложения и идеи , надо было обосновывать.
2. На уроке- сформулировала главную цель и идею для создания аранжировки. ( это выступление на концерте в Иловлинском ККЗ « Дон»)
3. Предложила проанализировав текст—как его можно удлинить до 3 проигрываний ( 3-хкуплетов), но при этом , чтобы заинтересовать слушателя и чтобы исполнение не было однообразным. ( изменения темпа, динамики, тембра и регистра звучания мелодии, добавление своего текста)
4. Стали добавлять, то, что по мнению ребят не хватало в тексте:
-вступление убрали и добавили позывные трубы ( причем их было несколько вариантов, но остановились на самом простом- на одном звуке)
- при первом проигрывании разделили куплет на 2 половины и сделали перекличку между партиями, а в припеве– партии соединились, но без левой руки ( это были так называемые «сельские сборы-проводы»
- второе проигрывание все играли без изменений нотного текста
- в третьем проигрывании добавили аккордовые позывные в длинные ноты, для более динамичного развития мелодии, и добавили вступление с постепенным затуханием звука ( конница с призывниками – ускакала)
Так получилось , что за одно занятие маленькое произведение превратилось в полноценный концертный номер, который с у удовольствием исполнялся участниками ансамбля и с большим успехом исполнялся а концертных площадках поселка. И каждый исполнитель чувствовал себя –автором-композитором. Был горд внесением своей лепты соавторства.
Давайте послушаем концертный номер.
Какими же навыками должны обладать дети, чтобы предлагать свои музыкальные варианты ? С какого возраста можно и нужно делать такие ансамбли?
Простые формы сопровождения доступны детям даже первого года обучения, только их надо к этому « подвести», направить.
В каждой группе есть дети-лидеры, дети-солисты, которые сразу готовы придумать что-то свое, и дети, которые предпочитают быть в безопасной звучности ансамбля. И тем, и другим в таких ансамблях и аранжировках предоставляется возможность проявить свои природные качества, а также освоить новые. Солистам быть в ансамбле, скромникам - примерить на себя роль солиста. Для того чтобы дети научились аранжировкам, воспользуемся советом Вячеслава Жилина – ведущего педагога России - принимать все идеи детей без оценки и без критики. Стоит потратить время и попробовать их все, чтобы убедиться, подходят ли предложенные варианты к данной композиции.
Советы :
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.