Предмет « Ансамбль»- как первая ступень развития навыков аранжировки учащихся ДМШ
Оценка 4.7

Предмет « Ансамбль»- как первая ступень развития навыков аранжировки учащихся ДМШ

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
искусство +1
6 кл—11 кл +1
26.12.2024
Предмет « Ансамбль»- как первая ступень развития навыков аранжировки учащихся ДМШ
конспект мастер класса
МК Предмет « Ансамбль»- как первая ступень развития навыков аранжировки учащихся ДМШ.docx

Мастер- класс

Предмет « Ансамбль»- как первая ступень развития навыков аранжировки учащихся ДМШ.

Цель: познакомить преподавателей с возможностью коллективного творчества создания аранжировок простых музыкальных произведений,  показать формы и методы    аранжировки нотного текста участниками инструментального ансамбля.

 

Актуальность --- повышение интереса к обучению  на инструментах баяна и аккордеона.

 Цель :

1.                 Подчеркнуть роль предмета ансамбль в программе обучения

2.                 Представить простейшие приемы разнообразия простого музыкального текста для ансамбля баянистов –аккордеонистов.

Задачи:

Обучающие:

-- Познакомить учащихся с  самыми простыми приемами разнообразия простого музыкального текста

-- Выстроить общий исполнительский план

Развивающая:

-- Развить воображение, внимания, мышление, память.

-- Развивать творческую активность

Воспитывающая:

-- укрепить мотивацию и интерес к обучению в классе баяна аккордеона

 

Целевая аудитория: мастер класс рассчитан для  педагогов дополнительного образования ДМШ и ДШИ,  преподающим предмет ансамбль по специализации баян- аккордеон.

 

Организационные параметры мастер-класса:

Мастер-класс представляет собой одну встречу, которая проводится в любое время в течение года.

Рекомендуемое время 30-40 минут.

 

Необходимые условия проведения: для подготовки и проведения мастер класса необходимы : зал для демонстрационной работы, стулья, пюпитры, инструменты-- баяны и аккордеоны.
 

План проведения:

Представление педагога. Знакомство с участниками. (2 мин.)

Рассказ о предмете ансамбль, о важности предмета в программе обучения ( 5 мин.)

Рассказ об ансамбле « Иловлинские ребята» ( 5 мин.)

Особенности игры в ансамбле. Методика работы с ансамблем. Особенности аранжировки партий. Демонстрационные приёмы работы с преподавателями ( 15 мин.)

Показ концертных номеров, как результат работы с детским ансамблем. (7мин.)

Подведение итогов и рефлексия. (5 мин.)


Ход мастер-класса:

Педагог рассказывает о себе. Знакомство с участниками. Объявление темы и плана мастер-класса.

Мой ансамбль, « Иловлинские ребята» существует с 2012 года. Это разновозрастной ансамбль. Участники—все дети моего класса. Начинают играть в ансамбле практически с первого класса. ( со II полугодия)

Ансамбль и его малые формы( дуэты и трио) являются постоянными участниками районных и муниципальных мероприятий. Постоянно принимаем участие в конкурсах различного уровня.

 

Тема моего мастер –класса выбрана не случайно. Мы все знаем, какую значимую роль играет ансамбль в обучении ребенка игре на инструменте.

Предмет « Ансамбль», как Коллективное музицирование помогает решать ряд задач:
- пробуждает интерес к занятиям инструментом;
- развивает музыкально-слуховые представления, воспитывает умения слушать и слышать (слышать игру в целом, и свою партию в общем звучании);
- развивает профессионально-исполнительские навыки (свободная и естественная постановка, работа над качеством звучания, интонацией, ритмом, динамикой, над развитием техники и выразительности исполнения);
- развивает коммуникативные способности детей (взаимопонимание и чувство локтя, умение общаться с другими участниками коллектива);
- способствует положительной мотивации ребенка к обучению (радость успешного выступления на сцене в коллективе);

- развивает психические процессы (память, воображение, внимание);
- развивает творческие способности.


Особенно я хочу обратить ваше внимание на последние два пункта. Формирует память, воображение , творческие способности.  Вот теперь мы с вами подходим к главной теме, идеи нашего мастер класса: « коллективная аранжировка».

Многие из вас зададут вопрос: ребенок и коллективное сочинение музыки, возможно ли это? Но мы с вами говорим не о сочинении, а об аранжировке --это переработка существующей музыкальной композиции, которая обычно была написана кем-то другим и небольшом варьировании музыкального текста.

При планировании совместной аранжировки, надо учитывать  уровень сложности текста, состав исполнителей, набор инструментов ( возможно привлечь учащихся  младшего возраста на шумовые и ударные инструменты), цели, которые ставит педагог, а также идеи детей. 

Когда ребенок сможет видеть и слышать свои идеи на уроке и станет равноправным участником общего ансамбля, а не только исполнителем воли учителя , тогда его заинтересованность, инициатива возрастут, а с ними и радость от процесса обучения. Не это ли цель музыкального образования? Привнося частичку себя, ребенок « присваивает» себе музыку, образно говоря, входит внутрь. Это и позволяет почувствовать ему себя в процессе, как говорится, «на переднем плане».

Я вам представляю два музыкальных произведения: Борис Мокроусов  « Жди солдата» и Михаил Блантер « Моя любимая». Оба произведения не сложные. Рассчитаны на возраст 9-11 лет ( 2 класс пятилетней программы обучения).

Раздается нотный текст.

-Вы видите перед собой изначальный нотный текст « Жди солдата».

Действовала я по следующему алгоритму:

1.                 Первоначальный нотный текст( конечно это мой выбор) мы выучили все одинаково двумя руками. А аранжировали прямо на уроке. Конечно для этого нужна и практика, и  так сказать « наслушанность музыки».  Основные идеи разнообразия нотного текста вносили ребята старших классов. Все  предложения и идеи , надо было обосновывать.

2.                 На уроке- сформулировала главную цель и идею для создания аранжировки. ( это выступление на концерте в Иловлинском  ККЗ « Дон»)

3.                 Предложила проанализировав текст—как его можно удлинить до 3 проигрываний ( 3-хкуплетов), но при этом , чтобы заинтересовать слушателя и чтобы исполнение не было однообразным. ( изменения темпа, динамики, тембра и регистра звучания мелодии, добавление своего текста)

4.                  Стали добавлять, то, что по мнению ребят не хватало в тексте:

-вступление убрали и добавили позывные трубы ( причем их было несколько вариантов, но остановились на самом простом- на одном звуке)

- при первом проигрывании разделили куплет на 2 половины и сделали перекличку между партиями, а в припеве– партии соединились, но без левой руки ( это были так называемые «сельские сборы-проводы»

- второе проигрывание все играли без изменений нотного текста

- в третьем проигрывании добавили аккордовые позывные в длинные ноты, для более динамичного развития мелодии, и добавили вступление с постепенным затуханием звука ( конница с призывниками – ускакала)

 

 Так получилось , что за одно занятие маленькое произведение превратилось в полноценный концертный номер, который с у удовольствием исполнялся участниками ансамбля и с большим успехом исполнялся а концертных площадках поселка. И каждый исполнитель чувствовал себя –автором-композитором. Был горд внесением своей лепты соавторства.

 

Давайте послушаем концертный номер.

Какими же навыками должны обладать дети, чтобы предлагать свои музыкальные варианты ? С какого возраста можно и нужно делать такие ансамбли?

Простые формы сопровождения доступны детям даже первого года обучения, только их надо к этому « подвести», направить.

В каждой группе есть дети-лидеры, дети-солисты, которые сразу готовы придумать что-то свое, и дети, которые предпочитают быть в безопасной звучности ансамбля. И тем, и другим в таких ансамблях и аранжировках предоставляется возможность проявить свои природные качества, а также освоить новые. Солистам быть в ансамбле, скромникам - примерить на себя роль солиста. Для того чтобы дети научились аранжировкам, воспользуемся советом Вячеслава Жилина – ведущего педагога России - принимать все идеи детей без оценки и без критики. Стоит потратить время и попробовать их все, чтобы убедиться, подходят ли предложенные варианты к данной композиции.

Советы :

  • Аранжировка может быть как упрощена, так и усложнена.
  • Проверяйте первоначальную идею и вносите коррективы, если это необходимо.
  • И последнее ОЧЕНЬ важное замечание. Это должно нравиться всем  (это относится, впрочем, ко всему, что мы делаем вместе с детьми и для детей).

 

Мастер- класс Предмет « Ансамбль»- как первая ступень развития навыков аранжировки учащихся

Мастер- класс Предмет « Ансамбль»- как первая ступень развития навыков аранжировки учащихся

План проведения : Представление педагога

План проведения : Представление педагога

Особенно я хочу обратить ваше внимание на последние два пункта

Особенно я хочу обратить ваше внимание на последние два пункта

Основные идеи разнообразия нотного текста вносили ребята старших классов

Основные идеи разнообразия нотного текста вносили ребята старших классов

Стоит потратить время и попробовать их все, чтобы убедиться, подходят ли предложенные варианты к данной композиции

Стоит потратить время и попробовать их все, чтобы убедиться, подходят ли предложенные варианты к данной композиции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2024