Особенности объектно-субъектных отношений на уроке
Оценка 4.6

Особенности объектно-субъектных отношений на уроке

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
Взрослым
11.09.2020
Особенности объектно-субъектных отношений на уроке
Об исключении авторитарных отношений между учеником и учителем на уроке
Особенности субъектно-объектных отношений на уроке.docx

Особенности субъектных отношений в процессе организации совместной творческой деятельности учителя и ученика

«Главными определителями

умственного развития

становятся те умственные

перевороты, которые происходят

 в голове ученика, когда его обучают

искусству говорить, читать и

писать». И.М. Сеченов.

Авторитарный стиль обучения совершенно не приемлем в современной школе.

        Механически полученная информация приводит к отсутствию творческой организации. А это уже является профессиональным нарушением. Образование и творчество на сегодняшний день должны стать результативным единым процессом. Потребности в познании, в активности, в творческой деятельности ученик реализует в совместной работе с педагогом. При традиционном способе обучения школьник оказывался объектом воздействия, а выполняемая им работа организовывалась в репродуктивном режиме. При развивающем обучении способы организации учебной деятельности изменились, и ученик, так же как и учитель, становится субъектом педагогического процесса. Таким образом, современный процесс обучения — это взаимодействие двух субъектов: учителя и ученика.

          Чтобы добиться желаемых результатов и научить школьников самостоятельно мыслить, учитель становится доминирующим, но не лидирующим субъектом учебного процесса. Одно из важнейших качеств педагога—владение искусством коммуникации. Именно эта черта позволяет учителю играть роль не столько организатора, сколько участника творчески построенного урока. Профессионал не станет подавлять учеников своим авторитетом, не станет навязывать свою точку зрения, он будет стимулировать процесс творческого поиска учащихся.

Развитию личности школьника особенно способствует применение интерактивных форм обучения. Результатом таких субъектных отношений является создание дидактических условий для межличностного взаимодействия, умения строить партнёрские отношения, самостоятельной коррекции знаний и понимания глубинной сущности мыследеятельности. По словам Н.Шевченко, доцента АПК и ПРО РФ, «целью интерактивного обучения для современной школы в условиях её модернизации рассматривается общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации» [ 1., стр. 26].

Познавательное общение двух равноправных субъектов будет плодотворным, если ученик мотивирован на успех и обладает умением учить самого себя. Педагогу необходимо постоянно поддерживать, направлять и развивать стремление школьника к самостоятельности, активизировать его познавательную            деятельность. Подлинно исследовательскую самостоятельность позволяет проявить проектная деятельность ученика. Проект интегрирует знания из разных предметных областей, предполагает способность к открытию, развивает творческое мышление. В совместной работе определяется тема научного исследования, необходимое информационное обеспечение. При организации проектной деятельности педагог должен дозировать и направлять, а ученик самостоятельно добывать и интегрировать полученные знания.

В качестве основной формы взаимодействия двух субъектов учебного процесса выступает диалог. В ходе общения та и другая сторона использует свой опыт, систему ценностей, тактично и уважительно относится к личностному суждению своего собеседника. Только такой тип учебного диалога, когда оба участника стремятся к процессу самоизменения, развития, можно назвать партнёрским взаимодействием. Очень важно, чтобы учитель в полной мере владел искусством постановки вопроса, проблемы. Техника организации работы с обучаемым должна быть основана на принципах одновременного взаимодействия и позитивной взаимозависимости. Е.Н. Ильин, учитель словесности, так представляет сотрудничество в обучении: «Мой вопрос—особый . К себе самому. А решаю—с ребятами. Этим их поднимаю до себя, сам—расту до них. Мужание—процесс сложный, обоюдный; мы растём с —теми, кого поднимаем» [2., стр. 54]. Такое взаимное влияние способствует повышению самосознания школьника и в конечном итоге—личностно— ориентированному подходу к обучению.

Отношения двух субъектов, основанные на равноправии и сотрудничестве, приводят к реализации модели «Творчество—свобода». Диалогическое взаимодействие создаёт педагогические условия для эффективного формирования следующих творческих показателей личности: эмоциональная раскрепощённость, отказ от шаблонов, способность к ассоциированию, создание собственных идей, уверенность в собственных силах, коммуникативная активность, толерантность, способность к развитию.

Предлагаемая модель чётко разграничивает деятельность каждого из субъектов. Один из них (учитель) оказывает духовную, нравственную, психолого—педагогическую поддержку и помощь в раскрытии творческого потенциала. Другой субъект(ученик) добывает знания в результате собственной деятельности и познаёт свою собственную сущность. Несомненно, процесс самопознания является ключевым моментом действующей модели, так как именно здесь кроется источник творчества и свободы. По словам философа Н.А.Бердяева, свобода есть не только и не столько внешняя данность, дар общества индивиду, но, прежде всего, «категория духовная и этическая», и создаётся она духовно то есть в процессе внутренней работы над собой. Познание себя как свободного существа есть возможность осознания человеком принадлежащего ему права на авторство самого себя, своей жизни [3., стр. 61].

Отыскание школьником истины, самосознание и в конечном итоге его личностное самоопределении—таков конечный результат совместной деятельности учителя и ученика. Для того чтобы добиться этого результата, необходимо систематическое, целенаправленное взаимодействие двух субъектов—партнёров.

Однако совместное партнёрство не только благоприятно отражается на ученике, оно способствует и повышению творческого потенциала самого учителя. В ходе сотрудничества педагог анализирует собственную деятельность, предвидит способы её реализации, учится принимать оригинальные и высокоэффективные решения, стремится к исследовательским изысканиям. Таким образом, в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия выигрывают оба субъекта учебного процесса.

В Концепции образования Республики Казахстан подчёркивается, что детям должны быть предоставлены такие условия обучения, при которых учащиеся могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества. Поэтому мы должны избрать такие формы и технологии, которые направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей.

На уроках русской литературы в 11 -ых классах предусмотрено освоение более сложного содержания, чем это предлагается образовательным стандартом. Соответственно, и подход к проведению уроков отличается от традиционного. Так, например, при изучении биографии того или иного писателя, используется технология «французских мастерских». Французские педагоги создали технологию, направленную на изучение имени каждого человека.

Существует целая отрасль науки—ономастика , которая занимается исследованием тайны имени. Многие учёные и поэты размышляют о связи имени с характером, судьбой, личностью человека. На уроках литературы мы продолжаем эту интересную практику. Изучив жизненный и творческий путь писателя или поэта, учащиеся пишут слово о нём, предварительно выполнив последовательную цепь заданий.

1. На доске написано: Александр Трифонович Твардовский.

Задание. Составить как можно больше слов из этого имени.

Варианты слов, созданных учениками: стихотворение, твердь, сирота, поэт, редактор, драма, факел, след, вето, и т.д.

2.      Выделить опорное слово.

3.      Подобрать к опорному слову синонимы, антонимы, ассоциации.

4.       Написать слово о поэте, используя найденные и подобранные слова. Стихотворение:

Оставил след в истории, Зажёг слова как факел. Поэт, редактор времени, На страсти сил не тратил. Своим стихотворением Поставил твёрдо точку, И вето он накладывал На Сталина и прочих.

Ребята проделывают большую и очень важную работу. Они становятся писателями, читателями, критиками, стараются проникнуть в духовный мир поэта. У них появляется собственное, не вычитанное отношение к этой личности.

Такая технология привлекательна для ребят, но самое главное, она позволяет раскрыться каждому ученику. Уроки по изучению имени воспитывают творческого читателя, умеющего воспринимать поэзию чувственно, ассоциативно, а не только умом. Такие уроки развивают творческое воображение, фантазию, позволяют использовать свой жизненный опыт, и каждый творец представляет собственный результат обращения, сопереживания, понимания поэтического мира другого творца, пусть даже, несомненно, более талантливого и гениального. В сущности, это не просто выполнение задания, это разговор двух создателей.

Последний этап работы—внеурочный. Его выполняет инициативная группа. Просмотрев всё сделанное, ученики отбирают лучшие работы, строки, идеи, составляют свой вариант коллективного слова о поэте. Именно оно будет прочитано на следующем уроке

Предметы гуманитарного цикла отличаются в первую очередь диалогичностью, поэтому на уроках литературы используется технология дебатов,,

В зависимости от поставленных целей и задач дебаты могут приобретать различные формы: классические дебаты, экспресс-дебаты, модифицированные дебаты. На уроках литературы в 11-х классах чаще всего используются последние, то есть изменяются отдельные элементы и правила. Например, увеличивается количество игроков, допускаются вопросы из аудитории, организуется группа поддержки, осуществляется ролевая игра.

    Очень эффективной на уроках является модель судебного процесса по представляемой технологии. Данная модель, развивает критическое мышление посредством аргументирования своего мнения, развивает умение задавать

вопросы и отвечать на них, проводить анализ на основе имеющихся данных и выводить умозаключение. Модель судебного процесса может также рассматриваться как коммуникативный тренинг, развивающий навыки презентации. В системе работы предусмотрена организация технологии учебного проектирования как одного из способов активизации познавательной деятельности учащихся.

Основная цель данной технологии—обучение самостоятельному мышлению. Проект интегрирует знания из разных предметных областей, и на практике является одним из вариантов проведения итоговых занятий по разделам программы русского языка.

Технология проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую деятельность и предполагает отход от авторитарных методов обучения; предусматривает продуманные и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм, средств обучения.

Развитие личности, способной к творческому осмыслению, формируется благодаря использованию отдельных модулей технологии критического мышления.

1.     Модуль «Понятийное колесо». Он обычно заполняется после изучения определённой темы, на этапе рефлексии.

2.          Составление кластера. При работе по данному модулю ребята учатся выделять большие и малые смысловые единицы, находить ключевые слова или фразы.

3.     В ходе подготовки к ЕНТ используется «Концептуальная таблица» и таблица, которую можно условно назвать «Плюс—минус—вопрос». Последняя включает в себя темы, в которых, по мнению ученика, он не допустит ошибки; темы, которые не отработаны учеником; и , наконец, темы, в которых возможна ошибка. Эти таблицы позволяют отработать с каждым учащимся пробелы в знаниях.

4.     Ещё один модуль из критического мышления—синквейн, или пятистишие, активно используется на уроках в классе.

Вся система использования перечисленных технологий позволяет создавать мотивацию и формирует у школьников способности к самостоятельной работе.

Список литературы:

1.     Н.Шевченко, Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника. Журнал «Учитель», 2004. № 5.

2.      Е.Ильин, Искусство общения , в книге «Педагогический поиск», М., Педагогика, 1988.

3.      Н.Бердяев. Философия свободного духа, М., Республика, 1994.

 

                                                                                                                           

Машинская Е.А.

учитель русского языка и

литературы СОШ №4

имени К. Макпалеева


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности субъектных отношений в процессе организации совместной творческой деятельности учителя и ученика «Главными определителями умственного развития становятся те умственные перевороты, которые происходят в голове ученика,…

Особенности субъектных отношений в процессе организации совместной творческой деятельности учителя и ученика «Главными определителями умственного развития становятся те умственные перевороты, которые происходят в голове ученика,…

Подлинно исследовательскую самостоятельность позволяет проявить проектная деятельность ученика

Подлинно исследовательскую самостоятельность позволяет проявить проектная деятельность ученика

Таким образом, в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия выигрывают оба субъекта учебного процесса

Таким образом, в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия выигрывают оба субъекта учебного процесса

В сущности, это не просто выполнение задания, это разговор двух создателей

В сущности, это не просто выполнение задания, это разговор двух создателей

Ещё один модуль из критического мышления—синквейн, или пятистишие, активно используется на уроках в классе

Ещё один модуль из критического мышления—синквейн, или пятистишие, активно используется на уроках в классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2020