2.
Особенности методики и организации
обучения передвижению на лыжах
2.1. Формирование двигательного навыка
Под термином обучение в лыжном спорте понимается в первую очередь, приобретение лыжниками новых знаний и технических навыков в передвижениях на лыжах.
В основе формирования двигательных навыков при обучении передвижению на лыжах лежит условно-рефлекторная деятельность человека. Комплекс этих рефлексов начинается динамическими двигательными стереотипами. Двигательный навык, автоматизированный способ управления движениями. Процесс формирования двигательного навыка состоит из трех, не имеющих четких границ, фаз.
1 фаза – генерализация или
образование двигательного навыка. Генерализация объясняется широкой иррадиацией
возбудительных процессов в коре больших полушарий головного
мозга. У новичков при выполнении движения фаз нового движения
раздражения, поступающие от многих анализаторов в кору головного мозга,
охватывают многие его участки, даже те центры, которые не участвуют в управлении данным движением. Сила возбудительных
процессов превышает тормозные, и поэтому в движение вовлекаются ненужные для него мышцы. Все это вызывает напряженность, скованность, нарушение
темпа
и ритма, координации и слитности отдельных элементов. С целью
быстрейшего обучения следует всемерно облегчать условия выполнения нового
движения, постепенное повышение требования к качеству движения.
2 фаза - становление двигательного
навыка. Процессы торможения в коре головного мозга усиливаются, иррадиация
возбуждения прекращается. Происходит концентрация возбуждения по времени и
пространству. Происходит
образование условно-рефлекторных связей для выполнения данного
элемента.
Это происходит устранение излишних движений, проявляется координация и слитность движений. Хотя движение выполняют верно, процесс формирования двигательного навыка незначителен – этой фазе возбудительно-тормозной процесс еще не превратился в систему, с оптимальным по силе и ритму чередованием.
3 фаза – стабилизация и совершенствование двигательного навыка. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга сменяют друг друга, с четкой последовательностью и оптимальной силой, поэтому в движение вовлекаются только необходимые для него мышцы. Это обеспечивает экономичность, слитность, высокую работоспособность. Если в 1-ой и во 2-ой фазах необходимо создавать меняющиеся условия, постоянно их, усложняя, приближая их к спортивной деятельности.
. 2.2. Принципы и методы обучения
В процессе обучения способам передвижения необходимо руководствоваться общепринятыми дидактическими принципами:
а) Сознательность и активность –
лыжники должны знать цели и задачи
обучения, разбираться в технических приемах и сознательно
подходить к процессу предупреждения и исправления ошибок.
б) Систематичность и последовательность – заключается в методически правильном направлении занятий, их последовательности. Важнейшие правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от неизвестного к известному.
в) Наглядность – этот принцип
предполагает постоянное использование
метода показа в обучении, что особенно важно при работе с
начинающими
лыжниками.
г) Доступность – обучение следует
проводить таким образом, чтобы задания на всех этапах обучения соответствовали
возрасту, полу, физической
подготовленности индивидуальными особенностями занимающихся. В то
же
время задание не должно быть слишком легким, что снижает интерес к
ним.
д) Прочность – приобретенные в
процессе обучения навыки должны
быть хорошо закреплены, для этого необходимо многократное
повторение
упражнений для совершенствования и повышения устойчивости навыков.
В практической работе по лыжному спорту применяются следующие методы
обучения:
- словесный метод применяется в
виде лекций, бесед, разъяснений, замечаний и пояснений в процессе практических
занятий. С помощью слова у занимающихся формируется представление об изученном
движении, исправляются отдельные ошибки. В условиях низких
температур применение словесного метода имеет свои особенности: следует
избегать длительных объяснений, желательно их делать по ходу, для этого
необходимо применять общепринятую терминологию; - наглядный метод применяется,
главным образом, в виде показа выполнения движений, демонстрации наглядных
пособий, кинограмм, кинокольцовок, видеофильмов. Показ должен быть образцовым,
иногда целесообразно осуществлять показ в замедленном темпе,
обращая внимание на детали; - практический метод применяется
при обучении в лыжном спорте в виде упражнений, соревнований, иногда игр. При
проведении тренировочной работы данный метод применяется в виде контрольных,
переменных, повторных, интервальных тренировок.
В учебной работе все методы применяются в сочетании. Рассказ
создает
общее впечатление, показ дополняет и уточняет его, с помощью
практического
метода формируется двигательный навык.
Методика обучения в лыжном спорте зависит от сложности изучаемых
движений. Все способы передвижения на лыжах можно разделить
на две группы: простые и сложные, для каждой из них можно дать схему обучения.
Простые способы – повороты на месте,
приемы строевой подготовки,
спуски и торможения, подъемы ступающим шагом, «елочкой»,
«полуелочкой»,
«лесенкой», одновременный бесшажный ход. Эти способы изучаются по
такой схеме:
Схема их обучения такова: целостный метод – назвать упражнение, показ, объяснение, выполнение в облегченных условиях, затем в более сложных, исправление ошибок.
К сложным способам передвижения на лыжах
относятся: лыжные хода,
повороты в движении, подъемы скользящим шагом. Схема их обучения
такова:
целостно-расчлененный метод обучения:
1) назвать упражнение;
2) показать в целом;
3) объяснить технику и условия применения;
4) дать опробовать;
5) показать главный элемент;
6) обучить второстепенным элементам;
7) выполнить в целом в облегченных условиях;
8) соревнования в более сложных условиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.