Особенности организации
Оценка 4.9

Особенности организации

Оценка 4.9
docx
22.01.2020
Особенности организации
Особенности методики и организации.docx

2. Особенности методики и организации
обучения передвижению на лыжах

2.1. Формирование двигательного навыка

Под термином обучение в лыжном спорте понимается в первую очередь, приобретение лыжниками новых знаний и технических навыков в передвижениях на лыжах.

В основе формирования двигательных навыков при обучении передвижению на лыжах лежит условно-рефлекторная деятельность человека. Комплекс этих рефлексов начинается динамическими двигательными стереотипами. Двигательный навык, автоматизированный способ управления движениями. Процесс формирования двигательного навыка состоит из трех, не имеющих четких границ, фаз.

1 фаза – генерализация или образование двигательного навыка. Генерализация объясняется широкой иррадиацией возбудительных процессов в коре больших полушарий головного мозга. У новичков при выполнении движения фаз нового движения раздражения, поступающие от многих анализаторов в кору головного мозга, охватывают многие его участки, даже те центры, которые не участвуют в управлении данным движением. Сила возбудительных процессов превышает тормозные, и поэтому в движение вовлекаются ненужные для него мышцы. Все это вызывает напряженность, скованность, нарушение темпа
и ритма, координации и слитности отдельных элементов. С целью быстрейшего обучения следует всемерно облегчать условия выполнения нового движения, постепенное повышение требования к качеству движения.

2 фаза - становление двигательного навыка. Процессы торможения в коре головного мозга усиливаются, иррадиация возбуждения прекращается. Происходит концентрация возбуждения по времени и пространству. Происходит
образование условно-рефлекторных связей для выполнения данного элемента.

Это происходит устранение излишних движений, проявляется координация и слитность движений. Хотя движение выполняют верно, процесс формирования двигательного навыка незначителен – этой фазе возбудительно-тормозной процесс еще не превратился в систему, с оптимальным по силе и ритму чередованием.

3 фаза – стабилизация и совершенствование двигательного навыка. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга сменяют друг друга, с четкой последовательностью и оптимальной силой, поэтому в движение вовлекаются только необходимые для него мышцы. Это обеспечивает экономичность, слитность, высокую работоспособность. Если в 1-ой и во 2-ой фазах необходимо создавать меняющиеся условия, постоянно их, усложняя, приближая их к спортивной деятельности.

. 2.2. Принципы и методы обучения

В процессе обучения способам передвижения необходимо руководствоваться общепринятыми дидактическими принципами:

а) Сознательность и активность – лыжники должны знать цели и задачи
обучения, разбираться в технических приемах и сознательно подходить к процессу предупреждения и исправления ошибок.

б) Систематичность и последовательность – заключается в методически правильном направлении занятий, их последовательности. Важнейшие правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от неизвестного к известному.

в) Наглядность – этот принцип предполагает постоянное использование
метода показа в обучении, что особенно важно при работе с начинающими
лыжниками.

г) Доступность – обучение следует проводить таким образом, чтобы задания на всех этапах обучения соответствовали возрасту, полу, физической
подготовленности индивидуальными особенностями занимающихся. В то же
время задание не должно быть слишком легким, что снижает интерес к ним.

д) Прочность – приобретенные в процессе обучения навыки должны
быть хорошо закреплены, для этого необходимо многократное повторение
упражнений для совершенствования и повышения устойчивости навыков.

В практической работе по лыжному спорту применяются следующие методы обучения:
- словесный метод применяется в виде лекций, бесед, разъяснений, замечаний и пояснений в процессе практических занятий. С помощью слова у занимающихся формируется представление об изученном движении, исправляются отдельные ошибки. В условиях низких температур применение словесного метода имеет свои особенности: следует избегать длительных объяснений, желательно их делать по ходу, для этого необходимо применять общепринятую терминологию; - наглядный метод применяется, главным образом, в виде показа выполнения движений, демонстрации наглядных пособий, кинограмм, кинокольцовок, видеофильмов. Показ должен быть образцовым, иногда целесообразно осуществлять показ в замедленном темпе, обращая внимание на детали; - практический метод применяется при обучении в лыжном спорте в виде упражнений, соревнований, иногда игр. При проведении тренировочной работы данный метод применяется в виде контрольных, переменных, повторных, интервальных тренировок.
В учебной работе все методы применяются в сочетании. Рассказ создает
общее впечатление, показ дополняет и уточняет его, с помощью практического метода формируется двигательный навык.
Методика обучения в лыжном спорте зависит от сложности изучаемых
движений. Все способы передвижения на лыжах можно разделить на две группы: простые и сложные, для каждой из них можно дать схему обучения.

Простые способы – повороты на месте, приемы строевой подготовки,
спуски и торможения, подъемы ступающим шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой», одновременный бесшажный ход. Эти способы изучаются по такой схеме:

Схема их обучения такова: целостный метод – назвать упражнение, показ, объяснение, выполнение в облегченных условиях, затем в более сложных, исправление ошибок.

К сложным способам передвижения на лыжах относятся: лыжные хода,
повороты в движении, подъемы скользящим шагом. Схема их обучения такова:

целостно-расчлененный метод обучения:

1) назвать упражнение;

2) показать в целом;

3) объяснить технику и условия применения;

4) дать опробовать;

5) показать главный элемент;

6) обучить второстепенным элементам;

7) выполнить в целом в облегченных условиях;

8) соревнования в более сложных условиях.

 

Особенности организации

Особенности организации

Особенности организации

Особенности организации

Особенности организации

Особенности организации

Особенности организации

Особенности организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020