Особенности планирования и проведения уроков в специальных медицинских группах

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе выделены особенности планирования и проведения уроков в СМГ, обозначены основные задачи подготовительного и основного периодов, указано на необходимость дифференцированного подхода к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме учащихся.
Иконка файла материала Особенности планирования и проведения уроков в специальных медицинских группах.doc

Особенности планирования и проведения уроков в специальных медицинских группах

Весь учебный процесс в СМГ делится на 2 периода – подготовительный и основной. Во время подготовительного периода преподававтель знакомиться с двигательными навыками и физическими возможностями учащихся. Продолжительность подготовительного периода – сентябрь и октябрь. Основной задачей этого периода является постепенная адаптация организма занимающихся к физическим нагрузкам, разучивание комплексов индивидуальных специальных упражнений по заболеваниям. На уроках в специальных медицинских группах особое внимание следует уделять объяснению и показу выполняемых упражнений, овладению навыками правильного дыхания и правильной техникой выполнения физических упражнений.

Продолжительность основного периода – с ноября и до окончания учебного года. В основном периоде осуществляется более интенсивная тренировка организма занимающихся в процессе учебных и самостоятельных занятий физической культурой, при этом нагрузка постепенно повышается. Рационально дозируя физические нагрузки, можно достигнуть хороших результатов в укреплении здоровья и улучшении физического развития школьников.

Преподаватель физической культуры должен знать особенности влияния физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный организм учащегося, уметь выбирать необходимые для лечения заболевания средства и методы физической культуры, уметь оценивать эффективность их влияния на организм.

Дифференцированным должен быть подход и к использованию средств физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме учащегося, вызванных патологическим процессом.

При систематическом и научно-обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становиться эффективным средством сохранения и укрепления здоровья  подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим преподаватель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физической культуры на растущий организм, гигиены физических упражнений, организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма юношей и девушек, в вопросах врачебно-педагогического контроля.

Личностный подход предполагает:

-сотрудничество преподавателя  и учащихся, в основе которого взаимная заинтересованность в решении задач физического воспитания, направленных на укрепление здоровья и перевод в основную или подготовительную группу;

-обязательный индивидуальный учет показаний и противопоказаний, определяющих уровень физических нагрузок для каждого учащегося;

-оказание индивидуальной педагогической поддержки учащимся с целью использования полученных знаний и практического опыта для формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья;

-формирование компетенций, необходимых учащимся для организованных и самостоятельных занятий, самостоятельной практической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья средствами физической культуры с учетом характера и тяжести заболевания.

Особенности состава занимающихся в СМГ требуют от педагога умения сочетать индивидуальный подход с групповым методом занятий. Преподаватель должен вести тщательное наблюдение за всеми занимающимися. За ответной реакцией их организма на физические нагрузки, за поведением учащихся.

Практическим руководством к действию для преподавателя физической культуры является диагноз врача, реакция организма учащегося по данным частоты пульса на применяемые функциональные пробы и выполняемую нагрузку на уроках физической культуры.

Но диагноз заболевания не всегда дает полное представление о функциональных возможностях организма, его компенсаторных механизмах, что является решающим для выбора форм и средств физической культуры, а также для их дозировки. Необходимо исходить из функционального принципа: учитывать не только заболевание, но и объем, диапазон функциональных нарушений, имеющихся у того или иного школьника. На занятиях предусматривается доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предотвращения обострения заболеваний.

Для более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов учащиеся СМГ подразделяются на две подгруппы - «А» и «Б» (по тяжести и характеру заболевания).

К подгруппе «А» относят тех, кто имеет отклонения обратимого характера, т.е. ослабленных в связи с различными заболеваниями, которые имеют прогноз выздоровления.

В подгруппу «Б» объединяют учащихся с необратимыми изменениями органов и систем (тяжелые поражения сердечно - сосудистой, мочевыделительной систем, печени; высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.)

К подгруппе «А» относятся: заболевания сердечно – сосудистой и дыхательной систем, нарушения функции эндокринной и нервной систем, хронические синуситы и воспаления среднего уха, миопия.

Показаны физические упражнения: общеразвивающие упражнения на воздухе, ходьба и бег в медленном и среднем темпах, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание в сочетании с дыхательными упражнениями с учетом реакции сердца на нагрузку. Также показаны пешие прогулки, ближний туризм. По мере тренированности можно включать упражнения с предметами, в парах. В занятиях широко используется перемена положения тела, сочетание упражнений для туловища с упражнениями для конечностей, поднимание конечностей в положении лежа на спине для стимуляции венозного оттока крови, движения головой, упражнения для плечевого пояса с целью нормализации кровотока в сосудах головного мозга.

Дыхательные упражнения: статические (с ровным ритмичным дыханием, уменьшение частоты дыхания), динамические (в сочетании с упражнениями, облегчающими выполнение фаз или всего дыхательного цикла; обеспечивающими избирательное увеличение подвижности и вентиляции легких, способствующими восстановлению или увеличению подвижности ребер и диафрагмы, формирующими навыки рационального сочетания дыхания и движений). Растягивание мышц и связок.

Учащимся, имеющим миопию, показаны упражнения циклического, аэробного характера, плавание (с исключением возможного раздражающего действия хлорсодержащих веществ на органы зрения), игры в настольный теннис, бадминтон, связанные с задержкой дыхания. С большими ограничениями используются упражнения с отягощениями. Не рекомендуются прыжки, резкие перемещения, многократное повторение однообразных упражнений

Противопоказаны: значительные длительные нагрузки циклического и ациклического характера, выполняемые с высокой интенсивностью; статические напряжения, связанные с задержкой дыхания. С большими ограничениями используются упражнения с отягощениями. Не рекомендуются прыжки, резкие перемещения, многократное повторение однообразных упражнений; маховые упражнения с максимальной амплитудой движения; упражнения сопровождающиеся значительным натуживанием, глубокие наклоны головы и туловища; подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Из занятий физическим воспитанием учащихся, имеющих близорукость, должны быть исключены упражнения на бревне типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойки вниз головой, упражнения на гимнастической стенке на высоте более двух метров, прыжки через скакалку, прыжки и подскоки с опорой на две ноги одновременно, а также упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела. Также противопоказаны упражнения со значительными мышечными напряжениями и интенсивностью, выполняемые на гимнастических снарядах или тренажерах.

К подгруппе «Б» относятся: заболевания желудочно–кишечного тракта, мочеполовой системы.

Для учащихся, имеющих заболевания желудочно–кишечного тракта, рекомендуются общеразвивающие и общеукрепляющие упражнения с постепенно усложняющейся и повышающейся нагрузкой в различных исходных положениях (лежа на спине, боку, в упоре стоя на коленях, сидя и стоя). Через каждые 3 – 4 упражнения выполнять диафрагмальное дыхание. Упражнения с отягощением предпочтительнее выполнять в исходном положении лежа на спине или сидя, избегая чрезмерного напряжения мышц брюшной стенки и повышения внутрибрюшного давления. Полезны дозированная ходьба, бег в медленном и среднем темпах, лыжные прогулки, спортивные и подвижные игры средней интенсивности по упрощенным правилам, плавание в теплой воде.

При опущении органов брюшной полости рекомендуются упражнения для мышц брюшного пресса в исходном положении лежа на спине с приподнятыми нижними конечностями.

Противопоказаны: любые упражнения, выполняемые менее чем через час после еды или на голодный желудок, а также упражнения, сопровождающиеся значительным натуживанием, задержкой дыхания, вызывающие сильное утомление; резкие движения (прыжки, бег на скорость). С ограничением используется исходное положение лежа на животе, а в периоды обострений оно исключается полностью.

При хронических воспалительных заболеваниях почек ограничиваются упражнения с резкими поворотами, наклонами, скручиванием туловища, прыжки; не допускается переохлаждение организма, а в занятиях плаванием ограничивается пребывание в воде. Опущение органов брюшной полости предполагает ограничение упражнений, способствующих еще большему опусканию: прыжков, длительного выполнения упражнений в вертикальном положении.

Деление на подгруппы позволяет определить режим занятий. При этом наиболее доступным критерием в отборе соответствующих нагрузок является пульсовой режим.

Для получения успешного результата каждый преподаватель физической культуры, работающий в СМГ должен:

-иметь информацию о состоянии здоровья ребенка и его болезни (наличие и анализ медицинских справок);

-знать о физическом развитии, функциональных возможностях и физической подготовленности учеников, которые будут заниматься в специальной медицинской группе, для того, чтобы подобрать соответствующие упражнения и правильно дозировать нагрузки;

-проводить систематические занятия и формировать мотивацию к занятиям физическими упражнениями;

-проводить регулярные наблюдения относительно реакции, сдвигов и изменений в состоянии занимающихся, под действием физических упражнений и вносить соответствующие изменения в программу занятий;

-учить детей самоконтролю и вырабатывать навыки к самостоятельным занятиям дома.

Примерные рекомендации для составления комплексов физических упражнений для учащихся специальной медицинской группы

Функциональные нарушения организма

Противопоказаны

Рекомендуются

Сердечно- сосудистые заболевания

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, резким ускорением темпа, со статическим напряжением

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходном положении лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 20 с до 2-3 минут)

Заболевания органов дыхания

Упражнения, вызывающие задержку дыхания

Дыхательные упражнения, способствующие тренировке полного дыхания

Заболевания почек

Упражнения с большой физической нагрузкой, прыжки, переохлаждение тела

Упражнения, укрепляющие мышцы передней стенки живота. Плавание ограничено до 5-10 мин (Разрешение  врача оговаривают дополнительно)

Заболевания нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное напряжение (на равновесие, ограничивается время игр)

 

Общеразвивающие упражения

Заболевания органов зрения

Прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках, голове

 

Общеразвивающие упражения

Болезни желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени

Упражнения с нагрузкой на мышцы брюшного пресса, прыжки

 

Общеразвивающие упражения

 

Эффективность и целесообразность физического воспитания в специальных медицинских группах зависит от:

• правильности выбора средства;

•систематичности влияния физических упражнений и последовательности их использования;

• регулярности воздействия;

• продолжительности выполнения физических упражнений;

• постепенности увеличения физической нагрузки как во время одного занятия, так и вовремя всего периода;

• индивидуализации физических нагрузок в зависимости от возраста, пола, болезни и физической подготовленности занимающихся;

• согласования упражнений общего и специального направления;

• сочетания закаливания с физическими нагрузками, диетой и другими методами;

• своевременности врачебно – педагогического контроля.

 

Литература

 Ахудеев, Э.И. Уроки физической культуры в специальной медицинской группе / Э.И.  Ахудеев., С.С. Галеев -  М.: Высшая школа, 1986.

 Бахрах, И.И. Врачебный контроль за физическим воспитанием и спортивным совершенствованием учащихся общеобразовательной школы: учеб. пособие / И.И. Бахрах и др. – Смоленск 1999. – 84 с.

 Бородихин В.А. Алгоритмы педагогики оздоровления. Павлодар: НПФ «ЭКО», 2000

 Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. – М.: Высшая школа, 1986. – 255 с.

         Гамза, Н.А. Основы врачебно – педагогических наблюдений: лекция. – Мн., 2004. – 45с.

 Добровольский, В.К. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 480 с.

 Едешко, Е.И. Комплексная система в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп по нозологическим типам заболеваний: Учеб. – метод. пособие/  Е.И. Едешко, Т.Н. Садовская.- Гродно: ГрГу,2002/-62.

 Епифанов, В.А. Лечебная физкультура: справочник / В.А. Епифанов и др. – М.: Медицина, 1987. – 528 с.

 Журавлева, А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура / А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская. – М.: Медицина, 1993. -432 с.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 Кожемякина Н.А «Методика организации и планирования учебного процесса в гимназии № 5 Г.Бреста с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья», журнал «Фiзiчная культура и здароyе». -2006-№4 – с.39 - 49

Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: пособие. Минск: Университетское, 1998

        Мошков, В.Н. Общие основы лечебной физкультуры. – М. Медгиз, 1954. – 235 с.

        Попов, С.Н. Физическая реабилитация / С.Н. Попов и др. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999. – 608 с.

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 июня 2014 г. N 38 «Об утверждении инструкции о порядке распределения обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группы, группу лечебной физической культуры».

Рипа, М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С Волкова – М.: Просвещение, 1988.

        Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. – М. Спорт Академ, 2001. – 169 с.

        Организация и методика занятий физической культурой с учащимися общеобразовательных учреждений в специальных медицинских группах: учебное пособие для студентов средних и высших физкультурных заведений, учителей физической культуры и методистов ЛФК / авторы – составители Сафонова Ж.Б., Трещева О.Л., Хромин В.Г., Хромин Е.В. Тюмень: издательство Вектор Бук,»2002

 Организация и проведение занятий с учащимися специальных медицинских групп с использованием различных форм организации занятий: учебная программа курсов повышения квалификации работников физической культуры и спорта / авторы – составители Хромин В.Г., Хромин Е.В. Тюмень: «Олимпия», 2002

 Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья: методические рекомендации/ В. П. Войтехович и др. Минск, 1998

 Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / авт. – сост. А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. – Волгоград: Учитель, 2010 год

 

 

 


Посмотрите также