Алгоритм подготовки к ВПР
1. Определить перечень планируемых результатов по предмету русский язык.
2. Подобрать задания для проверки того, насколько усвоен предмет.
3. Организовать повторение по всем разделам программы.
4. Выполнить ряд проверочных работ, с целью выявления пробелов в знаниях учащихся и оказанию им помощи.
Целевая установка на аудирование
Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим».
Обучающиеся слушают.
На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны).
Целевая установка на письмо под диктовку
Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки.
Обучающиеся записывают.
Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко и внятно, четко произнося слова.
Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое проговаривание.
Целевая установка на самопроверку
По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями.
Обучающиеся проверяют написанное.
Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Вор..бей (Ч/ч)ив и его подру(ж/ш)ка (Ч/ч)ука слож..ли гн..здо в щели (под)карнизом. Выстлали его пер..ями сен..м и тряпоч..ками. П..лучилось скромно но уютно.
Вдруг – скри(б/п), скри(б/п). Что происход..т В под..ёмник.. (к)карнизу прибл..жа..тся штукатур и лопа(д/т)кой своей начина..т з..делывать щели.
Тут такое н..чалось Все вор..бьи (с)окрес..ных крыш к нему скач..т (на)все г..лоса штукатура ругают. Но ч(у/ю)дак их языка (не)понима..т замазыва..т щели и (от)вор..бьёв отмахива..тся. (На)помощ.. (к)нему ещё маляр пришёл. И пол..тели вни(з/с) пер..я сено и тряпоч..ки.
Проверка 3 абзаца
Тут такое началось! Все воробьи
с окрестных крыш к нему скачут,
на все голоса штукатура ругают. Но чудак их языка не понимает, замазывает щели и от воробьёв отмахивается. На помощь к нему ещё маляр пришёл. И полетели вниз перья, сено и тряпочки.
Оценивание диктанта
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). Возможно наличие одного-двух исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами | 4 |
Допущено не более двух орфографических ошибок (в их числе возможна одна однотипная ошибка). Возможно наличие трёх исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами | 3 |
Допущено три-четыре ошибки | 2 |
Допущено пять ошибок | 1 |
Допущено более пяти ошибок | 0 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено более двух ошибок | 0 |
Максимальный балл | 7 |
Укажите предложение с однородными сказуемыми.
С восходом солнца одуванчики просыпаются и широко раскрывают свои лепестки.
Под лучами горячего солнца посветлели поля, чуть пожелтела нива.
Холодными зорями тянется от болота к лесу редкая полоса тумана.
Часто прилетают в наш сад на угощенье проворные синицы и свиристели.
!
По завершении диктанта учителю необходимо прочитать вслух предложение, на основе которого выполняется задание 3.
3. Выпиши из текста 6-е предложение.
Подчеркни в нём главные члены.
Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Продавцы положили лакомство в вафельный рожок.
Первобытные люди внесли огонь в жилище.
Хозяин обнаружил у дверей крошечного котёнка.
История о неудачном спектакле распространилась по Италии.
Строители вели под землёй длинный тоннель
Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке.
Кот сбежал от Вовы на высокий шкаф
В средневековой Европе существовали рыцарские турниры.
Под Москвой текут подземные реки
Могучие львы обитают в жарких странах
Люди делают из жести недорогие чайники.
4. Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Алфави́т, брала́, занята́, кварта́л
Взяла, досуг, понял, документ
Жаворонки, занята, красивее, цемент
Магазин, начала, понял, портфель
Максимальный балл-2
(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, например памятник букве «ё» в Ульяновске. (3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».
(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что …спас великого русского поэта.
(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником.
(По Е.В. Широниной)
В каком предложении содержится основная мысль текста?
-в предложении 1 - в предложении 10 -в предложении 17 - в предложении 7
(1)Отара овец спускалась с гор, с летних пастбищ, на зимовку в низины. (2)На полдороге чабан вдруг обнаружил, что нет в своре лучшей сторожевой собаки.
(3)– Карабаш! – звал чабан собаку. (4)Эхо далеко отдавалось в горах, а собака не отзывалась.
(5)«Наверное, издохла, − подумал чабан. – Собака, чувствуя свою кончину, уходит от хозяина».
(6)Погоревал, погоревал чабан, а там и забылось. (7)Через несколько дней после пропажи собаки чабан не нашёл своей бурки: должно быть, позабыл её на летней стоянке. (8)Чабан пожалел и о бурке.
(9)Ранней весной овечье стадо снова поднялось в горы, здесь чабан увидел свою бурку, а возле неё Карабаша, пропавшую собаку. (10)Чабан понял всё: собака осталась сторожить бурку.
(11)Вокруг бурки и собаки вся трава была измята, обгрызана. (12)И сама собака была другая: остались от неё кости и кожа, да клочьями торчала бурая свалявшаяся шерсть.
(13)– Карабаш! – кинулся к собаке чабан, доставая из сумки хлеб. (14)Но собака не приняла ни хлеба, ни ласки. (15)Она отчуждённо ощерила зубы. (16)Потом ушла, поджав хвост, не оборачиваясь на зов. (17)Она выполнила свой долг, но не могла простить хозяину забывчивости.
(по Л. Гурунцу)
7. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1. Удивительный памятник букве «ё» в Ульяновске.
2. Монумент зайцу в Псковской области.
3. Как заяц спас жизнь А.С. Пушкину.
Максимальный балл -3
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
Почему памятник букве «ё» поставлен в Ульяновске?
Какую букву придумал русский писатель Н.М. Карамзин?
Что писали вместо буквы «ё» до её изобретения?
Где находится памятник зайцу?
Максимальный балл -2
Зачем соседи снесли забор между дачами? Запиши цифру выбранного тобой варианта ответа.
Соседи хотели объединить два участка.
Они хотели заменить забор на новый.
Они хотели дать Рексу возможность погулять на соседнем участке.
Соседи хотели перенести забор на другое место.
Диван – мягкая мебель для сидения и лежания, со спинкой и ручками.
Квартира – помещение для людей, жильё.
Полотенце – бельевое изделие в виде длинного полотнища для вытирания.
Сокровище – драгоценность, дорогая вещь.
Лакомство – сласти, вкусное блюдо.
Территория – ограниченное земельное пространство.
В каком предложении содержится слово со значением «войлочный плащ без рукавов у кавказских народов»?
в 1-м предложении
в 2-м предложении
в 7-м предложении
в 12-м предложении
12. Выпиши из 7-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
Монумента – м. р., 2-е скл., ед. ч., род. п.;
заяц
поэта
Максимальный балл -3
13. Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Необычных (памятников) – мн. ч., род. п.; удивительных (памятников)
Максимальный балл -3
15. Выпиши из 3-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).
Назывался
родился
придумал – 1-е спр., прош. вр., ед. ч., м. р.
Максимальный балл -3
16. Представь, что одноклассник (одноклассница) пригласил (пригласила) тебя в гости на день рождения, а ты по уважительной причине не можешь прийти. Постарайся отказаться от приглашения так, чтобы не обидеть пригласившего (пригласившую). Запиши свой отказ.
Представь, что учительница попросила тебя отнести книги в библиотеку. Книг много, и тебе придётся возвращаться. Твой одноклассник взял половину книг, и вы вместе за один раз отнесли их. Что ты ему скажешь? Запиши предложение, в котором ты выражаешь свою благодарность (в предложении должно быть не менее трёх слов).
Как ты понимаешь значение выражения «водой не разольёшь»? Запиши своё объяснение, продолжив начатое предложение.
Составь и запиши предложение, включив в него это выражение.
Выражение «водой не разольёшь» означает очень дружны, неразлучны, всегда вместе.
Кот Василий и пёс Арчи стали такими друзьями, что их теперь водой не разольёшь.
Такие стали друзья, что водой не разольешь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.