Особенности преподавания и использование новых тенденций менеджмента на отделении ДПО в условиях пандемии 2020 года.
Коронавирус с индексом COVID-19 - это новый, ежедневно звучащий в СМИ, но, в то же время, малоизученный феномен. Стремительно ворвавшись в нашу жизнь в декабре прошлого года, COVID-19 буквально за несколько месяцев кардинально изменил ее. Столь быстрый переход от эпидемии COVID-19 только в одной, пусть самой многочисленной, стране до уровня признанной ВОЗ пандемии - породил ситуацию вызова ко всей системе здравоохранения в каждой стране, и, прежде всего - к профессионализму врачей и медицинских работников.
Профессия медицинского работника является одной из самых сложных в мире, так как требует повышенной самоотдачи, постоянного совершенствования собственных навыков, предельной концентрации внимания, эмоциональной устойчивости, постоянного чувства личной ответственности за жизнь и здоровье своих пациентов.
Частое эмоциональное перенапряжение приводит к увеличению вероятности возникновения соматических заболеваний, мигреней, повышению артериального давления, снижению устойчивости иммунитета к простудным заболеваниям. Кроме того, большинство медсестер испытывают колоссальные производственные нагрузки по причине круглосуточной вовлеченности в процесс приема пациентов, число которых нередко превышает нормативные показатели. Влияет на интенсивность стресса и низкая техническая оснащенность рабочих мест. Работа в таких сложных условиях всегда чревата своими последствиями, среди которых прежде всего психоэмоциональное утомление и возникновение негативных эмоциональных состояний.
Народный мемориал памяти погибших медиков на Малой Садовой улице в Петербурге. Фото: Галина Артеменко
В Петербурге из трех с половиной тысяч заболевших коронавирусом, на конец апреля 2020 года, 68 человек — медики. Это данные межведомственной рабочей группы по противодействию распространению коронавирусной инфекции, то есть речь идет только о случаях заражения, подтвержденных тестами.
В Сети появился список медиков, погибших во время пандемии. Список самостоятельно пополняют активисты из разных регионов. На это время в нем находилось 70 имен российских медиков. Из них 25 работали в Москве, 12 — в Московской области, 8 — в Петербурге. Там самые разные специальности. Анестезиологи-реаниматологи интубируют самых тяжелых пациентов, то есть разве что дыхание рот в рот не проводят. Пять погибших врачей — анестезиологи-реаниматологи. Опаснее разве что работа медсестер, которые должны постоянно находиться рядом с больными, ухаживать за ними, переворачивать, чтобы не образовались пролежни. В списке 19 медсестер. Врачи и фельдшеры скорой помощи проводят с пациентами часы в машине. В списке четыре медика скорой. Данные наверняка неполные, активисты продолжают их вносить.
Это не просто погибшие от коронавируса пациенты. Это люди, которые шли на риск сознательно, понимая и степень этого риска. В больнице имени Боткина на конец апреля 2020 года по данным Комздрава находились в качестве пациентов порядка 157 медработников. В общей сложности на то время в больнице имени Боткина, на то время было занято порядка 589 коек. То есть только в одном стационаре больше четверти пациентов — медики.
В нашем городе пациентами, по информации Комитета по здравоохранению, на это время работали около шести тысяч медиков. Они все рисковали заразиться каждую минуту.
Стресс и его влияние на организм человека достаточно хорошо изучено врачами и психологами, поскольку данная проблема становится, к сожалению, обыденным явлением в настоящее время. Каждый человек может оказаться в стрессовой ситуации вне зависимости от возраста, пола и социального статуса. Стресс – это защитный механизм на несвойственные физические и умственные нагрузки и сильные эмоции, зачастую когда человек попадает в нестандартную ситуацию. Таковым оказалась и ситуация с возникшей не до конца изученной новой короновирусной инфекцией.
Рассмотрим стадии развития стрессовых реакций:
1.Тревога. Это подготовительная стадия, во время которой происходит мощный выброс гормонов. Организм готовится к защите или к бегству.
2.Сопротивление. Человек становится агрессивным, раздражительным, начинает борьбу.
3.Истощение. Во время борьбы, израсходовались все резервные запасы энергии. Организм теряет способность к сопротивлению, и начинаются расстройства психосоматического характера, вплоть до глубокой депрессии или летального исхода.
В процессе работы на «он-лайн» в период пандемии мы, как преподаватели, столкнулись с разными стадиями проявления стресса у медиков – слушателей, оказавшихся в «в заложниках ситуации».
Наиболее часто встречающееся и широко используемое определение стресса, пожалуй, следующее: стресс – это состояние или ощущение, которое испытывает человек в тот момент, когда он осознает, что «ситуация требует от него задействовать личные ресурсы, которые он не способен мобилизовать в конкретный момент времени». Другими словами, мы испытываем стресс тогда, когда мы «не контролируем происходящее». Определение чаще всего приписывается американскому психологу Ричарду Лазарусу.
В период нарастания пандемии естественным истощающим фактором становится стресс, как следствие переживания:
1. ситуации неполной определенности и непредсказуемости ситуации;
2. тяжелых физических и психологических условий труда;
3. дефицита времени и других ресурсов;
4. естественной тревоги или страха заражения себя, своих близких и коллег по работе;
5. человеческих потерь при оказании медицинской помощи;
6. повышения тревожности в связи с риском совершить ошибку в экстремальных условиях деятельности и возможного отношения к этому руководства и коллег;
7. неадекватного или предвзятого представления о деятельности медицинских учреждений и их работников в некоторых медиа и сетевом сообществе (кибербуллинг, троллинг, пранкерство и т.п.);
8. тревоги в связи с возможностью не справиться с ситуацией в силу перегрузки системы и нести за это ответственность;
9. страха подписывать юридические документы (завещание) при дефиците времени ознакомиться с ними как обычно;
10. тревоги в связи с неукомплектованностью штата (отказ и несовладание с ситуацией у работающих, отказ работать у штатного персонала изначально, в связи с перепрофилированием, выпадением из коллектива в связи с заражением);
11. ожиданием наказания или порицания за совершенные ошибки в диагностике, лечении или составлении документации и др.
Руководители могут сталкиваться со страхами сотрудников (в том числе уже заболевших, среди которых страх заразиться и умереть, страх заразить семьи и близких и др.).
Психологическое благополучие каждого и деятельности коллектива в целом обеспечивается тремя взаимодополняющими уровнями:
1. уровень самопомощи каждого работающего (саморегуляция, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, саморефлексия и самосознание, позволяющие удерживать самообладание);
2. уровень взаимопомощи (необходимый уровень эмпатии, взаимная поддержка и «чувство локтя» между сотрудниками);
3. уровень специализированной профессиональной психологической помощи, обеспечиваемый психологами.
Каким образом можно снизить стресс медсестры на рабочем месте?
Огромное значение в профилактике стресса в работе медсестры занимает правильная психологическая подготовка к выполнению профессионального долга:
· тренинги, обеспечивающие постоянный личностный и профессиональный рост;
· обучение действенным стилям коммуникациии методам разрешения конфликтов;
· программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, позитивное мышление;
· помощь в формировании доброжелательной атмосферы в коллективе.
Но я не профессиональный психолог, я медицинский работник, имеющий кроме образования по специальности подготовку менеджера в сфере здравоохранения и несущий людям своей профессии информацию о поддержании, сохранении и восстановлении здоровья пациентов. В этой сложной ситуации, преподавая свою дисциплину и слыша и видя уровень стресса своих слушателей я думала о том как я могу поддержать их в этой сложившейся непростой ситуации.
Мы, как преподаватели должны стремимся создать среду, в которой признается и ценится профессиональный вклад каждого нашего учащегося хотя бы потому что он сам по себе является источником помощи и поддержки страдающим пациентам, поддерживая наших слушателей, препятствуя профессиональному выгоранию. Взаимодействуя с людьми мы можем мотивировать их тем, чтобы люди чувствовали что их видят, слышат, ценят. Проявление сочувствия со стороны преподавателя помогает справиться с эмоциональным фоном неожиданной стрессовой ситуации профессиональной сферы.
Теперь о новых технологиях человеческого общения.На сегодняшний день менеджмент делает разворот на развитие социальной культуры. «Современное лидерство требует от нас разучиться быть менеджерами и опять научиться быть людьми» (Хавьер Пладевалла). Всеми людьми движет главная человеческая потребность – быть счастливыми, а значит заниматься полезной и осмысленной деятельностью, быть связанными с другими людьми, а так же вносить позитивный вклад в развитие общества. Все это нужно человеку и дома и на работе и в процессе обучения и взаимодействия в других социальных структурах. Но одно – дело – понимать это, и совсем другое – действовать исходя из этого. Если мы сострадательны, люди чувствуют поддержку, причем сострадательность в данном случае конкретность и практичность.
Сегодня передовые организации осознают эту необходимость и нацеливаются на изменение подхода. Нам необходимо взаимодействие, которое вовлекает и мотивирует людей; гуманное и человечное; берущее во внимание человеческие потребности, конечно это не всегда просто, но уже в ближайшем будущем скорее всего выйдет на первое место.
Основываясь на всесторонних исследованиях, в том числе на опросах и оценках десятков тысяч лидеров, Potential Project International, международная компания, мировой лидер в сфере корпоративных программ по повышению эффективности, определяет три аспекта мышления, имеющих решающее значение для повышения уровня вовлеченности и продуктивности: осознанность (M – mindfulness), альтруизм (S – selflessness) и сострадательность (С – compassion). Это основополагающие характеристики, которые для краткости названы лидерством MSC.
Эти три характеристики неразрывно связаны. Можно сказать, они усиливают друг друга.
1. Осознанность делает нас менее эгоистичными, а альтруизм – более сострадательными, что, в свою очередь, повышает осознанность и способность к самоотдаче.
Инструменты и методы развития осознанности находятся в нашем распоряжении уже не одну тысячу лет. Мы не меняем практику и определение осознанности. Они по-прежнему так же просты и близки к первоисточнику: внимательность, присутствие в настоящем моменте и спокойное, сфокусированное, ясное мышление.
Осознанность позитивно влияет на физическое и психологическое состояние человека и эффективность его труда. Исследователи продемонстрировали, что осознанность способствует укреплению иммунной системы, снижению артериального давления и нормализации сердцебиения и сна.
Благодаря этому улучшается когнитивная функция, что приводит к улучшению памяти, повышению концентрации внимания и скорости реакции, снижению стереотипности мышления.
Следовательно, мы становимся способными воспринимать окружающий мир, собственные эмоции и людей без примитивных инстинктивных реакций, что позволяет нам избегать стресса и оставаться психологически устойчивыми.
Точнее говоря, у вас возникнет более мощное чувство уверенности в своих силах, свойственной альтруистам, и это поможет вам развить второй компонент лидерства MSC.
Альтруизм (S в MSC)
2. Альтруизм – это мудрость, позволяющая человеку не мешать самому себе. Это сочетание огромной уверенности в себе с желанием служить другим. Альтруизм способствует укреплению доверия, а альтруизм лидера дает людям возможность проявить себя с лучшей стороны
Мы реалистично оцениваем себя и понимаем, как мало на самом деле значим в одиночку.
Многие, с которыми говорили на эту тему, были обеспокоены тем, что из-за альтруистичного подхода они могут показаться мягкотелыми и сентиментальными, этакими простофилями. Но все не так просто. Как мы уже говорили, альтруизм лидера непременно должен сочетаться с уверенностью в себе. Если вы альтруистичны без уверенности, вы станете «легкой добычей» для всех. Так что альтруизм идет в паре с уверенностью в своих силах.
Сострадательность (C в MSC)
3. Сострадательность предполагает наличие позитивных намерений в отношении других. Это стремление работать ради людей и разрешения их проблем. Это способность понимать точку зрения человека и учитывать ее, поддерживая его.
Следует обратить внимание на разницу между состраданием и эмпатией, или сочувствием. СЕО LinkedIn Джефф Вайнер считает, что эмпатия заставляет проецировать на себя страдания другого, причем от этого оба проигрывают. А вот проявляя сострадание, вы стараетесь предпринять что-либо для исправления ситуации. Сострадание позволит вам на мгновение влезть в «чужую шкуру», проникнуться болью, а затем вы задумаетесь, чем можно помочь.
Кстати, психологические проявления эмпатии и сострадания также различны. Сострадательность позволяет мыслить рационально, видеть общую картину и принимать более обоснованные решения относительно других людей, причем делается это ради общего блага. А вот эмпатия сужает поле зрения, ограничивая его проблемами отдельных людей.
Сострадательность часто ошибочно принимают за мягкотелость, однако между этими качествами нет ничего общего. Способность к состраданию совсем не предполагает, что вами кто-то помыкает и пользуется, что вы всегда поддаетесь и уступаете. Сострадательность требует мужества и силы воли, ведь вам приходится говорить на больные темы или принимать неприятные решения.
«Мудрость без сострадания – это беспощадность, сострадание без мудрости – безрассудство» (Фред Кофман). Правильное соотношение сострадательности и мудрости, ведет к доброжелательному взаимоотношению. Руководитель относится к людям с сочувствием, но при этом внимательно следит, к чему это приводит. Мудрость позволяет ему подходить ко всему продуманно, взвешенно и обоснованно.
Лидерство MSC: начните с себя
Такой подход делает вас больше человеком, он делает вас больше самим собой и меньше олицетворением функций должности.
Конечно, эта концепция проста лишь в теории, и чтобы развить в себе нужные навыки, требуется немало мужества и огромные усилия. А еще для этого нужно смело и честно оценить, как вы взаимодействуете с людьми сегодня. Зато в результате вы повысите собственную эффективность, эффективность вашего взаимодействия с людьми. При этом участники общения будут испытывать позитивные эмоции, которые укрепляют связи между людьми и позволяют им видеть смысл и цель своей деятельности и возможно даже придаст сил пережить сложные события.
Использованная литература:
1.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19
Рекомендации предоставлены Министерством здравоохранения России и составлены под редакцией специалиста по медицинской психологии Минздрава России, президента Российского психологического общества, декана факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, академика РАО, доктора психологических наук Ю.П. Зинченко, а также ФГБУ «НМИЦ онкологии им. И.И. Петрова» Минздрава России совместно с Ассоциацией онкологов Северо-Запада, Ассоциацией онкопсихологов Северо-Западного региона, ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России, главным внештатным специалистом психиатром Минздрава России, и.о. генерального директора ФГБУ «НМИЦ Сербского» З.И. Кекелидзе на основании материалов Департамента Всемирной организации здравоохранения по психическому здоровью и потреблению психоактивных веществ.
https://gb3zelao.ru/press-tsentr/infektsionnye-zabolevaniya/1464-psikhologicheskaya-podderzhka-vo-vremya-pandemii-covid-19.html
3. По материалам Новой газеты от 29 апреля 2020 года. Спецкор Ирина Тумакова
4. Расмус Хугард, Жаклин Картер. Мышление лидера. Как эффективно управлять собой, сотрудниками и компанией. МИФ Бизнес.2020
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.