Дискалькулия ( математическая дислексия) означает в переводе с греческого и латинского «плохо считать» - недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затруднённость при выполнении вычислительных операций, отсутствие способности оценивать количество объектов с первого взгляда( то есть без пересчёта)
Этиалогия дискалькулии
Причиной возникновения может являться органическое поражение головного мозга на ранних этапах онтогенеза
Фактор риска, способствующий органическому поражению мозга: недоношенность, токсикоз, асфиксия
Среди причин: перенесённые инфекции, хронические болезни, соматическая ослабленность ребёнка
2. Наследственная отягощённость
3. Негативный опыт обучения математике, принуждение к занятиям через страх, провацирующий неуверенность, замкнутость
Вывод: в этиологии нарушений на первом месте стоят заболевания первых трёх лет жизни ребёнка, родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте
Проявления дискалькулии:
Сложности при вычислении с помощью цифр
Не способность к быстрому распознаванию предметов, находящихся в поле зрения ребёнка
Сложности с абстрактным счётом времени ( как результат частые опоздания)
Отсутствие интуитивного вычисления пройденного расстояния (близко-далеко)
Последствия проявлений дискалькулии для ребёнка при отсутствии коррекционной работы:
Несформированность высших психических функций (внимания, памяти, астрактно-логического мышления)
Несформированность зрительно-пространственного и зрительно-воспринимающего гнозиса
Несформированность эмоционально-волевых реакций
Вербальная дискалькулия
проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий
(Ребёнок не способен называть числа, символы, количества, у него нет понятия формы, величины, цвета предмета
но: при этом вычислительные операции могут успешно выполняться)
Практогностическая дискалькулия
проявляется в расстройстве системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов, нарушена зрительно-двигательная координация
(Ребёнок не может сосчитать предметы разделить их на группы по форме, размеру, пространственному расположению, наблюдаются трудности сравнения предметов и объектов, трудности перевода абстрактно-математических понятий в реальные,
но: способность понимать математические категории сохранна)
Дислексическая дискалькулия
проявляется в нарушении чтения математических знаков.
(Ребёнок не может прочитать осмысленно задание, нуждается в дополнительных разъяснениях учителя- «разжёвывании задачи»,
но: после персональных объяснений со стороны учителя , акцентировании внимания на ключевых моментах, ребёнок выполняет задания успешно
Графическая дискалькулия
проявляется в нарушении записи математических знаков и правильного воспроизведения геометрических фигур.
(Ребёнок не способен соотнести предъявляемую цифру с её графическим символом,
но: сохранна способность соотнесения символьных обозначений числа с его словесной формулой – «скажет, но не покажет»
Операциональная дискалькулия
проявляется в отсутствии умения выполнять математические операции.
(Ребёнок не может решать уравнения и делать вычисления, используя символы + - / *
НО: при этом может решать задачи, где математическая символика заменена словесно-абстрактными логическими понятиями)
Направления корркционной работы при вербальной дискалькулии
Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка
Обучение математической терминологии
Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти
Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений
Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением
Направления корркционной работы при практогностической дискалькулии
Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов
Развитие зрительно-пространственного восприятия
Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма
Развитие зрительной и слуховой памяти
Развитие логических операций
Направления корркционной работы при дислексической дискалькулии
Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия
Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений
Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти
Развитие аналитико-синтетической деятельности
Развитие представлений об образе цифр и математических знаков
Направления корркционной работы при графической дискалькулии
Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации
Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике
Развитие зрительного и слухового гнозиса
Развитие пространственного восприятия
Развитие зрительного анализа и синтеза
Направления корркционной работы при операционной дискалькулии
Развитие умения выполнять математические операции
Развитие понимания математической терминологии, текстов задач
Развитие аналитико-синтетической деятельности
Развитие логического мышления
Развитие зрительной и слуховой памяти
Итог: А чем раньше мы определим проблему у ребенка и предоставим ему инструментарий для адаптации к обучению, тем больше шансов избежать проблем с неуспеваемостью в школе, низкой самооценкой или же более серьёзных нарушений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.