«Особенности работыс детьми с ОВЗ на уроках географии»
В условиях модернизации образования и в связи с переходом на ФГОС перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность.
В связи с этим обучение детей с ОВЗ очень актуально в настоящее время, так как в связи с требованиями новых стандартов, указывающих на реальные виды деятельности обучающихся, школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве, социализируя их.
Данная категория детей уже на этапе поступления в школу, характеризуется низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.
К данной категории относятся дети с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и дети с психосоциальной запущенностью. Поэтому, школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.
Реализация поставленных задач перед учителем возможна только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи, чему способствуют ФГОС.
Так что же характеризует дети с ограниченными возможностями здоровья?
Высокая эмоциональность, задержка психического развития, быстрая утомляемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, педагогическая запущенность, трудности распределения и переключения внимания, конфликтность, неуравновешенность психики, трудность общения, низкая мотивация, пониженная познавательная активность. Поэтому работа на уроке географии в условиях индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья строится на основе разнообразных методов и приемов, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.
При проектировании и планировании уроков необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. При проведении уроков я применяю технологии, позволяющие правильно и эффективно организовывать работу: технология опорных сигналов, технология коррекционно-развивающих упражнений, игровая технология, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии.
Все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала в соответствии с требованиями ФГОС.
Учитывая, что эти учащиеся отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.
Для этих детей материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даю простые задания. Обязательно часто переключаю учащихся с одного вида деятельности на другой. Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.
Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема, любая технология должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.
Учебная деятельность обучающихся при такой организации учебного труда ориентирована на самостоятельное постижение учащимися проблем, имеющих для них жизненно важный а учение становится системой видов учебной деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям.
При проведении любой работы обязательно учитываю особенности физического здоровья. На любом уроке имеет место моменты оздоровления, например, глаза отдохнут если просто сменить на время обстановку или посмотреть в окно или быстрое моргание в течение двух минут улучшит кровоснабжение глазного яблока. Так для детей с гиперактивностью и быстрой утомляемостью планирую смену видов деятельности через 10 минут учебного труда, ввожу физические упражнения. Например, встать и показать стороны горизонта или направление параллелей и меридианов. Мимика и жесты без голосового сопровождения способствуют анализу отличительных черт того или иного географического явления.
Технология знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В последующем они активно используются учащимися в процессе обучения.
Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов.
Таким образом, применение разнообразных форм и методов работы, при индивидуальном обучении детей с ОВЗ в конечном итоге, должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и развивать самостоятельную деятельность учащихся. А принятие ФГОС для обучающихся с ОВЗ гарантирует каждому ребенку реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, дифференцируя при этом не только сами уровни образования, но и оценивание результатов обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.