Особенности разработки УР на малых предприятиях
Анализ работы малых предприятий показал, что при увеличении численности работающих (более 15 – 20 чел.) они сталкиваются с проблемами организации управления в большей степени, чем крупные организации.
Менеджмент на малом предприятии не проще, чем на большом, но имеет ряд существенных особенностей:
1. Важным преимуществом малых предприятий является более высокая скорость прохождения информации, что объясняется значительно меньшим объемом информации на малых фирмах. При этом у менеджера нет необходимости подразделения информации на срочную и долговременную, поэтому он может себе позволить подходить ко всей информации равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь.
2. Большое число уровней управления в крупных предприятиях увеличивает протяженность между объектом и субъектом управления, что снижает оперативность в работе. Хотя компьютеризация и введение различного рода гибких организационных структур управления в определенной степени компенсируют эти недостатки, преимущество малых фирм в этом отношении очевидно.
3. Другой важной особенностью малых предприятий является отличие в организационной структуре. У небольших предприятий нет четко очерченной структуры, и взаимоотношения между сотрудниками связаны не с их первоначальными обязанностями, а в основном обусловлены оперативной ситуацией. Управленческая структура малых предприятий легче адаптируется к изменениям внешней среды. Менеджеры часто не занимаются процессом формализации связей между сотрудниками, а лишь учитывают их в своей работе. Т.о. именно малые размеры фирмы обеспечивают ей относительную управляемость. При этом не теряются значение и роль каждого работника.
4. Для малых фирм характерно также совмещение профессий, универсальные знания и умения служащих. Характерная черта малых предприятий – ответственность и свобода работников в принятии управленческих решений. Все это непосредственно воздействует на эффективность функционирования организации в целом.
5. На малом предприятии руководитель находится внутри коллектива, и большую часть его времени занимают контакты с персоналом. Это облегчает контроль исполнения заданий.
6. Управление небольшим коллективом предполагает неформальное исполнение власти. Поэтому руководителю следует иметь в виду, что его авторитет в большей степени, чем в других организационных структурах основан на профессиональных качествах и трудолюбии, и личность более компетентная и обладающая более сильным характером может перехватить власть.
7. Руководитель малого предприятия часто считает, что легче выполнить работу самому, чем перепоручить ее подчиненным. Однако этот выигрыш носит единовременный характер. Отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на управлении в целом.
8. Немаловажная особенность управления на малых предприятиях – влияние на процесс принятия и реализации решений личностных качеств работника. Создание комфортного психологического климата важно в любом коллективе, а в малой организации поведение каждого работника напрямую отражается на деятельности всей организации.
9. Исследования деятельности малых предприятий показали, что на многих из них не действует классическая схема процесса менеджмента «цель – ситуация – проблема – решение»:
§ часто менеджеры не знают, что проблема существует: либо они перегружены, либо проблема хорошо скрыта от них;
§ не представляется возможным собрать всю информацию о проблеме из-за технических или финансовых затруднений;
§ ограничения во времени вынуждают менеджеров принимать не лучшие решения;
§ рассматриваются не все альтернативы, а при их анализе трудно учесть все факторы; выполнение решения не всеми менеджерами связывается с самим решением, поэтому проблема продолжает развиваться, становясь «вечной».
Отмеченные особенности деятельности малых предприятий существенно влияют на разработку решений.
Разработка организационных решений, как правило, не требует глубоких проработок при высоком профессиональном уровне руководства. Необходимо только четко определить функции, обязанности, права и полномочия и закрепить их в должностных инструкциях.
Сложнее приходится с разработкой плановых и контрольных решений.
Планирование имеет глубокое научное обоснование на крупных предприятиях. Отсутствие научно-практических проработок планирования деятельности малых предприятий привело к использованию бизнес-планирования. Однако оно не может быть использовано в качестве инструмента управления. Бизнес-план отождествляется с финансовым состоянием предприятия и применяется, например, для доказательства платежеспособности при получении кредита.
Управление малым предприятием нельзя перегружать плановой информацией. В разработке плановых и контрольных решений оно может использовать модельный подход:
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
Рис. 1. Предпринимательская модель разработки управленческих решений
на малых предприятиях.
Данная схема является первым шагом планирования. Следующий шаг – планирование процесса реализации намеченных функций. Каждой функции присваиваются входные и выходные параметры, и они осуществляются в виде цепочек взаимосвязанных микропроцессов. Важно, чтобы описанный пошаговый процесс планирования проводился целостно, с использованием всех элементов разработки плановых и контрольных решений, представленных на следующей схеме:
Рис. 2. Основные элементы разработки плановых и контрольных решений
на малых предприятиях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.