Особенности развития для детей ОВЗ.
Оценка 4.6

Особенности развития для детей ОВЗ.

Оценка 4.6
Особые потребности +1
docx
воспитательная работа
1 кл—11 кл
18.07.2022
Особенности развития для детей ОВЗ.
Абрегова Л.А., Особенности работы с детьми ОВЗ.docx

Методические рекомендации работы с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.

В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в общеобразовательных российских учреждениях, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Для создания новых технологий, изобретения новых механизмов, для управления современным производством, нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определенным складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальное решение в зависимости от возникшей ситуации.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных условиях.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки.

Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления.

Контроль знаний учащихся проводится в форме контрольных и проверочных работ.

В процессе обучения математика решает и ряд коррекционных задач:

Основные направления коррекционной работы:

·        развитие зрительного восприятия и узнавания;

·        развитие пространственных представлений и ориентации;

·        развитие основных мыслительных операций;

·        развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

·        коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

·        обогащение словаря;

·        коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Поэтому при организации учебно – воспитательного процесса используется следующие подходы:

·        замедленный темп обучения;

·        предупреждение умственных и физических перегрузок (структурное упрощение содержания обучения;

·        дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;

·        соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности);

·        использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание;

·        организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;

·        наглядно – практический характер обучения;

·        опора на знания и жизненный опыт учащихся;

·        установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

·        Сознательное усвоение учащимися различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема;

·        Рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;

·        Система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков.

В процессе обучения учащихся широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности  детей с ОВЗ. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, а, следовательно, важно сочетать эти методы.

Как правило, на надомное (индивидуальное) обучение переходят дети с проблемами здоровья, чаще всего это нарушения психофизического и невротического характера. Таким детям свойственна быстрая утомляемость, дефицит внимания, психоэмоциональная расторможенность, плохая (короткая) память. Как проводить индивидуальные занятия с детьми, чтобы за годы учебы в школе они не испортили свое и так слабое здоровье? 

В первую очередь, чтобы занятия  не сопровождались переутомлением, нужно учитывать закономерности работоспособности учеников в течение недели, дня, урока, при соблюдении гигиены труда.(Слайды)

       В соответствии с этими закономерностями следует планировать прохождение учебного материала составлять расписание, планировать, проводить контрольные работы, строить урок. При объяснении нового материала большое значение имеет расположение  учителя по  отношению к  ученику. Не рекомендуется сидеть рядом с ним, лучше находиться напротив, чтобы видеть его глаза. Речь учителя должна быть эмоциональной, следует избегать монотонной речи: тихая, ровная и длительная речь способствует развитию у ученика дремотного состояния, он отключается от урока, взгляд становится отсутствующим.

             Хорошо при объяснении нового материала использовать какие-то ассоциативные понятия, стихи - «помогалки», например:

«Коль число по части вы

Отыскать решите,

То на данную вам дробь

Часть ту разделите».

При первых же признаках переутомления полезно делать физкультурную паузу. Всего несколько минут нужно, чтобы снять утомляемость и повысить работоспособность. Для таких пауз хороши следующие упражнения: ходьба на месте, наклоны туловища, поднимание и опускание рук, разведение их в стороны, повороты головы, поднимание и опускание плеч, круговые движения ими, обязательно несколько глубоких вдохов и выдохов для лучшей вентиляции легких.

Можно проводить элементы физических упражнений как один из методических приемов урока.

Урок должен быть построен таким образом, чтобы ученик работал на индивидуальной доске, чем больше будет «шевелиться» ученик, тем больше будет его умственная активность. Тем более, что находящиеся на домашнем обучении дети лишены возможности отвечать у доски, обычно учитель сидит рядом с ними, контролируя решение. Поэтому ответы у доски ими воспринимаются с удовольствием.

Очень важно следить за посадкой ученика. Низко опущенная голова приводит к нарушению работы в шейном отделе позвоночника, сдавливанию кровеносных сосудов, по которым поступает кислород, необходимый для нормальной работы мозга. В результате нехватки кислорода, поступающего в мозг, у человека резко снижается трудоспособность, повышается умственная и зрительная утомляемость.

На уроке, желательно чередовать занятия, требующие большого напряжения  зрения, с  занятиями,  при  которых  зрительная  нагрузка меньше: задание на «близкое» зрение (работа с учебником, тетрадью) чередуются с заданиями «дальнего» зрения (разглядывание наглядных пособий.). Лучший отдых после напряженной зрительной работы — взгляд вдаль, так как при этом расслабляются мышцы глаз.

Итак, с учетом закономерности работоспособности учащихся надомное обучение желательно проводить  со вторника по четверг (в понедельник и пятницу работоспособность ниже), при этом:

·        следить за учеником, замечая момент, когда он отключает свое внимание;

·        проводить физкультминутки при признаках утомления;

·        чередовать типы работы;

·        предусмотреть работу ученика на индивидуальной доске;

·        обязательно включать устный счет для развития памяти и внимания, невзирая на возраст:

·        для пятиклассников это может быть отработка умножения на 4, 25, 125, законов сложения, умножение десятичных дробей на 100, 0,001 и т.п.;

·        для шестиклассников — признаки делимости чисел;

·        для 7 класса — действия со степенями;

·        для 8 класса — отработка нахождения корней приведенного квадратного уравнения по теореме, обратной теореме Виета, и т.п.

Устный счет хорошо поводить как на слух, для развития слуховой памяти, так и записывая примеры на доске, что развивает зрительную память и снимает утомление после работы в тетради.

Содержание учебного материала, темп обучения, требование к результатам обучения, как правило, для детей с ограниченными возможностями здоровья оказываются непосильными. Отсутствие у данных детей минимального запаса математических знаний, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно проявить себя в учебной деятельности, а также формирует у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных школ должна быть пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.

Также необходим тесный  контакт с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Они должны оказывать учителю всяческую поддержку и помощь, систематически интересоваться достижениями своих детей. Учитель, со своей стороны, обращает внимание родителей на проблемы детей, знакомит с нормами и правилами выполнения домашнего задания.

 Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный план, для учащегося с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника и его хорошую подготовку  к повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гладкая В.В. Социально-бытовая подгодовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М., изд. Энас.- 2010.

Жиднина М.В., Кузьмина Н.Н. Ручной труд в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., Просвещ.- 2012.

Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.- М.,Изд. Телевинф.- 2013.

Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., Изд.Владос.- 2009

Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ОВЗ в семье.- М.: Аркти, 2011.

Ж. «Воспитание школьника» №4, 2005

Ж. «Воспитание школьника» №9, 2006

Ж. «Воспитание школьника» №2, 2008

Ж. «Школа и производство» №1, 1994


 

Методические рекомендации работы с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

Методические рекомендации работы с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи

Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях: ·

Практическая направленность курса выражена в следующих положениях: ·

Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части

Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части

При первых же признаках переутомления полезно делать физкультурную паузу

При первых же признаках переутомления полезно делать физкультурную паузу

Виета, и т.п. Устный счет хорошо поводить как на слух, для развития слуховой памяти, так и записывая примеры на доске, что развивает зрительную память и…

Виета, и т.п. Устный счет хорошо поводить как на слух, для развития слуховой памяти, так и записывая примеры на доске, что развивает зрительную память и…

Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный план, для учащегося с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника и его хорошую подготовку к повседневной…

Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный план, для учащегося с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника и его хорошую подготовку к повседневной…

Гладкая В.В. Социально-бытовая подгодовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Гладкая В.В. Социально-бытовая подгодовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2022