Особенности развития самостоятельности у детей пятого года жизни, в рисовании
Оценка 4.8

Особенности развития самостоятельности у детей пятого года жизни, в рисовании

Оценка 4.8
docx
09.03.2021
Особенности развития самостоятельности у детей пятого года жизни, в рисовании
Особенности развития самостоятельности у детей пятого года жизни.docx

Особенности развития самостоятельности у детей пятого года жизни, в рисовании

 

Рисование – одно из самих интересных видов изобразительной деятельности дошкольников, основная цель которого является образное отражение действительности. Особенно дети любят самостоятельное рисование. Это дает им возможность выразить в своих рисунках впечатления, которые они получили в окружающем мире – то, что их вдохновило, понравилось или вызвало заинтересованность и интерес. Дети отражают в рисунках то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы.

Именно в условиях самостоятельной деятельности идет процесс саморазвития, становления личности.

Самостоятельная деятельность детей - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Руководство самостоятельной изобразительной деятельностью требует от воспитателя внимательного отношения и тонкого руководства.

Н.А.Ветлугина определяет, что особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогическое условия.

По её мнению, работы детей, выполненные в свободное от занятий время, могут дать воспитателю информацию, которая поможет определить уровни овладения детьми различными изобразительными навыками, что поможет спланировать индивидуальную работу, тематику художественно-продуктивных занятий, наметить задачи и методы обучения детей.

Т.С.Комарова , писала, что изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

По мнению Т.Г. Казаковой различие между самостоятельной изобразительной деятельностью и изобразительной деятельностью на занятии в том, что она возникает по инициативе ребенка. Он свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.

Г.Г.Григорьева отмечает, что инициативу ребенка легко нейтрализовать, и даже можно невольно разрушить замыслы детей и разрушить саму деятельность, поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества детей, руководство такой деятельностью должно быть косвенным.

По её мнению, самостоятельной деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня.

Таким образом, мнения ученых сводятся  к тому, что самостоятельная деятельность является одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Отличительными чертами самостоятельной изобразительной деятельности является то, что ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.

Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца».

         Для детей пятого года жизни характерны активность, самостоятельность, любознательность, наглядно - образное мышление, развитая речь.

         В этот период происходит усложнение структуры изобразительной деятельности, проявляются новые подвиды: декоративное рисование на основе восприятия детьми изделий декоративно – прикладного искусства.

         В исследованиях А.А.Люблинской, проходит мысль о том, что важнейшим условием развития самостоятельности является:

- специальная подготовка детей к занятиям через наблюдение;

- формирование конкретных средств рисования, предоставление возможности действовать самостоятельно;

- наличие ситуаций, которые создают у детей эмоциональный настрой, активизация каждого ребенка, побуждение детей к самостоятельной деятельности и к созданию выразительного образа.

Особенность приемов обучения самостоятельных действий заключается в том, чтобы направлять усилия детей на осознание цели, на поиск средств воплощения, на самостоятельную оценку своих действий.

Как отмечает А.А.Люблинская, самостоятельность не исключает подражание друг-другу или взрослому, нужно научить детей вносить в свой рисунок свое индивидуальное.

Самостоятельная деятельность направлена на развитие умения свободно и творчески применять, и совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребенок может действовать, а следовательно, способствует формированию социально активной личности.

Приобщению детей к самостоятельной деятельности в рисовании способствует косвенное руководство воспитателя. Воспитатель не оставляет без внимания работы детей, радуется вместе с ними, делает некоторые указания. Некоторые дети рисуют за столиком, за мольбертом. Чтобы они не переутомлялись, воспитатель предлагает им исполнить изначально какую-либо часть композиции. Продолжать такую работу можно в течение нескольких дней. Предлагать детям возможно разные материалы для рисования – на вкус и предпочтения детей. Но все они должны присутствовать в уголке постоянно.

Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями. Это самые разнообразные материалы (краски, бумага, пастель и др.), книги с яркими иллюстрациями. Наличие в группе столов разной конструкции, мольбертов, навесных досок разнообразит формы организации самостоятельной изобразительной деятельности. Дети начинают понимать, что рисунок может восприниматься как картина, если он на мольберте, доске.

Самостоятельное рисование в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. В зависимости от того, какие знания дети получали на занятиях, строится замысел их работ. Чем шире и глубже его знания, тем разнообразнее и интереснее их работы. Поэтому роль самостоятельной деятельности детей в процессе рисования огромна, незаменима и неоценима.

Перенос детьми опыта с одних действий на другие является высшим этапом развития самостоятельности, который проявляется только в старшем дошкольном возрасте.

Происходит перенос способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

В условиях целенаправленного обучения самостоятельность в рисовании у детей развивается во взаимосвязи с активностью, инициативой, элементами творчества в деятельности. Уровень самостоятельности детей зависит от способности воспроизводить представления, от умения комбинировать их, переносить на рисунки, от уровня овладения техническими навыками.

Таким образом, четко прослеживается связь самостоятельности с творчеством, что проявляется в некоторых общих показателях самостоятельности и творчества в рисовании: выбор содержания рисунка, умение самостоятельно пользоваться знаниями, представлениями, практическими навыками в процессе рисования; активное отношение к деятельности — процесса и результата; инициатива, выражения собственного, индивидуального в процессе рисования. Таким образом, анализ изложенных выше исследований позволяет сделать вывод о том, что самостоятельность в процессе изобразительной деятельности необходимо рассматривать как преодоление ребенком подражания, как сознательное отношение к использованию личного опыта, знаний, обобщенных способов изображения.

Анализ теоретической и методической литературы позволил выделить наиболее характерные особенности самостоятельной деятельности детей на занятиях по рисованию: доступность всех видов рисования; наличие у детей стремления к самостоятельности, проявление интереса к процессу изображения и к результату, к новым видам работы; умение ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия, без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что значение самостоятельности в рисовании огромное. Оно является одним из ведущих качеств личности, которое необходимо воспитывать у детей пятого года жизни.

Для того, чтобы дети проявляли желание к рисованию в самостоятельной деятельности, следует позаботиться о том, чтобы все материалы имели привлекательный вид, были представлены в полном объеме для стимулирования самостоятельности детей, были безопасны в пределах нормы, размещались на открытых полках, в удобных, доступных для ребенка местах группы. Необходимо проводить тематические выставки готовых работ.

Следует продумать своевременную смену и обогащение материалов, их рациональное расположение в группе. Целесообразно иметь в группе «стену творчества», где ребенок может рисовать красками, фломастерами, мелками, углем. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, стать инициаторами действий, будет способствовать развитию детской изобразительной творчества, проявлению самостоятельности.

Таким образом, знание и соблюдение педагогических условий в целях воспитания поможет педагогам избавиться от ошибок, и наиболее эффективно организовать работу.

 


 

Особенности развития самостоятельности у детей пятого года жизни, в рисовании

Особенности развития самостоятельности у детей пятого года жизни, в рисовании

По мнению Т.Г. Казаковой различие между самостоятельной изобразительной деятельностью и изобразительной деятельностью на занятии в том, что она возникает по инициативе ребенка

По мнению Т.Г. Казаковой различие между самостоятельной изобразительной деятельностью и изобразительной деятельностью на занятии в том, что она возникает по инициативе ребенка

Особенность приемов обучения самостоятельных действий заключается в том, чтобы направлять усилия детей на осознание цели, на поиск средств воплощения, на самостоятельную оценку своих действий

Особенность приемов обучения самостоятельных действий заключается в том, чтобы направлять усилия детей на осознание цели, на поиск средств воплощения, на самостоятельную оценку своих действий

Дети начинают понимать, что рисунок может восприниматься как картина, если он на мольберте, доске

Дети начинают понимать, что рисунок может восприниматься как картина, если он на мольберте, доске

Анализ теоретической и методической литературы позволил выделить наиболее характерные особенности самостоятельной деятельности детей на занятиях по рисованию: доступность всех видов рисования; наличие у детей стремления…

Анализ теоретической и методической литературы позволил выделить наиболее характерные особенности самостоятельной деятельности детей на занятиях по рисованию: доступность всех видов рисования; наличие у детей стремления…

Таким образом, знание и соблюдение педагогических условий в целях воспитания поможет педагогам избавиться от ошибок, и наиболее эффективно организовать работу

Таким образом, знание и соблюдение педагогических условий в целях воспитания поможет педагогам избавиться от ошибок, и наиболее эффективно организовать работу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2021