и т.д.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, слухе, движении, ощущении и т.д.
Актуальность
Я.А. Каменский считал, что сенсорное развитие направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития
Проблема сенсорного развития детей с РАС.
У многих детей с РАС этот процесс сенсорного развития нарушен. Они могут воспринимать ощущения либо как слишком сильные, либо как слишком слабые, испытывать сложности систематизации и осознания информации, поступающей от органов чувств, а также у них часто дефицитарна область мозга, отвечающая за побуждение к действиям. Таким детям бывает сложно интегрировать разномодальные ощущения.
Проблема сенсорного развития детей с РАС.
Проблема сенсорного развития детей с РАС.
Проблемой сенсорного развития занимались многие зарубежные и отечественные учёные. На сегодняшний день эта тема остаётся так же актуальна, так как сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Онтогенез-индивидуальное развитие организма охватывающее всю совокупность его морфологических, физиологических и биохимических изменений от зарождения до конца жизни
Общие задачи
1.Изучение и систематизация информации по проблеме сенсорного развития детей РАС и его диагностики
-проблемы сенсорного развития детей РАС;
-онтогенез сенсорного развития детей
-диагностика особенности сенсорного развития детей РАС
2.Изучение особенности сенсорного развития детей РАС
3.Формулирование выводов и разработка рекомендации
Диагностика сенсорного развития детей РАС
Все методы обследования можно разделить на следующие:
• неинструментальные (наблюдение, беседа);
• инструментальные (использование определенных диагностических методик)
• экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);
• аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических
пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).
Существует множество методов аппаратной диагностики:
• электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем
• реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока
• эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований
• магнитно-резонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека
• компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное
изображение структур мозга
• кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системы и другие методы.
Диагностика сенсорного развития детей РАС
Опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)
• Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)
• Шкала социальной зрелости (Vineland Adaptative Behaviour Scale – VABS)
• Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
• Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)
• Контрольный список оценки показателей аутизма (Autism Treatment Evaluation Checklist - ATEC)
• Опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders – DISCO)
• Шкала определения тяжести аутизма у детей [Nordin et al., 1998]
• опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC)
• Шкала наблюдения «Суммарная оценка поведения» (Behavioural Summarized Evaluation – BSE)
• Опросник по аутизму у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT).
• Опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (PDD – pervasive developmental disorder)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.