Особенности словарного запаса у детей с ОНР
В статье рассмотрены результаты диагностики словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе анализа были выделены типичные особенности словарного запаса данной категории детей. Полученные данные могут быть полезны специалистам, осуществляющим процесс обучения дошкольников с общим недоразвитием речи.
По мнению многих учёных, занимающихся изучением детей с общим недоразвитием речи, то есть детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но имеющим нарушения или недоразвитие всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики, лексики, проблема развития словарного запаса и его диагностики занимает важнейшее место в их развитии.
Формирование словарного запаса ребенка происходит постепенно, сначала ребенок овладевает словами с определенным, точным значением, позднее — словами обобщающего, синтезирующего характера.
Все дети развиваются по-разному, так и их словарь растет вместе с ними. Нормы у каждого ребенка будут индивидуальными. Дети одного возраста могут иметь разный уровень из-за многих причин, в основном, социальных, например, культурный уровень семьи, умение родителей следить за своей речью и исправлять ошибки ребенка уже с раннего возраста, так как словарь формируется в процессе общения дошкольника с ближайшим окружением.
Особенностью лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи является бедность словарного запаса, незнание и неумение использовать слова в речи, правильно выражающих смысл фразы. Образующиеся у детей характерные ошибки в виде разных замещений слов, говорят о недоразвитии системы значений и представлений о предметах и явлениях. Детям с общим недоразвитием речи трудно усваивать слова, имеющие обобщенное значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество, признак предмета. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей.
В словарном запасе дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается отсутствие большого количества общеупотребительных слов. Подобная ситуация связана с низким запасом представлений, небольшим словарем относительно разных видов деятельности, плохим разграничением похожих объектов. Дети ошибаются при названии картинок, смотря только на внешнее сходство предметов (репа-свекла), на их сходство по назначению (лейка-чайник), на ситуативную связь.
В словаре дошкольника с общим недоразвитием речи присутствуют в малых количествах обобщающие определения, практически отсутствуют синонима, недостаточно антонимов. У детей прослеживается различный характер ошибок в случае выбора антонимов. Взамен антонимов дети чаще выбирают: слова, семантически схожие используемому антониму той же части речи (день — ночь, высоко — низко); слова-стимулы с использованием частицы не (стучать — не стучать, сидеть — не сидеть); слова, близкие по ситуации исходному слову (идти — ходить); формы слова-стимула (петь — поет); слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами; синонимы.
Присутствие своеобразных погрешностей в речи ребенка связано с ограниченностью словарного запаса, недостающим осознанием значимости фразы, проблемами актуализации слова, неумением отметить характерные смысловые свойства в структуре значения слова, непониманием поставленной проблемы.
Таким образом, особенностями словарного запаса детей с общим недоразвитием речи является полное отсутствие знаний, ложное понимание и применение ряда слов, замена видовых понятий родовыми и напротив, взаимозамещение признаков. В словаре детей мало обобщающих понятий, они мало используют синонимы. Дети путаются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.