Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в патологии
Оценка 4.7

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в патологии

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа
7 кл
04.10.2022
Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в патологии
Социальная адаптация, это важный компонент жизни ребенка в социальном обществе. Особенно важна социальная адаптация для детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью, так как без нее ребенок будет теряться и не знать, как себя повести или поступить в той или иной ситуации.
Особенности социальной адаптации с патологией.docx

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в патологии

Социальная адаптация, это важный компонент жизни ребенка в социальном обществе. Особенно важна социальная адаптация для детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью, так как без нее ребенок будет теряться и не знать, как себя повести или поступить в той или иной ситуации.

Для того, чтобы лучше понять особенности социальной адаптации детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью необходимо описать понятие «умственная осталось» и описать особенности детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью.

Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т.е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. В научной литературе понятие «умственная отсталость» - это:

- нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы, полагает С.Р. Мазанова;

- малоу́мие, олигофрени́я (др.-греч. ὀλίγος «малый» + φρήν «ум») — врождённая или приобретённая в период развития задержка либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации, думает Е.Н. Приступа;

- группа состояний, характеризующихся общим недоразвитием, замедленным или неполным развитием психики. Патология проявляется нарушением интеллектуальных способностей, считает Ю.И. Попов;

- серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности по Н.Н. Серобян.

В данном исследовании мы будем придерживаться мнения А.В. Гордеевой о том, что умственная отсталость (УО) - это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции. На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Согласно МКБ-10, выделяют 4 степени тяжести умственной отсталости, которые отличаются друг от друга симптомами и их выраженностью: легкая (IQ 50-70); умеренная (IQ 35-50); тяжелая (IQ 20-35); глубокая (IQ менее 20) [].

Согласно традиционной классификации, выделяются три вида умственной отсталости: дебильность; имбецильность; идиотизм.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

В данном исследовании мы будем описывать детей с легкой умственной отсталостью. Данная форма характеризуется незначительной отсталостью развития, которая дает возможность человеку социализироваться в окружающем обществе.

Как полагает П.В. Романов дети с легкой умственной отсталостью — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.). Дети с легкой умственной отсталостью характеризуются абстрактностью мышления, низкой критичностью, трудностью приобретения навыков, отсутствием творческих возможностей. У таких детей наблюдается завышенная самооценка, слабые волевые качества. Дети с легкой умственной отсталостью имеют социальную дезадаптацию.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) сложнее ввиду отличия их от большинства. Здесь все зависит от особенностей отклонения. Социальная адаптация детей с ОВЗ (умственная отсталость) - это процессы активного приспособления детей с ОВЗ (умственная отсталость) к новым для него социальным условиям.

Главная цель социальной адаптации детей с ОВЗ (умственная отсталость) – помочь ребенку привыкнуть к окружающей его среде и научиться усваивать новую информацию.

В исследованиях Н.Н. Серобян, А.В. Солоненко показано, что на социальную адаптацию детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью влияют социально-бытовые факторы (место проживания, категория жилья, условия проживания, материальный уровень), семейные факторы (количество детей в семье, наличие неполной семьи, развод родителей, проживание с отчимом или другими родственниками, особенности отношений в семье, нарушение социального поведения членов семьи), факторы здоровья и поведения индивидуума (уровень интеллекта, состояние соматического и психического здоровья, особенности досуга и социального поведения ребенка).

Ребенок с ОВЗ (умственная отсталость) может иметь разный уровень социализации и сложности с ее прохождением. Причин тому несколько:

- дети с ОВЗ (умственная отсталость) развиваются очень быстро, причем не только в физиологическом, но и психологическом плане (однако физиология, как правило, опережает психику);

- скорость и легкость адаптации зависят от родителей или опекунов, с которыми проживает ребенок.

Сама социальная адаптация детей с ОВЗ (умственная отсталость) происходит в таком порядке:

1. Уравновешивание. Это начальный этап, который происходит после непосредственного вливания ребенка с ОВЗ (умственная отсталость) в новую среду. На этом шаге важно, чтобы ребенок с ОВЗ (умственная отсталость) изучил обстановку, окружающих, начал с ними общаться.

2. Псевдоадаптация. Внешне на этом этапе кажется, что ребенок с ОВЗ (умственная отсталость) к окружающей среде приспособился, однако у него появляется негативное отношение. Причиной тому могут быть разность интересов, убеждений. Ребенок с ОВЗ (умственная отсталость) в этот момент не понимает, что ему делать дальше и не стремится с кем-то сближаться.

3. Приноровление. На этом этапе ребенок с ОВЗ (умственная отсталость) принимает окружающую его действительность. Постепенно он начинает контактировать с другими детьми.

4. Уподобление. Психика ребенка с ОВЗ (умственная отсталость) и особенности его характера начинают перестраиваться с учетом новых правил, устанавливаемых в окружающей его среде.

То, как ребенок с ОВЗ (умственная отсталость) воспринимает окружающую действительность, определяет характер и уровень его адаптации. Принято выделять 3 ее типа:

1. Стабильный, удовлетворительный. Ребенок с ОВЗ (умственная отсталость) может обслуживать себя, выполнять возлагаемые на него функции и следовать установленным правилам.

 2. Неустойчивый, неполный. В этом случае ребенок с ОВЗ (умственная отсталость) имеет некоторые трудности в усвоении простых навыков. Существуют сложности и в формировании его психики.

3. Неудовлетворительный. Пожалуй, самый сложный случай. Ребенок не способен получить даже самые первоначальные навыки, а при нахождении в социуме он испытывает дискомфорт. Нередко результатом становятся частые болезни ребенка с ОВЗ (умственная отсталость).

Л.С. Выготский о социализации умственно отсталых школьников. Специфические особенности социализации детей, имеющих физические и психические нарушения, на концептуальном уровне представлены в известных трудах Л.С. Выготского. По мнению Л.С. Выготского, важнейшим фактором развития ребенка, как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе, является общение. Подчеркивая в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях построения взаимоотношений с окружающими у этих детей. По мысли ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, для личностного развития, нарушает «нормальное врастание ребенка в культуру». (Л.С. Выготский). В связи с этим задачу социальной компенсации дефекта Л.С. Выготский выдвигал как первоочередную для лечебной педагогики, а в нормализации общения видел в основном путь компенсации дефектов развития ребенка.

У детей с нарушением интеллекта фиксируются недостаточно полные представления о социальном окружении, присутствует нечеткость восприятия жизненных перспектив, достаточно пассивное отношение к имеющимся общественным поручениям.

Исследования В.Ф. Зашко показали, что дети школьного возраста с легкой умственной отсталостью имеют следующие характеристики социальной адаптации:

- отсутствие опыта социальных контактов с людьми;

- трудности в общении там, где это общение свободно, требуется самостоятельно строить отношения;

- несформированность потребности и способности трудиться;

- непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, и иждивенчество;

- отсутствие тесных эмоциональных отношений;

- недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется недостаточным осознанием своих чувств и потребностей, их незначительностью, сниженной социальной активностью;

- отсутствие навыков защиты себя в условиях асоциальной среды.

Как полагают Д. О. Тасаева, Н. Г. Кормушина , что для детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью характерна социальная незрелость, затрудняющая процесс межличностного взаимодействия, социальную интеграцию и адаптацию в социуме. Для таких детей в большей степени свойственно использование таких стратегий поведения, как фантазирование, смена деятельности, избегания, поиска социальной поддержки, аффективного реагирования.

Также Д. О. Тасаева, Н. Г. Кормушина указывают, что социальная адаптация детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью характеризуется недостатком доверия к новым вещам, людям, ситуациям; ослабленностью в понимании своего «Я», уходом в себя; непринятием взрослых; тревогой за принятие детьми; асоциальностью и эмоциональной незрелостью.

Исследования Т. С. Антроповой показали, что у детей школьного возраста с умственной отсталостью низкий уровень социальной адаптации к социальным условиям общества; низкий уровень социальной адаптации к социально-бытовым условиям общества; низкий уровень личного, эмоционально–непосредственного отношения к другим индивидуумам. 

Таким образом, умственная отсталость (УО) — это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации. Дети школьного возраста с умственной отсталостью характеризуются следующими особенностями: недоразвитие в эмоционально-волевой сфере — эмоциональная лабильность, агрессивность, гипобулия (снижение воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другое; недостаточность абстрактного мышления — конкретизация, неспособность к обобщению; нарушения внимания и памяти — повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память; проблемы с речью; трудности с обучаемостью; низкой критичностью, трудностью приобретения навыков; завышенная самооценка, слабые волевые качества, низким уровнем социальной адаптации. Социальная адаптация детей с ОВЗ (умственная отсталость) - это процессы активного приспособления детей с ОВЗ (умственная отсталость) к новым для него социальным условиям. Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста с легкой умственной отсталостью следующие: низкий уровень социальной адаптации к социальным условиям общества; низкий уровень социальной адаптации к социально-бытовым условиям общества; низкий уровень личного, эмоционально–непосредственного отношения к другим индивидуумам. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в патологии

Особенности социальной адаптации у детей школьного возраста в патологии

В данном исследовании мы будем придерживаться мнения

В данном исследовании мы будем придерживаться мнения

Дети с легкой умственной отсталостью характеризуются абстрактностью мышления, низкой критичностью, трудностью приобретения навыков, отсутствием творческих возможностей

Дети с легкой умственной отсталостью характеризуются абстрактностью мышления, низкой критичностью, трудностью приобретения навыков, отсутствием творческих возможностей

ОВЗ (умственная отсталость) развиваются очень быстро, причем не только в физиологическом, но и психологическом плане (однако физиология, как правило, опережает психику); - скорость и легкость…

ОВЗ (умственная отсталость) развиваются очень быстро, причем не только в физиологическом, но и психологическом плане (однако физиология, как правило, опережает психику); - скорость и легкость…

Неустойчивый, неполный. В этом случае ребенок с

Неустойчивый, неполный. В этом случае ребенок с

Как полагают Д. О. Тасаева, Н.

Как полагают Д. О. Тасаева, Н.

Таким образом, умственная отсталость (УО) — это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации

Таким образом, умственная отсталость (УО) — это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022