Особенности совершенствование предметной подготовки педагогов
В настоящее время многие отечественные педагогические вузы разрабатывают дистанционные курсы повышения квалификации педагогов. В основу многих из них заложены принципы интенсификации образовательного процесса и дидактической переподготовки учителей. Интенсификация образовательного процесса не только ведущий принцип его организации, но и гарант значительного совершенствования дидактической подготовки педагогов.
Проблема теоретического обоснования сущности интенсификации процесса обучения в педагогическом вузе, условий, необходимых для её достижения, в настоящее время ещё недостаточно разработана. Кроме того, сложилось определённое противоречие между социальным заказом общества на подготовку учителя и фактическим уровнем его готовности к выполнению профессиональной функции. Как показал научный анализ, возникшее противоречие обусловлено несоответствием:
– между возрастающими требованиями к переподготовке учителей и недостаточной дидактической, методической и психологической их подготовленностью к педагогической деятельности;
– между спецификой подготовки учителей по новым государственным образовательным стандартам и необходимостью создания профессионально-ориентированного стиля их жизни, пониманием роли и возможностями каждого преподавателя вуза в подготовке педагогических кадров;
– между объективными потребностями страны в компетентных, интеллигентных специалистах и недостаточным уровнем подготовленности учителей к практической деятельности;
– между разнообразием конкретных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе и отсутствием отработанной системы дидактической подготовки учителя, недостаточной вариативностью содержания, форм и методов обучения.
Изменение социально-экономической модели нашего общества вызывает адекватную модернизацию всех звеньев образования. Реформирование педагогического образования предусматривает ряд необходимых мер, а именно: глубокий анализ сложившейся системы подготовки учителей-бакалавров в педагогических учебных заведениях; отказ от всего того, что себя не оправдало, оказалось устаревшим, потерявшим своё значение, не отвечающим современным требованиям; творческий поиск новых, более эффективных путей, форм, методов и средств формирования профессиональных и нравственных качеств педагога.
Решение названных проблем может способствовать совершенствованию комплексной подготовки учителя-бакалавра для современных школ.
Перечислим общепедагогические условия для преподавателей-предметников:
– стремление каждого члена педагогического коллектива независимо от должности, ученого звания, стажа работы, специфики учебного предмета, который он преподает, вносить свой вклад в совершенствование подготовки учителя;
– понимание особой роли своего педагогического заведения, знание его истории, перспектив дальнейшего развития, того, где и как работают его выпускники;
– знание требований к преподавателю, его профессиограммы, включающей, прежде всего, глубокое знание предмета, психолого-педагогическую эрудицию, педагогическую технику, общую культуру, интеллигентность, высокие нравственные качества личности, умение сочетать высокий профессионализм с активной деятельностью в различных сферах общественной и духовной жизни;
– понимание своей роли в подготовке высококвалифицированных преподавателей и ответственности за её выполнение;
– понимание необходимости постоянной целенаправленной работы над расширением знаний по своему учебному предмету, современных достижений в области соответствующих наук, совершенствования педагогического мастерства;
– знание возможностей своего учебного предмета в развитии у учителей интереса к педагогической профессии, в обогащении их духовного мира, воспитании высоких нравственных качеств личности, формировании профессиональных знаний, умений и навыков;
– умение устанавливать связь между учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной деятельностью;
– умение проектировать желаемые результаты, чётко планировать разные направления деятельности: учебной; внеаудиторной; научно-исследовательской, поисковой; общественно-полезной;
– знание принципов научной организации педагогического труда, умение опираться на них в процессе работы;
– знание наиболее эффективных путей, форм и методов организации учебного процесса, умение их творчески использовать;
– умение постоянно анализировать результаты своей работы, объективно оценивать их, отказываться от устаревшего, утратившего свое значение, которое стало шаблонным, трафаретным и уже не отвечающим ни требованиям времени, ни особенностям региона, ни интересам, потребностям педагогов;
– знание компьютерной техники и умение её использовать в преподавании.
Дидактические условия для преподавателей дисциплин педагогического цикла:
– понимание особого места дидактической подготовки педагогов в общей системе формирования их профессиональных знаний, умений и навыков, убежденность в необходимости ее интенсификации;
– понимание сущности интенсификации, способов ее достижения;
– умение не ограничиваться организацией учебного процесса на уроке, оптимально использовать разнообразные формы и методы внеаудиторной работы с учащимися;
– понимание и широкое использование возможностей межпредметных связей, материала учебных программ по разным предметам и форм организации преподавания;
– умение вызывать у учащихся особый интерес к самостоятельной работе по накоплению своих знаний, приобретению практических умений и навыков, оказывать им постоянную методическую помощь;
– умение вызывать у обучающихся интерес к поисковой, творческой научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе;
– умение создавать на занятиях доброжелательную морально-психологическую атмосферу, обеспечивающую работоспособное настроение, мобилизующее учащихся на активное восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;
– умение диагностировать состояние преподавания молодых учителей, выпускников педагогических вузов, выявлять их затруднения, оказывать необходимую научно-методическую помощь.
Рассмотрев вопросы о научных основах совершенствования подготовки учителей, приходим к выводу о том, что требование активного усвоения знаний учащимися получило развитие, приобрело характер закона развития активности и самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности.
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1995. – 208 с.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций / Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 208 с.
3. Братанич О.Г. Педагогические условия дифференцированного обучения учеников общеобразовательной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Г. Братанич. – Кривой Рог, 2001. – 19 с.
4. Корнетов Г.Б. Педагогика: Учебное пособие / Г.Б. Корнетов. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 184 с.
5. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В 2-х ч / В.А. Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. Ч.1. – 288 с.; Ч.2. – 256 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.