Постановка проблемы
обусловлена тем, что роль фразеологизмов в современном общении снижается, искажается. Многие люди не знают, как правильно произносить и понимать фразеологизмы,
когда и зачем их нужно употреблять.
Задачи:
1. Формировать речевые умения, обогащать свою речь.
2. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, самостоятельно добывать знания.
3. Прививать любовь к русскому слову, развивать устную и письменную речь учащихся.
Цель моей работы - узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую работу.
Выявление источников информации.
Еще Иван Сергеевич Тургенев говорил о том, что надо беречь чистоту русского языка. Ведь фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Фразеологизмы украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли
Словари, энциклопедии, интернет- ресурсы
Оценочные функции фразеологизмов
Фразеологизмы с отрицательной оценкой действительности: действовать
на нервы, как без рук,
кот наплакал, выходить из себя.
Фразеологизмы с положительной оценкой действительности: всё в порядке,
золотые руки, на вес золота,
не давать себя в обиду.
Глава 2. Практическая часть.
Речевое поведение современного человека в сфере использования фразеологических единиц.
бить баклуши (правильных ответов 19)
задирать нос (правильных ответов 7)
кожа да кости (правильных ответов 9)
вставлять палки в колеса (правильных ответов 11)
ловлю на слове (правильных ответов 6)
на свежую голову (правильных ответов 7)
на своих двоих (правильных ответов 8)
перемывать косточки (правильных ответов 3)
тютелька в тютельку (правильных ответов 5)
как бедный родственник (правильных ответов 4)
Результаты опроса
Опрошено 23 человека. Правильно ответили: 9 человек. Из них: учителя – 2 человека, учащиеся 8 класса- 3 человека, 7 класса- 1 человек, 6 класса- 1 человек, жители села- 2.
Не на все вопросы ответили правильно: 14 человек. Из них: учащиеся 8 класса – 3 человека, учащиеся 6 класса – 1 человек, учащиеся 7 класса- 1 человек, жители села – 9 человек.
Выводы
Результаты социологического опроса и анкетирования показали:
большинство знают, что такое фразеологизмы;
знакомы со словарём фразеологизмов;
примеры фразеологизмов привести могут
Но основная масса опрошенных сделали для себя вывод, что объяснить значения многих фразеологизмов не могут и в речи они их употребляют редко.
В современном употреблении фразеологических оборотов всё чаще встречается отступление от нормы, неправильность, намеренно допускаемая говорящими с определенной целью.
Материал моей работы может использоваться на уроках русского языка и внеурочных занятиях. Вторым этапом моей работы будет исследование употребления фразеологизмов в речи современной молодежи.
Выводы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.