«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».
Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
химия
Взрослым
01.03.2018
Актуальность проблемы экономической социализации обучающихся ПУ продиктована общественно- экономическими изменениями, которые требуют освоения иного социально-экономического опыта.
В настоящее время ведется работа по изучению экономической социализации подростков, но недостаточно научной информации о зако¬номерностях экономической социализации подростков, о влиянии карманных денег и оплачиваемой трудовой деятельности на процессы социализа¬ции подростков
статья.doc
«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных
училищ в зависимости от ценностных ориентаций».
Актуальность проблемы экономической социализации обучающихся ПУ
продиктована общественно экономическими изменениями, которые требуют освоения иного
социальноэкономического опыта.
В настоящее время ведется работа по изучению экономической социализации
подростков, но недостаточно научной информации о закономерностях экономической
социализации подростков, о влиянии карманных
денег и оплачиваемой трудовой
деятельности на процессы социализации подростков.
Важность изучения экономической социализации в детстве можно сформулировать
словами английского психолога А. Фёнэма писавшего, что «изучение понимания детьми
экономических понятий и законов могло бы дать более реалистическую информацию о
процессах их мышления, чем исследование понимания ими физических законов, которые
имеют весьма отдаленное отношение к большинству детей».
Рыночные отношения вносят серьезные изменения в системе жизненных ценностей
подростков, переосмысливается значимость денег в жизни (именно подростковый возраст
является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентации,
оказывающей влияние на становление характера и личности в целом).
В своем исследовании я предприняла попытку проследить влияние ценностных
ориентаций на экономическую социализацию подростков.
Объектом моего исследования стала экономическая социализация обучающихся
Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций.
В экономической психологии «экономическая социализация» определяется как
процесс становления экономического сознания, освоения экономических ролей, норм,
навыков и ценностей экономического поведения.
Для проведения исследования мной были использованы следующие методы:
1. Анкета «Психологические особенности отношения к собственности»;
2. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича;
3. Исследования самооценки по методу Дембо – Рубинштейн в модификации
А.М.Прихожан.
Базой исследования стало Профессиональное училище №6 г. Зимы. В исследовании
приняли участие 33 обучающихся 1 – 2 курсов. Выбор испытуемых был сделан не случайно. В
ПУ, как правило, идут подростки из так называемой группы риска: неполные и
неблагополучные семьи, потенциальные двоишники и прогульщики «выброшенные» из школ,
сироты и оставшиеся без попечения родителей. Вопрос экономической социализации таких
подростков стоит очень остро, так как основные институты социализации у них не
задействованы.
При помощи анкеты я изучала особенности
экономическую социализацию
подростков, обучающихся Профессионального училища. Анкетирование показало, что
подростки имеют довольно слабые знания по экономическим вопросам.
Подростки плохо понимают экономические роли (см. рис.1.).
1 Рис.1. Понимание зкономических ролей.
Из диаграммы видно, что подростки неплохо разбираются в таком экономическом
понятии как «собственник» (84,8%), понятие «производитель» (81,8%) понимают правильно,
но себя с «Производителем» никак не соотносят хотя на вопрос «В каких видах
производительного труда Вы принимали участие?» 48,5% отвечают, что работают на
приусадебном участке, 45,5% занимаются сбором ягод и грибов, 30,3% охота и рыбалка, и
они не отождествляют это понятие с производством услуг, хотя сами (48,5%) оказывали
другим людям какие – либо услуги за деньги (уборка квартиры, парикмахерские услуги,
сварочные работы, набор текстов на компьютере и т.п).
Такую экономическую роль как «потребитель» правильно оцениваю примерно
половина подростков (54,5%), вторая половина подростков понятие «потребитель»
оценивают односторонне, не учитывая потребление услуг.
Для изучения взаимодействия
особенности экономической социализации от
ценностных ориентаций я разделила обучающихся на две группы:
1. Группа обучающихся обладающих знаниями экономических ролей и имеющих
опыт экономического поведения – экономически социализированные;
2. Группа обучающихся не обладающих знаниями экономических ролей и не
имеющих опыт экономического поведения – экономически не социализированные;
Анализ ценностных ориентаций показал, несмотря на реалии рыночной экономики, у
подростков основными являются ценности совсем мало связанные с экономической стороной
жизни. Обратим внимание на диаграмму (см.рис.2.).
Рис. 2. Терминальные ценности.
Обучащиеся ПУ отдают предпочтение таким ценностям как здоровье (66,7%), любовь
(духовная и физическая близость с любимым человеком) (33,3%) и счастье семейной жизни
(30,3%). Такие цнности как познание (возможность расширения своего образования,
кругозора, общей культуры, интелектуального развития), творчество (возможность
творческой деятельность), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних
противоречий, сомнений) среди учащихся ПУ вообще не ценятся (0%).
2 Из инструментальных ценностей подростки ценят впервую очередь воспитанность
(хорошие манеры) (66,7%), аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядкет
вещи (51,5%), порядок в делах и жизнерадостность (чувство юмора) (36,4%) и совсем не
ценят высокие запросы (высокие требования к жизни ивысокие притязания), широту взглядов
(умение понять чужую точку зрения, увожать иные вкусы, обычаи, привычки) и
эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе) (0%) (см.рис.3).
Рис.3. Инструментальные ценности.
Соотнося результаты полученных исследований, мы увидели, что для обучающихся
первой группы (понимающие экономические роли) приоритетными являются такие ценности
как активная деятельная жизнь (15,2%), интересная работа (12,1%),
материальна
обеспеченная жизнь (22,2%). Вторая группа обучающихся на первые места ставят такие
ценности как здоровье (66,7%), любовь (33,3%), счастье семейной жизни (30,3%). Но и первая,
и вторая группы учащихся считают, что добиться успеха они могут через такие
инструментальные ценности как воспитанность (66,7%), аккуратность, умение содержать в
порядке свои вещи, порядок в делах (51,5%), жизнерадостность (36,4%).
Из этого сравнения мы можем сделать вывод, что для учащихся первой группы,
экономически социализированных важными являются ценности связанные с экономическими
вопросами. У второй же группы, экономически не социализированных, важными являются
ценности личной жизни.
Анализируя взаимосвязь знания экономически ролей и самооценки, было выявлено,
что учащиеся первой группы оценивают себя адекватно практически по всем
характеристикам личности, особенно по таким характеристикам
как умственные
способности, авторитет у сверстников, внешний вид. И всетаки некоторые обучающиеся
даже из первой группы по характеристики «я как экономический человек» занижают свою
оценку, но это можно отнести к критичности подросткового возраста. Обучающиеся,
попавшие во вторую группу, т.е. имеющие низкую экономическую социализацию, как правило,
оценивают себя либо неадекватно высоко, либо неадекватно низко (рис.4.).
3 Рис. 4. Самооценка.
В заключении следует сказать, исследования показали, что обучающиеся, для которых
приоритетными являются экономические ценности,
являются экономически
социализированными и имеют адекватную самооценку. Обучающиеся, для которых
приоритетными являются семейные ценность – экономически не социализированы
(см.рис.5).
группа
Экономически
социализир.
Экономически не
социализир.
ценности
терминальные
активная
деятельная жизнь
(15,2%),
интересная работа
(12,1%),
материальна
обеспеченная
жизнь (22,2%).
здоровье (66,7%),
любовь (33,3%),
счастье семейной
жизни (30,3%)
инструментальные
Ответственность (22,2%),
смелость в своих взглядах
(15,2%),
образованность
(12,1%)
самооценка
адекватная
Ум и способн.
Авторитет у
сверстников,
уверенность в
себе
н/адекватная
Я как эконо
мический
человек
Воспитанность (66,7%),
аккуратность (51,5%),
жизнерадостность
(36,4%)
у
Ум и способн.
Авторитет
сверстников,
уверенность в
я как
себе,
эконо
мический
человек
Рис. 5. Сводная таблица результатов исследования.
Данные исследования показали, что для обучающихся ПУ необходимо вводить
факультативные занятия с целью повышения экономических знаний.
4
«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».
«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».
«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».
«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.