«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».
Оценка 4.9

«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».

Оценка 4.9
Занимательные материалы
doc
химия
Взрослым
01.03.2018
«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».
Актуальность проблемы экономической социализации обучающихся ПУ продиктована общественно- экономическими изменениями, которые требуют освоения иного социально-экономического опыта. В настоящее время ведется работа по изучению экономической социализации подростков, но недостаточно научной информации о зако¬номерностях экономической социализации подростков, о влиянии карманных денег и оплачиваемой трудовой деятельности на процессы социализа¬ции подростков
статья.doc
«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».                                                          Актуальность   проблемы   экономической   социализации   обучающихся   ПУ продиктована общественно­ экономическими изменениями, которые требуют освоения иного социально­экономического опыта.   В   настоящее   время   ведется   работа   по   изучению   экономической   социализации подростков,   но   недостаточно   научной   информации   о   закономерностях   экономической социализации   подростков,   о   влиянии   карманных    денег   и   оплачиваемой   трудовой деятельности на процессы социализации подростков. Важность изучения экономической социализации в детстве можно сформулировать словами   английского   психолога   А.   Фёнэма   писавшего,   что   «изучение   понимания   детьми экономических   понятий   и   законов   могло   бы   дать   более   реалистическую   информацию   о процессах   их   мышления,   чем   исследование   понимания   ими   физических   законов,   которые имеют весьма отдаленное отношение к большинству детей». Рыночные отношения вносят серьезные изменения в системе жизненных ценностей подростков,   переосмысливается   значимость   денег   в   жизни   (именно   подростковый   возраст является   периодом   интенсивного  формирования   системы   ценностных   ориентации, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом).  В   своем   исследовании   я   предприняла   попытку   проследить   влияние   ценностных ориентаций на экономическую социализацию подростков. Объектом   моего  исследования  стала   экономическая   социализация   обучающихся Профессиональных училищ в    зависимости от ценностных ориентаций. В   экономической   психологии   «экономическая   социализация»   определяется   как процесс   становления   экономического   сознания,   освоения   экономических   ролей,   норм, навыков и ценностей экономического поведения.  Для проведения исследования мной были использованы следующие методы: 1. Анкета «Психологические особенности отношения к собственности»; 2. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича; 3.   Исследования   самооценки     по   методу   Дембо   –   Рубинштейн   в   модификации А.М.Прихожан. Базой  исследования стало Профессиональное училище №6 г. Зимы. В исследовании приняли участие 33 обучающихся 1 – 2 курсов. Выбор испытуемых был сделан не случайно. В ПУ,   как   правило,   идут   подростки   из   так   называемой   группы   риска:   неполные   и неблагополучные семьи, потенциальные двоишники  и прогульщики «выброшенные» из школ, сироты и оставшиеся без попечения родителей. Вопрос экономической социализации таких подростков   стоит   очень   остро,   так   как   основные   институты   социализации   у   них   не задействованы. При   помощи   анкеты   я   изучала   особенности     экономическую   социализацию подростков,   обучающихся   Профессионального   училища.   Анкетирование   показало,   что подростки имеют довольно слабые знания по экономическим вопросам. Подростки плохо понимают экономические роли (см. рис.1.).  1 Рис.1. Понимание зкономических ролей. Из диаграммы видно, что подростки неплохо разбираются в таком экономическом понятии как «собственник» (84,8%), понятие «производитель» (81,8%) понимают правильно, но   себя   с   «Производителем»   никак   не   соотносят   хотя   на   вопрос   «В   каких   видах производительного   труда   Вы   принимали   участие?»   48,5%   отвечают,   что   работают   на приусадебном участке, 45,5% занимаются сбором ягод и грибов, 30,3% ­ охота и рыбалка, и они не отождествляют это понятие с производством услуг, хотя сами (48,5%)    оказывали другим  людям  какие   – либо   услуги  за  деньги  (уборка квартиры,   парикмахерские   услуги, сварочные работы, набор текстов на компьютере и т.п).   Такую   экономическую   роль   как   «потребитель»   правильно   оцениваю   примерно половина   подростков   (54,5%),   вторая   половина   подростков   понятие   «потребитель» оценивают односторонне, не учитывая  потребление услуг.  Для   изучения   взаимодействия     особенности   экономической   социализации   от ценностных ориентаций я разделила обучающихся на две группы: 1. Группа   обучающихся   обладающих   знаниями   экономических   ролей   и   имеющих опыт экономического поведения – экономически социализированные; 2. Группа   обучающихся   не   обладающих   знаниями   экономических   ролей   и   не имеющих опыт экономического поведения – экономически не социализированные; Анализ ценностных ориентаций показал, несмотря на реалии рыночной экономики, у подростков основными являются ценности совсем мало связанные с экономической стороной жизни. Обратим внимание на диаграмму (см.рис.2.). Рис. 2. Терминальные ценности. Обучащиеся ПУ отдают предпочтение таким ценностям как здоровье (66,7%), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (33,3%) и счастье семейной жизни (30,3%).   Такие   цнности   как   познание   (возможность   расширения   своего   образования, кругозора,   общей   культуры,   интелектуального   развития),   творчество   (возможность творческой деятельность), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) среди учащихся ПУ вообще не ценятся (0%). 2 Из   инструментальных   ценностей   подростки   ценят   впервую   очередь   воспитанность (хорошие   манеры)   (66,7%),   аккуратность   (чистоплотность),   умение   содержать   в   порядкет вещи (51,5%), порядок в делах и жизнерадостность (чувство юмора) (36,4%) и совсем не ценят высокие запросы (высокие требования к жизни ивысокие притязания), широту взглядов (умение   понять   чужую   точку   зрения,   увожать   иные   вкусы,   обычаи,   привычки)   и эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе) (0%) (см.рис.3). Рис.3. Инструментальные ценности. Соотнося результаты полученных исследований, мы увидели, что для обучающихся первой группы   (понимающие экономические роли) приоритетными являются такие ценности как   активная   деятельная   жизнь   (15,2%),   интересная   работа   (12,1%),     материальна обеспеченная   жизнь   (22,2%).   Вторая   группа   обучающихся   на   первые   места   ставят   такие ценности как здоровье (66,7%), любовь (33,3%), счастье семейной жизни (30,3%). Но и первая, и   вторая   группы   учащихся   считают,   что   добиться   успеха   они   могут   через   такие инструментальные ценности как воспитанность (66,7%), аккуратность, умение содержать в порядке свои  вещи, порядок в делах (51,5%), жизнерадостность (36,4%).  Из   этого   сравнения   мы   можем   сделать   вывод,   что   для   учащихся   первой   группы, экономически социализированных важными являются ценности связанные с экономическими вопросами. У второй же группы, экономически не социализированных,   важными являются ценности личной жизни. Анализируя взаимосвязь знания экономически ролей и самооценки, было выявлено, что   учащиеся   первой   группы   оценивают   себя   адекватно   практически   по   всем характеристикам   личности,  особенно   по   таким   характеристикам     как   умственные способности,   авторитет   у   сверстников,   внешний   вид.   И   все­таки   некоторые   обучающиеся даже из первой группы по   характеристики «я как экономический человек» занижают свою оценку,   но   это   можно   отнести   к   критичности   подросткового   возраста.   Обучающиеся, попавшие во вторую группу, т.е. имеющие низкую экономическую социализацию, как правило, оценивают себя либо неадекватно высоко, либо неадекватно низко (рис.4.). 3 Рис. 4. Самооценка. В заключении следует сказать, исследования показали, что обучающиеся, для которых приоритетными   являются   экономические   ценности,   являются   экономически социализированными   и   имеют   адекватную   самооценку.   Обучающиеся,   для   которых приоритетными   являются   семейные   ценность   –   экономически   не   социализированы (см.рис.5). группа Экономически социализир. Экономически не социализир. ценности терминальные активная деятельная   жизнь (15,2%), интересная работа (12,1%), материальна обеспеченная жизнь (22,2%). здоровье   (66,7%), любовь   (33,3%), счастье   семейной жизни (30,3%) инструментальные Ответственность   (22,2%), смелость в своих взглядах (15,2%),   образованность (12,1%) самооценка адекватная Ум и способн. Авторитет   у сверстников, уверенность   в себе н/адекватная Я   как   эконо­ мический человек Воспитанность   (66,7%), аккуратность   (51,5%), жизнерадостность (36,4%)   у Ум и способн. Авторитет сверстников, уверенность   в  я   как себе, эконо­ мический человек Рис. 5. Сводная таблица результатов исследования. Данные исследования показали, что для обучающихся ПУ необходимо вводить  факультативные занятия с целью повышения экономических знаний. 4

«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».

«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».

«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».

«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».

«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».

«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».

«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».

«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018