«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность проблемы экономической социализации обучающихся ПУ продиктована общественно- экономическими изменениями, которые требуют освоения иного социально-экономического опыта. В настоящее время ведется работа по изучению экономической социализации подростков, но недостаточно научной информации о зако¬номерностях экономической социализации подростков, о влиянии карманных денег и оплачиваемой трудовой деятельности на процессы социализа¬ции подростков
Иконка файла материала статья.doc
«Особенности экономической социализации учащихся Профессиональных училищ в зависимости от ценностных ориентаций».                                                          Актуальность   проблемы   экономической   социализации   обучающихся   ПУ продиктована общественно­ экономическими изменениями, которые требуют освоения иного социально­экономического опыта.   В   настоящее   время   ведется   работа   по   изучению   экономической   социализации подростков,   но   недостаточно   научной   информации   о   закономерностях   экономической социализации   подростков,   о   влиянии   карманных    денег   и   оплачиваемой   трудовой деятельности на процессы социализации подростков. Важность изучения экономической социализации в детстве можно сформулировать словами   английского   психолога   А.   Фёнэма   писавшего,   что   «изучение   понимания   детьми экономических   понятий   и   законов   могло   бы   дать   более   реалистическую   информацию   о процессах   их   мышления,   чем   исследование   понимания   ими   физических   законов,   которые имеют весьма отдаленное отношение к большинству детей». Рыночные отношения вносят серьезные изменения в системе жизненных ценностей подростков,   переосмысливается   значимость   денег   в   жизни   (именно   подростковый   возраст является   периодом   интенсивного  формирования   системы   ценностных   ориентации, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом).  В   своем   исследовании   я   предприняла   попытку   проследить   влияние   ценностных ориентаций на экономическую социализацию подростков. Объектом   моего  исследования  стала   экономическая   социализация   обучающихся Профессиональных училищ в    зависимости от ценностных ориентаций. В   экономической   психологии   «экономическая   социализация»   определяется   как процесс   становления   экономического   сознания,   освоения   экономических   ролей,   норм, навыков и ценностей экономического поведения.  Для проведения исследования мной были использованы следующие методы: 1. Анкета «Психологические особенности отношения к собственности»; 2. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича; 3.   Исследования   самооценки     по   методу   Дембо   –   Рубинштейн   в   модификации А.М.Прихожан. Базой  исследования стало Профессиональное училище №6 г. Зимы. В исследовании приняли участие 33 обучающихся 1 – 2 курсов. Выбор испытуемых был сделан не случайно. В ПУ,   как   правило,   идут   подростки   из   так   называемой   группы   риска:   неполные   и неблагополучные семьи, потенциальные двоишники  и прогульщики «выброшенные» из школ, сироты и оставшиеся без попечения родителей. Вопрос экономической социализации таких подростков   стоит   очень   остро,   так   как   основные   институты   социализации   у   них   не задействованы. При   помощи   анкеты   я   изучала   особенности     экономическую   социализацию подростков,   обучающихся   Профессионального   училища.   Анкетирование   показало,   что подростки имеют довольно слабые знания по экономическим вопросам. Подростки плохо понимают экономические роли (см. рис.1.).  1Рис.1. Понимание зкономических ролей. Из диаграммы видно, что подростки неплохо разбираются в таком экономическом понятии как «собственник» (84,8%), понятие «производитель» (81,8%) понимают правильно, но   себя   с   «Производителем»   никак   не   соотносят   хотя   на   вопрос   «В   каких   видах производительного   труда   Вы   принимали   участие?»   48,5%   отвечают,   что   работают   на приусадебном участке, 45,5% занимаются сбором ягод и грибов, 30,3% ­ охота и рыбалка, и они не отождествляют это понятие с производством услуг, хотя сами (48,5%)    оказывали другим  людям  какие   – либо   услуги  за  деньги  (уборка квартиры,   парикмахерские   услуги, сварочные работы, набор текстов на компьютере и т.п).   Такую   экономическую   роль   как   «потребитель»   правильно   оцениваю   примерно половина   подростков   (54,5%),   вторая   половина   подростков   понятие   «потребитель» оценивают односторонне, не учитывая  потребление услуг.  Для   изучения   взаимодействия     особенности   экономической   социализации   от ценностных ориентаций я разделила обучающихся на две группы: 1. Группа   обучающихся   обладающих   знаниями   экономических   ролей   и   имеющих опыт экономического поведения – экономически социализированные; 2. Группа   обучающихся   не   обладающих   знаниями   экономических   ролей   и   не имеющих опыт экономического поведения – экономически не социализированные; Анализ ценностных ориентаций показал, несмотря на реалии рыночной экономики, у подростков основными являются ценности совсем мало связанные с экономической стороной жизни. Обратим внимание на диаграмму (см.рис.2.). Рис. 2. Терминальные ценности. Обучащиеся ПУ отдают предпочтение таким ценностям как здоровье (66,7%), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) (33,3%) и счастье семейной жизни (30,3%).   Такие   цнности   как   познание   (возможность   расширения   своего   образования, кругозора,   общей   культуры,   интелектуального   развития),   творчество   (возможность творческой деятельность), уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) среди учащихся ПУ вообще не ценятся (0%). 2Из   инструментальных   ценностей   подростки   ценят   впервую   очередь   воспитанность (хорошие   манеры)   (66,7%),   аккуратность   (чистоплотность),   умение   содержать   в   порядкет вещи (51,5%), порядок в делах и жизнерадостность (чувство юмора) (36,4%) и совсем не ценят высокие запросы (высокие требования к жизни ивысокие притязания), широту взглядов (умение   понять   чужую   точку   зрения,   увожать   иные   вкусы,   обычаи,   привычки)   и эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе) (0%) (см.рис.3). Рис.3. Инструментальные ценности. Соотнося результаты полученных исследований, мы увидели, что для обучающихся первой группы   (понимающие экономические роли) приоритетными являются такие ценности как   активная   деятельная   жизнь   (15,2%),   интересная   работа   (12,1%),     материальна обеспеченная   жизнь   (22,2%).   Вторая   группа   обучающихся   на   первые   места   ставят   такие ценности как здоровье (66,7%), любовь (33,3%), счастье семейной жизни (30,3%). Но и первая, и   вторая   группы   учащихся   считают,   что   добиться   успеха   они   могут   через   такие инструментальные ценности как воспитанность (66,7%), аккуратность, умение содержать в порядке свои  вещи, порядок в делах (51,5%), жизнерадостность (36,4%).  Из   этого   сравнения   мы   можем   сделать   вывод,   что   для   учащихся   первой   группы, экономически социализированных важными являются ценности связанные с экономическими вопросами. У второй же группы, экономически не социализированных,   важными являются ценности личной жизни. Анализируя взаимосвязь знания экономически ролей и самооценки, было выявлено, что   учащиеся   первой   группы   оценивают   себя   адекватно   практически   по   всем характеристикам   личности,  особенно   по   таким   характеристикам     как   умственные способности,   авторитет   у   сверстников,   внешний   вид.   И   все­таки   некоторые   обучающиеся даже из первой группы по   характеристики «я как экономический человек» занижают свою оценку,   но   это   можно   отнести   к   критичности   подросткового   возраста.   Обучающиеся, попавшие во вторую группу, т.е. имеющие низкую экономическую социализацию, как правило, оценивают себя либо неадекватно высоко, либо неадекватно низко (рис.4.). 3Рис. 4. Самооценка. В заключении следует сказать, исследования показали, что обучающиеся, для которых приоритетными   являются   экономические   ценности,   являются   экономически социализированными   и   имеют   адекватную   самооценку.   Обучающиеся,   для   которых приоритетными   являются   семейные   ценность   –   экономически   не   социализированы (см.рис.5). группа Экономически социализир. Экономически не социализир. ценности терминальные активная деятельная   жизнь (15,2%), интересная работа (12,1%), материальна обеспеченная жизнь (22,2%). здоровье   (66,7%), любовь   (33,3%), счастье   семейной жизни (30,3%) инструментальные Ответственность   (22,2%), смелость в своих взглядах (15,2%),   образованность (12,1%) самооценка адекватная Ум и способн. Авторитет   у сверстников, уверенность   в себе н/адекватная Я   как   эконо­ мический человек Воспитанность   (66,7%), аккуратность   (51,5%), жизнерадостность (36,4%)   у Ум и способн. Авторитет сверстников, уверенность   в  я   как себе, эконо­ мический человек Рис. 5. Сводная таблица результатов исследования. Данные исследования показали, что для обучающихся ПУ необходимо вводить  факультативные занятия с целью повышения экономических знаний. 4