Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано
Оценка 4.9

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
искусство +1
Взрослым
14.10.2019
Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано
В данной методической разработке описывается каким на уроке должен быть учитель-музыкант, какие требования он предъявляет к обучающимся. Любой школьник в разной степени имеет одаренность. Задача педагога создать условия для реализации и развития музыкальных способностей, поддерживать интерес и мотивацию на уроках.
Чибисова О.Г. Публикация 2019 год.docx
Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано                                                           Чибисова Ольга Григорьевна,  учитель музыки по классу фортепиано,  первая квалификационная категория "Музыкальное воспитание ­ это не воспитание    музыканта, а прежде всего  воспитание человека"                                                                                                         В.А.Сухомлинский          Я хотела бы поговорить о том, каким на уроке должен быть учитель­ музыкант. Каждый из Вас может сказать, что он знает, что и как нужно делать. Главное, чтобы ученики выполняли все его требования, соблюдали все его указания, занимались ежедневно и так далее. Но всё­таки, мне показалось очень полезным в очередной раз напомнить себе: что же должны сделать мы, учителя, для того, чтобы нашим ученикам было на уроках комфортно и интересно; чтобы вместе с нами они с радостью   и   удовольствием   достигали   высоких   результатов   в   обучении   игре   на фортепиано; чтобы после окончания школы инструмент звучал в их доме потому, что  это интересно. Работа   учителя   музыкальной   школы   очень   сложна:   мы   имеем   дело   с учениками   самой   различной   степени   одарённости.   Я   отношусь   к   той   категории учителей, считающих, что все дети одарены в большей или меньшей степени. Наша задача   научить   их   понимать   музыку,   воспринимать   её   специфический   язык   и общаться со слушателями при помощи этого необычного, но в то же время богатого чувствами   и   настроениями   языка.   Нам   приходится   развивать   сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жёсткую норму времени занятий. Учитель должен   обладать   не   только   глубокими   знаниями,   но   и   очень   высокой   техникой педагогической работы: уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его   индивидуальные   особенности,   находить   правильное   решение   того   или   иного вопроса в самых различных ситуациях; наконец – что исключительно важно, – он должен уметь предельно целесообразно использовать время урока так, чтобы успеть и проверить итоги домашней работы ученика, и дать ему чёткие, запоминающиеся указания, и успеть оказать необходимую помощь на самом уроке.  С   целью   выявления   и   поддержки   одарённых   детей   проводятся   конкурсы, осуществляется   концертная   деятельность.   Работа   с   одарёнными   детьми подчёркивает важность как можно более раннего распознания способностей ребёнка с последующим их развитием. Необходимо постоянно помнить слова знаменитого музыковеда Б.М. Теплова: «Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться». Поэтому целенаправленное и систематическое развитие   музыкальных   способностей   одарённого   ребёнка   –   вот   основная   задача учителя. Окружающая среда должна быть такой, чтобы  ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализовываться, расширять зону его ближайшего развития   и   формировать   мотивационную   сферы.   Для   достижения   эффективных результатов   в   своей   работе   я   постоянно   использую   современные   технологии, которые   поддерживают   интерес   и   укрепляют   мотивацию   на  обучение,  вызывают положительные   эмоции   и   раскрывают   индивидуальность   ребёнка.   Работа   с одарёнными учащимися преимущественно должна строиться на их самостоятельной познавательной   творческой   деятельности.   И   здесь   очень   важно   не   только,   что делает ребёнок, но и зачем он это делает. Работа над музыкальным произведением строится по следующему плану: Во­первых, ребёнок самостоятельно разбирает весь нотный текст ­ сначала без инструмента,   используя   внутренний   слух   и   словесно­логический   вид   памяти,   а затем за инструментом. ВИДЕТЬ ­ СЛЫШАТЬ ­ ПОНИМАТЬ ­ ИГРАТЬ ­ эта схема является   основой   успешного   разбора.   Такой   метод   позволяет   лучше   понять содержание музыкального произведения, а в дальнейшем способствует лучшему его запоминанию.   Чтобы   научить   своих   учеников   грамотно   разбирать   текст,   я придумала для них правила, которые они должны заучить на память: пять пальцев ­ пять правил. ­ Пальцы (сначала смотрим палец, потом ноту) ­ Ноты (обращать внимание на ноту) ­Счёт (сколько нотка длится) ­ Лиги (как нота соединяется с соседней легато или нон легато) ­ Паузы (есть звуки, а есть тишина, её тоже надо слушать)   Во­вторых,   очень   большое   внимание   уделяется   ритмическому   рисунку исполняемой пьесы. Несмотря на то, что учащийся занимается  под руководством педагога, тем не менее, это требует от ребёнка тонкого восприятия музыкального содержания   произведения.  О   чём   же   надо   думать   играющему     при   технической работе на фортепиано? 1   Ясно   намеченная,   ясно   поставленная,   ясно   сознаваемая   цель   ­   первое условие успеха. 2   Сосредоточенность   ­   второе   условие   успеха,   так   как   внимание   и концентрация   мысли   ­   психологический   фундамент   успешной   работы   на фортепиано. 3 Желание ­ третье условие успеха в работе. Наличие   этих   предпосылок   ещё   не   гарантирует   приобретение пианистического   мастерства,   но   врата   к   нему   открываются   лишь   тому,   кто работает, соблюдая эти условия. Мой   педагогический   опыт   показывает,   что   вера   в   возможности   своего ученика, профессионализм учителя и поддержка родителей, (что тоже очень важно для развития музыкально одарённых детей), способны достичь высоких результатов. Рассмотрим некоторые особенности работы педагога Учитывая   тот   факт,   что   учитель   имеет   дело   с   предельно   сложным   и изменчивым материалом – человеческой психикой, он должен всегда владеть собой. Плохое настроение, заботы ­ всё это следует оставлять за порогом класса. Учитель должен   не  только  предельно   ясно   слышать   игру  ученика  и   замечать   все  детали движений его рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, какими заботами занято его внимание. Если учитель на уроке много, быстро и громко говорит, слишком много и преувеличенно выразительно играет и при этом напевает, мало заботясь о том, как ученик   реагирует   на   его   слова   и   действия,   то   ученику   передаётся   либо   его взвинченность   и   неорганизованность,   либо   достигается   обратный   результат   – пассивность ученика, его замыкание под воздействием непрерывного потока слов и звуков.   Сочетание   большой   чуткости   и   умением   мобилизовать   волю   ученика, сочетание   большого   терпения   и   выдержки   с   искренностью   ­   является   основой успешного воспитательного воздействия. Следует   отметить   ещё,   что   характерной   чертой   большинства   учителей является скупость на словесные поощрения. Учитель часто недооценивает те, иной раз   немалые     усилия,   которые   приходится   на   уроке   делать   ученику,   чтобы выполнять   его   разнообразные   требования.   Между   тем   хорошо   известно,   что подчёркивание   удач   ученика   имеет   гораздо   большее   значение,   чем   повторное подчёркивание   недостатков.   Ведь   очевидно,  что   удача   окрыляет,  придаёт   новые силы в творческих поисках, а неудача ­ приводит к психологической неуверенности. Весь   ход   обучения   в   области   искусства   должен   быть   поставлен   так,   чтобы   он представлял собой непрерывный ряд хотя бы мелких удач, фиксируемых в сознании ученика   и   вдохновляющих   его   на   продвижение   к   отдалённой   цели,   то   есть   к исполнению произведения на сцене.  Способность к внутренней непрерывности исполнения произведения  требует постепенного   и   настойчивого   воспитания.   Эта   способность   никогда   не   будет развита, если учитель всегда будет останавливать и поправлять ученика во время игры и не будет достаточно часто давать ему сыграть пьесу с начала до конца, а также если он будет всё время помогать ему подсказом, петь и жестикулировать во время игры, не давая возможности играть вполне самостоятельно. Проигрывание   пьесы   целиком,   установка   на   непрерывность   превращают исполнение в артистический  концертный вариант; у ученика появляется чувство ответственности   за свою  работу и её художественный  результат,  воспитываются такие качества, как выдержка, умение собраться и донести до слушателя сделанное. Умение слушать – необходимый компонент техники педагогической работы, признак педагогического мастерства. В то время как ученик проигрывает задание, а учитель   его     молча   слушает,   в   его   голове   должна   происходить   интенсивная умственная работа: он должен слушать ученика совершенно объективно, замечать и запоминать   все   недочёты   его   игры.   Учитель     должен   припомнить   все   указания, данные им на предыдущем уроке и дать себе отчёт, насколько они выполнены. Также   учитель   обязан   уяснить   себе   причины   невыполнения   ранее   данных ученику указаний. Эти причины лежат обычно и в ученике, и в педагоге. Со стороны ученика ­ это невнимательность, небрежность, неусидчивость, недостаток воли и заинтересованности. Со стороны педагога это – неумение учесть силы, время, объём внимания и памяти, общий уровень способностей ученика, неумение найти удачный подход к разрешению тех или иных задач, дать вполне отчётливые, запоминающиеся разъяснения, мобилизовать волю ученика и, наконец, неумение установить с ним нормальный педагогический контакт.  Надо уметь услышать  достоинства ученического исполнения и обязательно о них сказать ученику, похвалить его.   Одна из важных забот учителя – выбор программы. Дело, прямо скажем, ответственное.   Помимо   того,   что   программа   должна   отвечать   требованиям, принятым в данном учебном заведении, её следует подбирать так, чтобы, исходя из индивидуальных качеств ученика, она максимально способствовала его развитию. Включаемые в неё произведения должны быть ученику по силам. Вспомним ещё один завет Шумана: «Старайся играть хорошо и выразительно лёгкие сочинения; это лучше, чем трудные исполнять посредственно». Подобрать программу – это ещё полдела, учителю надо самому освоить её. Освоить   –   это   значит   самому   основательно   поразмышлять   над   текстом:   над особенностями   структуры   произведения,   его   ладогармонического   языка, ритмической организации, над средствами исполнительской выразительности. Это значит также прикинуть, где ученик может встретить трудные места и чем ему можно будет помочь. Если учитель в работе с учеником не в состоянии как следует показать   пьесу   не   только   в   целом,   но   и   частями;   если   он   не   решается   давать ученикам пьесы, которые сам недостаточно знает, и цепляется всё время за один и тот же привычный репертуар, он наносит большой ущерб делу преподавания. Кроме того, учитель не ощущает ясно тех трудностей, которые встают перед учеником при работе   над   пьесой;   он   не   может   путём   умелого   показа   вывести   ученика   из затруднения. Ещё одним мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Какой   же   должна   быть   речь   учителя?   Грамотной,   лаконичной,   ясной   и   – яркой, не книжной, не сухой. Например, если, прослушав игру ученика, деловито заметить: «Нет,  это  меня  не  устраивает», вряд  ли  ребёнок  поймёт,  что  от  него хотят. Всем учителям не грех последить  и за правильностью своей речи. Слово несёт рациональную и эмоциональную нагрузку. То есть, учитель должен делать указания с применением профессиональных терминов («сыграй это не третьим, а вторым пальцем» вместо «указательным и средним; «здесь бекар, а не диез» вместо «белая и чёрная клавиша»; «играй crescendo» вместо «играй громче» и т.д. По мере того,   как   ученик   знакомится   с   музыкально   –   теоретическими   понятиями, объяснения учителя всё более насыщаются специальной терминологией. Не стоит говорить «выучи этот кусок», если ученик уже знает, что это первое или второе предложение, главная или побочная партия сонатного аллегро или рефрен и эпизод рондо.   Надо   уметь   найти   те   слова,   которые   способны   определить   характер произведения,   дать   представление   об   окраске   звука,   передать   эффект   при использовании педали т.д. Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения. Вспомним выражения « палец прорастает сквозь клавишу», «играть как по тесту», «проколоть клавишу пальцем»   и   т.д.   Идущий   от   удачно   найденного   выражения   посыл   даёт   подчас больше, чем показ за инструментом. Спорным вопросом при подготовке учителя к уроку является необходимость планирования занятий с каждым учеником. Я думаю, что ни у кого не возникнет возражений по поводу подготовки уроков с начинающими. Не продумав заранее план   урока   с   малышами,   совершенно   невозможно   провести   его   плодотворно. Каждое   секундное   замешательство   преподавателя   вызывает   бурю   эмоций, множество   не   рассказанных   историй,   интересующих   вопросов   и   совершенно отключает детей от самого урока. Сейчас издано огромное количество всевозможных  методик обучению игре на фортепиано. Здесь возникает другая проблема: как из всего множества материала выбрать именно то, что подойдёт каждому ученику. Практически ни одной книгой невозможно   пользовать   безоговорочно   от   начала   до   конца.   Необходимо   изучить каждую из предложенных методик и создать свой интересный для каждого ученика ход урока. Планирование учебной работы   способствует творческому проведению урока.   Заинтересованность учителя легко передаётся ученику, если только он не начинает  перегружать  детскую  психику  трудными  задачами  или  выматывать  его нервную   систему   чрезмерным   числом   повторений.   А   чтобы   иметь   право   учить других, мы сами постоянно должны продолжать учиться с помощью методических сообщений, открытых уроков, взаимных посещений. Литература:  Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3­е. изд. М., 1978 г. Грохотов   В.     «Как   научить   играть   на   рояле».       М.   Издательский   дом «Классика – XXl». 2005 г.  Цыпик Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984 Щапов А.  «Фортепианный урок в музыкальной школе». М. Издательский дом «Классика – XXl». Юдовина – Гальперина Т. «За роялем без слёз или Я – детский педагог». Санкт – Петербург, 2002 г. Как научить играть на рояле. Первые шаги.­ Москва, "Классика ХХ1", 2005 г.

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано

Особенности педагогической работы с одаренными детьми в классе фортепиано
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2019