"Особенности проектной работы к коррекционной школе"
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
биология +1
Взрослым
31.01.2018
Работая в коррекционной школе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), стараюсь разнообразить виды деятельности как во время уроков, так и во внеурочное время. Поэтому одной их форм работы -проектная. Для детей этой категории, чем разнообразнее виды работы, тем лучше восприятие. Как познавательное, так и эмоциональное. Уроки-проекты, внеклассные исследовательские проекты очень хорошо влияют на развитие детей.Проектная образовательная технология - одна из технологий, которая позитивно влияет на усвоение знаний по биологии детьми с нарушением интеллекта.
Особенности проектной деятельности в коррекционнойшколе.docx
«Особенности работы педагогов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений по созданию учебных проектов»
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся
вопросы,
связанные с подготовкой подрастающего поколения к
самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с
проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого
ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе
личностного становления являются чрезвычайно важными.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная
необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и
профессиональной адаптации.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью
могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные,
возможности.
Формирование социально значимых качеств учащихся призван
Что же такое ученический проект?
решить метод проектов.
это особый вид целенаправленной,
самостоятельной деятельности учащихся.
Проект
познавательной,
интеллектуальной,
Проект
осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные
дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской,
личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного
результата в виде материального и/или идеального продукта.
Активные формы обучения являются для современной специальной
(коррекционной) школы актуальными и перспективными. Это связано
с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности
следующих:
• между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных
возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с
недостатком учебной мотивации);
• между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими
требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
• между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями
со стороны общества;
• между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных
возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями
таких «проблемных» детей.
Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в
связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой
материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость
внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебнометодических пособий по отдельным
направлениям деятельности.
Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу,
что, необходимый индивидуальный и дифференцированный подход, учет
возможностей и реальных условий развития каждого ребенка может
предоставить опять же метод проектов.
Метод проектов может использоваться при изучении любого предмета, на
всех этапах обучения и во внеурочной деятельности. Использование этой
технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на
уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять
лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за
свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать
с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится
личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может
быть использован при обучении детей с разными возможностями (при
личностнодифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ
могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.
Выполняемые проекты можно условно разделить на следующие виды.
1. По уровню творчества:
Исполнительские (репродуктивные)
Конструктивные
Творческие
2. По содержанию:
Монопредметные
Межпредметные
Надпредметные (вне школьной программы)
3. По назначению:
Учебные
Личные (семейные)
Общественные
Производственные
4. По базе для выполнения:
Школьные
Внешкольные (выполняются на базе учреждений дополнительного
образования, в семье, на производстве)
Комплексные
5. По количественному составу исполнителей:
Индивидуальные
Групповые
Коллективные 6. По возрастному составу исполнителей:
Одновозрастные
Разновозрастные
7. По продолжительности
Минипроекты (несколько занятий)
Четвертные, полугодовые
Годовые, многолетние
выполнения:
Основные требования и условия проектной
деятельности:
подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
интерес школьников к проблеме;
практическая направленность и значимость проекта;
практическая осуществимость проекта.
Преимущества проектной деятельности в школе налицо:
помогает
организовывать
1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:
ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;
ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы
эксперимента,
познавательнотрудовую
деятельность;
ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов
выбора;
ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
ученик субъект обучения – учитель партнер;
ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель
помогает оценить полученные результаты и выявить способы
совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение
работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте
других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение
учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что
позволяет учащимся повышать уровень ИКТ компетенции.
Проектная деятельность развивает у школьников
общеучебные умения, навыки и одновременно решает
коррекционные задачи:
1. Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей.
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в
информационном поле.
Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя,
консультанта, специалиста).
Умение находить несколько вариантов решения проблемы.
Умение выдвигать гипотезы.
Умение устанавливать причинноследственные связи.
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования.
Умение взаимодействовать с любым партнером.
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.
Навыки делового партнерского общения.
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
4. Менеджерские умения и навыки:
Умение проектировать процесс.
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствии.
Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных
результатов).
5. Коммуникативные умения:
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми вступать в
диалог, задавать вопросы и т.д.
Умение вести дискуссию.
Умение отстаивать свою точку зрения.
Умение находить компромисс.
Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
6. Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение уверенно держать себя во время выступления
Артистические умения
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности
могут возникнуть определенные проблемы:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема
перегрузки учащихся. 2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому, работу начинают с желанием,
энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации,
которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести
исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у
учащихся среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора,
диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям
самый минимум.
5. Возрастает нагрузка на учителя.
Как же их разрешить? Предложим такой вариант:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на
учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением
работы.
4.
самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
Предоставить учащимся возможность работать максимально
Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как
возможности учащихся невелики, но всётаки это возможно. Далеко не все
формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки
научной литературы являются информационные и творческие проекты.
Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о
полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а о
проектах, выполненных при помощи учителя и родителей.
В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность,
заинтересованность в достижении цели, преодолевается интеллектуальная
пассивность, характерная для учащихся коррекционной школы. Это дает
возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя
«предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.
Работа над учебным проектом вырабатывает у детей умение
сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание
и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится он
познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Сегодня проектная деятельность учащихся неотъемлемый атрибут их
школьной жизни. Хотя здесь уместно ориентироваться на детей с более
сохранным интеллектом.
Уже в 5 классе начинаю вовлекать детей в разработку, выполнение и
презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный»
вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его
желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики пусть
невелики будут и его дела, но пусть это будут всетаки полезные дела.
Особенностью моей работы над проектами является тесное сотрудничество с
родителями.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу,
продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всем их
разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как
субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности
и продуктивности.
Как нельзя лучше для этого подходят уроки биологии и географии,
других уроков и внеурочная деятельность.
"Особенности проектной работы к коррекционной школе"
"Особенности проектной работы к коррекционной школе"
"Особенности проектной работы к коррекционной школе"
"Особенности проектной работы к коррекционной школе"
"Особенности проектной работы к коррекционной школе"
"Особенности проектной работы к коррекционной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.