"Особенности проектной работы к коррекционной школе"
Оценка 4.8

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
биология +1
Взрослым
31.01.2018
"Особенности проектной работы к коррекционной школе"
Работая в коррекционной школе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), стараюсь разнообразить виды деятельности как во время уроков, так и во внеурочное время. Поэтому одной их форм работы -проектная. Для детей этой категории, чем разнообразнее виды работы, тем лучше восприятие. Как познавательное, так и эмоциональное. Уроки-проекты, внеклассные исследовательские проекты очень хорошо влияют на развитие детей.Проектная образовательная технология - одна из технологий, которая позитивно влияет на усвоение знаний по биологии детьми с нарушением интеллекта.
Особенности проектной деятельности в коррекционнойшколе.docx
«Особенности работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по созданию учебных проектов»                                                                                  В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы,   связанные   с   подготовкой   подрастающего   поколения   к самостоятельной   жизни.   Особого   подхода   в   этом   плане   требуют   дети   с проблемами   в  психофизическом   развитии.  Признание   прав  каждого   такого ребенка,   его   интересов,   потребностей,   оказание   ему   помощи   в   процессе личностного становления являются чрезвычайно важными. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость   интеграции   таких   детей   в   социум,   их   социальной   и профессиональной адаптации. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности.  Формирование социально значимых качеств учащихся   призван Что же такое ученический проект?  решить метод проектов.   это   особый   вид   целенаправленной,   самостоятельной   деятельности   учащихся. Проект ­   познавательной, интеллектуальной,   Проект осуществляется под гибким руководством учителя, преследует конкретные дидактические цели, направлен на решение творческой, исследовательской, личностно  или  социально  значимой  проблемы  и  на  получение  конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Активные   формы   обучения   являются   для   современной   специальной (коррекционной)   школы   актуальными   и   перспективными.   Это   связано с необходимостью   разрешения   целого   ряда   противоречий,   в   частности следующих: •   между программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей   детей   (с   интеллектуальной   недостаточностью   или   с недостатком учебной мотивации); •  между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом; • между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества; •  между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей,   слабо   развитой   рефлексией   и   объективными   трудностями таких «проблемных» детей. Как   показывает   практика,  у   учителя   зачастую   возникают   трудности   в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов   и   инструментов.   Даже   если   педагог   осознает   необходимость внедрения   новых   педагогических   технологий,   серьезной   проблемой оказывается   отсутствие   учебно­методических   пособий   по   отдельным направлениям деятельности. Проанализировав   все   противоречия,   можно   прийти   к   выводу, что, необходимый индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей   и   реальных   условий   развития   каждого   ребенка   может предоставить  опять же  метод проектов. Метод проектов может использоваться при изучении любого предмета, на всех   этапах   обучения   и   во   внеурочной   деятельности.   Использование   этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке,   и   во   внеурочное   время,   развивать   свои   способности,   проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с   данной   технологией,   на   всех   ступенях   обучения.   Проект   становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть   использован   при   обучении   детей   с   разными   возможностями   (при личностно­дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети. Выполняемые проекты можно условно разделить на следующие виды.   1. По уровню творчества:         ­ Исполнительские (репродуктивные) ­ Конструктивные ­ Творческие 2. По содержанию:         ­ Монопредметные ­ Межпредметные ­ Надпредметные (вне школьной программы)         3. По назначению:         ­ Учебные ­ Личные (семейные) ­ Общественные ­  Производственные         4. По базе для выполнения:         ­ Школьные ­ Внешкольные (выполняются на базе учреждений дополнительного  образования, в семье, на производстве) ­ Комплексные 5. По количественному составу исполнителей: ­ Индивидуальные ­  Групповые ­ Коллективные 6. По возрастному составу исполнителей:         ­ Одновозрастные ­ Разновозрастные         7. По продолжительности  ­ Мини­проекты (несколько занятий) ­ Четвертные, полугодовые ­ Годовые, многолетние     выполнения:           Основные требования и условия проектной  деятельности: ­ подготовленность учащихся к данному виду деятельности; ­ интерес школьников к проблеме; ­ практическая направленность и значимость проекта; ­ практическая осуществимость проекта. Преимущества проектной деятельности в школе налицо:   помогает   организовывать 1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»: ­ ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом; ­ ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний; ­ ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента,   познавательно­трудовую деятельность; ­   ученик   выбирает   –   учитель   содействует   прогнозированию   результатов выбора; ­ ученик активен – учитель создает условия для проявления активности; ­ ученик субъект обучения – учитель партнер; ­ ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает   оценить   полученные   результаты   и   выявить   способы совершенствования деятельности. 2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы. 3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает. 4.   Проекты   сплачивают   детей,   развивают   коммуникабельность,   умение работать в команде и ответственность за совместную работу. 5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. 6.   Видимый   результат   деятельности   приносит   огромное   удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы. 7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ ­ компетенции. Проектная деятельность развивает у школьников общеучебные умения, навыки и одновременно решает  коррекционные задачи: 1. Рефлексивные умения: ­ Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний ­   Умение   отвечать   на   вопрос:   чему   нужно   научиться   для   решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: ­ Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. ­Умение   самостоятельно   находить   недостающую   информацию   в информационном поле. ­Умение   запрашивать   необходимую   информацию   у   эксперта   (учителя, консультанта, специалиста). ­ Умение находить несколько вариантов решения проблемы. ­ Умение выдвигать гипотезы. ­ Умение устанавливать причинно­следственные связи. 3. Умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ Навыки коллективного планирования. ­ Умение взаимодействовать с любым партнером. ­ Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач. ­ Навыки делового партнерского общения. ­ Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 4. Менеджерские умения и навыки: ­ Умение проектировать процесс. ­ Умение планировать деятельность, время, ресурсы. ­ Умение принимать решения и прогнозировать их последствии. ­  Навыки   анализа   собственной   деятельности   (ее   хода   и   промежуточных результатов). 5. Коммуникативные умения: ­ Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми ­ вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. ­ Умение вести дискуссию. ­ Умение отстаивать свою точку зрения. ­ Умение находить компромисс. ­ Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. 6. Презентационные умения и навыки: ­ Навыки монологической речи ­ Умение уверенно держать себя во время выступления ­ Артистические умения ­ Умение использовать различные средства наглядности при выступлении ­ Умение отвечать на незапланированные вопросы. Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности  могут возникнуть определенные проблемы: 1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся. 2.   Дети   –   люди   увлекающиеся,   поэтому,   работу   начинают   с   желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь   с  трудностями  (большой  объем  информации, которую   нужно   найти,   проанализировать,   систематизировать,   провести исследования), могут бросить работу над проектом. 3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена. 4.   Самая   большая   проблема   для   учителя   –   не   превратиться   в   ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум. 5. Возрастает нагрузка на учителя. Как же их разрешить? Предложим такой вариант: 1.   Четко   определить   объем   и   временные   рамки   проекта,   не   «давить»   на учащихся; проекты проводить не часто. 2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми. 3.   Оказывать   помощь   в   работе   с   компьютером,   помогать   с   оформлением работы. 4. самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника. 5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.   Предоставить   учащимся   возможность   работать   максимально Проекты в коррекционной школе – это трудно, проблематично, так как возможности учащихся невелики, но всё­таки это возможно. Далеко не все формы проектной деятельности можно использовать с нашими детьми.          Наиболее   простыми   в   исполнении   и   не   требующими   глубокой   проработки научной   литературы   являются   информационные   и   творческие   проекты. Именно с них и начинается знакомство с методом проектов. Речь идёт не о полноценных   проектах,   выполненных   учащимися   самостоятельно,   а   о проектах, выполненных при  помощи учителя и родителей. В   ходе   работы   над   проектом   воспитывается   коммуникабельность, заинтересованность   в   достижении   цели,   преодолевается   интеллектуальная пассивность,   характерная   для   учащихся   коррекционной   школы.   Это   дает возможность   научиться   понимать   и   выражать   себя,   не   бояться   себя  «предъявлять», высказывать своё мнение, соглашаться или возражать. Работа   над   учебным   проектом   вырабатывает   у   детей   умение сосредотачиваться, способность мыслить самостоятельно, развивает внимание и стремление к знаниям. Проектируя, ребёнок и не замечает, что учится ­ он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. Сегодня проектная деятельность учащихся   ­ неотъемлемый атрибут их школьной   жизни.   Хотя   здесь   уместно   ориентироваться   на   детей   с   более сохранным интеллектом. Уже в 5 классе начинаю   вовлекать детей в разработку, выполнение и презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант   проектной   деятельности   им   предлагается.   Несложность   проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание   работать   над   другим   проектом.   Силы   ребенка   невелики   ­   пусть невелики   будут   и   его   дела,   но   пусть   это   будут   все­таки   полезные   дела. Особенностью моей работы  над проектами  является тесное сотрудничество с родителями. Проекты   школьников   могут   быть   разнообразными   по   виду,   типу, продолжительности, условиям, результативности и т.д. Однако при всем их разнообразии   в   основе   любого   проекта   лежит   идея   развития   ребенка   как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивности. Как   нельзя   лучше   для   этого   подходят   уроки   биологии   и   географии, других уроков и внеурочная деятельность.

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"

"Особенности проектной работы к коррекционной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018