Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте
Оценка 4.6

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Оценка 4.6
Лекции
doc
психологическая работа +2
Взрослым
05.01.2019
Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте
Основные представители: Л.В.Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф; Т.А. Власова, Т.В. Розанова; В.И. Лубовский. Также как и в норме при умственной отсталости психическое развитие носит поступательный, поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием определенных психических новообразований, которые становятся основанием психического развития на последующих этапах. Психическое развитие умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. Познавательная сфера – возникает интерес к игрушкам, к предметам начинает знакомиться с их свойствами. Может делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине). Намечаются продвижения в развитии целостного восприятия, развивается зрительная ориентировка, но затрудняются осуществить выбор из большого количества элементов (не находят тонких отличий). У умственно отсталых страдает формирование целостного образа. При выполнении заданий умственно отсталые дошкольники не используют поисковые способы: примеривание, пробы.
13.doc
2б,2в.     Особенности   психического   развития   умственно   отсталых   детей   в дошкольном возрасте. Основные  представители:   Л.В.Занков,  И.М.  Соловьев,  Ж.И.  Шиф;  Т.А.  Власова, Т.В. Розанова; В.И. Лубовский.  Также   как   и   в   норме   при   умственной   отсталости   психическое   развитие   носит поступательный,   поэтапный   характер.   Каждый   этап   завершается   формированием определенных   психических   новообразований,   которые   становятся   основанием психического развития на последующих этапах.  Психическое развитие умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. Познавательная   сфера   –   возникает   интерес   к   игрушкам,   к   предметам   начинает знакомиться с их свойствами. Может делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине). Намечаются   продвижения   в   развитии   целостного   восприятия,   развивается   зрительная ориентировка, но затрудняются осуществить выбор из большого количества элементов (не находят   тонких   отличий).   У   умственно   отсталых   страдает   формирование   целостного образа.  При   выполнении   заданий   умственно   отсталые   дошкольники   не   используют поисковые способы: примеривание, пробы. Восприятие   –   развитие   происходит   неравномерно.   У   детей   отсутствует   перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на др. Очень трудно дается им восприятие свойства, знанием его названия,  возможность действовать с учетом данного свойства и возможностью   производить   на   его   основе   простейшие   обобщения.   Дети,   успешно выделяющие свойства во время занятий, не могут выделить их в быту. Представления   умственно   отсталых   дошкольников   об   окружающем   мире   носят  Нарушенными ограниченный   характер,   они   поверхностны,   фрагментарны,   искажены. являются представления о себе и ближайшем окружении, о пространстве и времени. Память   –   снижение   продуктивности   основных   ее   процессов.   Запоминание характеризуется   низким   объемом,   неточностью,   замедленностью.   Воспроизведение   – низкий объем, искажение, привнесения. Более всего нарушена смысловая память. Лучше запоминают   внешние   признаки,   иногда   случайно   зрительно   воспринимаемые.   Труднее запоминаются внутренние логические связи. Характерна эпизодическая забывчивость. Внимание   ­   трудности   привлечения   к   объекту,   слабость   концентрации, неустойчивость.   Характерны   трудности   распределения,   замедленность   переключения. Даже будучи привлеченным к объекту внимание умственно отсталых быстро истощается и характеризуется   патологической   отвлекаемостью.   В   наибольшей   степени   страдает произвольное внимание. Преобладающий   вид   мышления   –   наглядно­действенное,   но   и   оно   отстает   от возрастных норм. При решении наглядно­действенных задач часто не осознают наличие проблемы.   Отсутствует   поиск   решения,   остаются   равнодушными   к   результату.   Не используют   вспомогательных   средств.   Решают   наглядно­действенные   задачи   путем хаотических   проб,   повторяют   одни   и   те   же   непродуктивные   действия.  До   конца дошкольного возраста у умственно отсталых детей фактически отсутствует возможность решения наглядно­образных задач. Речь – нарушены все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются затруднения звукобуквенного анализа и синтеза,   восприятия   и   понимание речи.   Для   большинства   детей   с   умственной   отсталостью   развитие   речи   в   дошкольном возрасте   только   начинается.   Первые   слова   появляются   после   3   лет,   фразы   к   концу дошкольного периода. Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических   ошибок.   Овладение   грамматическим   строем   речи   не   происходит. Особенно   страдает   связная   речь.   У   умственно   отсталых   детей   длительно   сохраняется ситуативное значение слова. Речь взрослого либо совсем не понимается, либо понимается неточно. Речь настолько слабо развита, что не может осуществляться и функция общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения. При умственной отсталости страдает не только познавательная деятельность, но и развитие   личности   в   целом.   У   умственно   отсталых   детей   преобладают   элементарные органические потребности над духовными. Высшие духовные потребности развиваются с трудом   и   со   значительным   отставанием   по   сравнению   с   нормой.   Мотивы   поведения   и деятельности   носят   ситуативный   характер,   неустойчивы   и   недостаточно   осознанны. Интересы   умственно   отсталых   поверхностны,   неглубоки,   однообразны.   Эмоциональная сфера характеризуется недоразвитием эмоций и чувств. Развитие   игры.   К   началу   дошкольного   возраста   у   умственно   отсталых   детей фактически не возникает предметная деятельность. Их действия с предметами остаются на уровне   манипуляций.  В   младшем   дошкольном   возрасте   дети   в   основном   овладевают специфическими манипуляциями, которые должны лечь в основу формирования зрительно­ двигательной координации и выделения свойств и отношений предметов. Однако процесс овладения специфическими манипуляциями без специального обучения идет медленно, так как у детей не возникает  подлинного интереса  к окружающему их предметному миру. Интерес к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным, так как побуждается   лишь  их   внешним   видом.   Наблюдается   большое  количество   неадекватных действий с предметами. Количество их снижается лишь на 6 году.   Продуктивная   деятельность   (изобразительная   и   конструктивная)   –   у   умственно отсталых вне обучения фактически не возникает. У детей не появляются конструктивные умения,   не   возникает   предметный   рисунок.  При   обучении   предметные   рисунки   носят примитивный, фрагментарный характер, не передают целостный образ и форму, а с др. представляют собой усвоенный ребенком графический штамп, не отражающий реального объекта. Дети не используют в своих рисунках цвет. В дошкольном возрасте начинают формироваться элементы трудовой деятельности, прежде   всего   навыки   самообслуживания.   При   выполнении   этих   навыков   движения нечеткие, неуверенные, суетливые. Нарушена последовательность действий. 2б18в   Психодинамическая   модель   психотерапии:   определение   ,   этапы развития психоанализа     Психодинамическая   терапия   базируется   на   теоретических   положениях психоанализа, согласно которому проблемы личности и поведения человека обусловлены ранее пережитыми (преимущественно в детском возрасте) психологическими травмами и аффектами, связанными как с процессом психического и физического развития, так и с неблагоприятными социальными обстоятельствами. Травматический опыт, вытесненный в бессознательное, отражается на актуальном состоянии человека в форме патологических симптомов,   проработка   и   преодоление   которых   возможно   только   через   осуществление специальных  аналитических  процедур, нацеленных на   воспоминание,  переосмысление  и переоценку травматических содержаний бессознательного.       Разработка   основных   теоретических   постулатов   и технических процедур психоанализа   была   осуществлена   австрийским   врачом,   выпускником   медицинского факультета   Венского   университета,   специализировавшимся   в   области   физиологии   и неврологии,  Зигмундом Фрейдом.  Согласно   Фрейду,     этическими и эстетическими убеждениями, т.е. желания,   противоречащие этическим   и эстетическим убеждениям   человека, в результате внутипсихического   конфликта,   отражающего   несовместимость   возникшего   желания   и   вытесняются из   сознания   в бессознательное   процесс вытеснения регулируется ценностных   установок   и   убеждений.   Дискомфортные   переживания,   связанные   с невозможностью   удовлетворения   желания,   вытесняются,   однако   в   результате   этого вытеснения   может   быть   сформирован   невротический   симптом,   а   само   вытеснение оказывается предпосылкой формирования невроза.      Фиксация   – сохраняющаяся привязанность   человека   к определенным   объектам   способам   поведения    фазам и стадиям развития,   образам и фантазиям, целям, и   и удовлетворения, отношениям и конфликтам.      Фиксация   тесно связана с регрессией.   Регрессия   –   это   возвращение   на   более ранний   этап   психосексуального   развития   и   соответствующий   этому   этапу   более примитивный уровень поведения и мышления.     Либидо – понятие, используемое для обозначения психической энергии, дающей толчок к разнообразным проявлениям сексуальности, направленной на различные объекты. Для Фрейда либидо имеет особое происхождение, связанное с сексуальным возбуждением, и обладает характером психически выраженного количества энергии. На начальном этапе развития психоанализа термин «либидо» использовался Фрейдом при объяснении причин возникновения   невротических   и   психических   расстройств,   а   также   при   объяснении психического развития в целом и процессов творчества. Позднее понятие либидо стало частью учения Фрейда о влечениях к жизни и смерти.     Сублимация   – это переключение   энергии с   социально неприемлемых   целей на социально одобряемые   цели,   имеющие   культурную   ценность.   Фрейд исходил   из   того, что поведение и деятельность человека управляется принципом  удовольствия.  В   своей работе   «Я   положения структурной   модели, составляющие, названные им Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх­Я). и Оно» основные  согласно   которым   психика   подразделяется   на   Фрейд сформулировал       Оно  (Ид)   —   самая   древняя   из   трех   инстанций,   содержит   в   себе   исходные инстинктивные влечения со всеми наследственными и конституционными элементами. Оно является первичным резервуаром психической энергии. Его деятельность направлена на обеспечение   немедленной   и   свободной   разрядки   возбуждения.   Эта   часть   психики управляется   принципом   удовольствия   и   функционирует   в   соответствии   с   первичными процессами.     По   мере созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внешним миром   часть   Ид   (прежде   всего   телесная,   которая   формируется   из   ощущений   тела) претерпевает изменения и превращается в Эго. Несмотря на то, что Эго также стремится к удовольствию, эта инстанция функционирует в соответствии с принципом реальности и является колыбелью вторичных процессов. Первостепенной функцией Эго Фрейд считал задачу   самосохранения.   Эго   контролирует   произвольные   действия,   становясь   между переживанием потребности и действием в соответствии с данной потребностью. С одной стороны, Эго пытается приспособиться к требованиям и условиям внешнего мира,   при этом стремясь влиять на внешние события с учетом своей выгоды. С другой стороны, Эго пытается управлять влечениями  Ид, принимая решения, касающиеся  выбора  времени и способа их выполнения, или подавляя обусловленное этими требованиями возбуждение. Фрейд сравнивал Ид с лошадью, а Эго — с наездником. Он отмечал, что, как правило, Эго оказывается слабее Ид, поэтому Эго привыкло преобразовывать желания Ид в действия так, будто желания Ид являются его собственными желаниями.     Таким   образом, между требованиями   Ид и ограничениями  реальности и этики. Оно имеет  как сознательный, так и бессознательный  аспекты.    Эго служит   посредником       Третью   инстанцию,  Суперэго   (или   Сверх­Я)  Фрейд   рассматривал   как формирующуюся в пределах Эго и являющуюся чем­то вроде осадка или остатка ранних конфликтов и идентификаций в детской психике, в особенности связанных с родителями или   другими   близкими   людьми.   Главной   функцией   Суперэго,   которое   поглощено самонаблюдением, является подавление требований Ид посредством морального влияния на   Эго.   Для   Суперэго   характерно   наличие   Эго­идеала,   основанного   на   восхищении совершенством, которое ребенок усматривает в родителях, и на стремлении им подражать. Сам Эго­идеал состоит из предписаний типа «ты должен быть таким...» и запретов типа «ты не должен быть таким...».    именующиеся     На   первых   сессиях психотерапевт знакомит   пациента   с правилами   создания аналитической ситуации. Основным правилом психодинамической ситуации является то, что пациента просят говорить все, что он думает и чувствует, ничего не выбирая и ничего не опуская из того, что приходит в голову, даже если ему кажется, что сообщать это неприятно, неловко, смешно или неуместно. В то же время пациент должен слушать самого себя,   пытаясь   придать   сказанному   смысл   и   сотрудничать   в   этом   с   психотерапевтом. Правило   аналитической ситуации  состоит   в   том,   что   на   протяжении   всего   времени психодинамической терапии как пациентом, так и психотерапевтом сохраняются одни и те же   рамки, основного правила и правила  аналитической ситуации приводит к  неизбежному возникновению у  пациентов свободных ассоциаций.  Ответом терапевта на свободное ассоциирование пациента является особый способ слушания, который подчиняется правилу «свободно парящего», или равномерно распределенного,   внимания.    В   дополнение   к основному правилу   существует   другое правило, правило нейтральности (абстинентности). Часто это правило понимают таким образом, что пациент во время курса психотерапии должен отказаться от удовлетворения влечений. Однако согласно этому правилу пациент должен быть подготовлен к тому, чтобы продлить задержку удовлетворения инстинктивных желаний, с тем чтобы быть в состоянии говорить о них во время лечения.   сеттингом.   Соблюдение   Фрейд   считал,   что сновидения   имеют психологический   смысл,   постичь   который можно с помощью  интерпретации (толкования)  — специальной процедуры, придающей сновидениям какое­либо значение, расширяющее и углубляющее то значение, которое им придает сам пациент. Интерпретация нацелена на преодоление психологической защиты, выявление   актуального   интрапсихического   конфликта   и   обнаружение   изначального желания.   Согласно   исходным   формулировкам,   сновидение   включает   в   себя:   а)  явное (манифестное)   содержание,  т.   е.   сновидение   в   том   виде,   как   его   переживают, рассказывают или помнят и б) скрытое (латентное) содержание, которое раскрывается путем   интерпретации.   Фрейд   также   полагал,   что   существует  работа   сновидения, переводящая скрытое содержание в явное, и, следовательно, интерпретация сновидения представляет собой процесс, обратный работе сновидения.     Фрейд   утверждал,   что все сновидения   являются   результатом исполнения желаний. С  этой точки зрения скрытое содержание — это желание, которое исполняется  во сне в галлюцинаторной форме, причем необходимость его перевода в явное содержание диктуется   двумя   факторами:   1)   физиологическими   условиями   сна,   которые   делают сновидение в основном визуальным, а не вербальным процессом, и 2) тем, что желание неприемлемо   для   бодрствующего   Эго.   Характеризуя   второй   фактор,   Фрейд   вводит понятие  цензора   (цензуры)  —   психической   инстанции   запрета,   ответственной   за недопущение   в   предсознание   и   сознание   бессознательных   желаний   и   возникших   на   их основе образований и соответственно деформацию сновидений. Таким образом, функция сновидений заключается в сохранении сна путем представления бессознательных желаний как исполненных. Кошмары и тревожные сны составляют неудачи в работе сновидений, а травматические сновидения (в которых просто повторяется пережитая травма) являются исключением из теории. Фрейд утверждал, что материалом сновидений выступают телесные раздражения (например, голод, жажда и т. п.), остатки дневных впечатлений (события предыдущего дня, прямо или ассоциативно связанные с бессознательными желаниями, исполняемыми во сне)  Механизмами   работы   сновидений  являются   конденсация, и   давние   воспоминания. смещение, драматизация, символизация, интерпретация Конденсация (сгущение) — процесс, посредством которого два (или более) образа объединяются   (или   могут   быть   объединены)   так,   чтобы   образовать   составной   образ,  Смещение  —   процесс, наделенный   смыслом   и   энергией,   полученными   от   обоих. посредством которого энергия перемещается с одного образа на другой. Так, например, в сновидениях один образ может символизировать другой. Драматизация (учет образности) — процесс отбора и преобразования сновидных мыслей   в   образы,   прежде   всего   зрительные.  Символизация  —   процесс   косвенного, образного представления бессознательного желания или конфликта за счет использования устойчивых   отношений   между   символом   и   символизируемым   бессознательным содержанием,  наблюдаемых  не только у отдельного человека,  но и в самых  различных областях (миф, религия, фольклор, язык и т. п.). Интерпретация (вторичная обработка) — процесс переделки сновидения с целью представить его в виде более или менее связного сценария.   Этот   процесс   вступает   в   действие   при   обработке   продуктов,   полученных   в результате действия других механизмов, и осуществляется главным образом в состоянии, близком   к   бодрствованию,   особенно   когда   пациент   рассказывает   о   своем   сновидении. Зачастую вторичная обработка использует уже сложившиеся сновидения.

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте

Особенности психического развития умственно отсталых детей в дошкольном возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019