В процессе воспитания мотивы , формирующиеся у человека ,постепенно выстраиваются в определенную систему. Выделяются мотивы , которые приобретают доминирующее значение и начинают определять поведение и деятельность человека .Если те или иные мотивы занимают устойчиво доминирующее положение , то можно говорить о формировании у человека определенной направленности личности.В таком случае и внешний контроль и самоконтроль питает успех формирования той или иной деятельности. Педагог помогает своему воспитаннику закрепиться и развиваться в выбранной деятельности с учетом его психологических качеств.Раскрыты особенности психологии детей среднего - школьного возраста.
Особенности психологии детей среднего
школьного возраста
Переход из младшего в средний школьный
возраст
Беседа для родителей
Переходя к подростковому возрасту
отметим, что границы подросткового периода
примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8
классах средней школы и охватывают возраст от 10
– 11 до 14 лет, но фактическое вступление в
подростковый возраст может не совпадать с
переходом в 5й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в
его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них
зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов
развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от
детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие
всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного,
социального. По всем направления происходит становление качественно новых
образований, Появляются элементы взрослости в результате перестройки
организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов
социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной
деятельности, содержания моральноэтических норм, опосредствующих
поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе
часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал
своенравным, даже грубым; был спокойным – стал неуравновешенным; был
робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным и решительным.
исследования отечественных психологов,
отрицательные качества у наших подростков (своеволие, упрямство, негативизм,
грубость, дерзость) возникают чаще всего при недооценке самостоятельности
подростка, игнорировании его мнения, при требовании от него беспрекословного
подчинения, при чрезмерной опеке и т.д. Иначе говоря, они возникают
вследствие уродливого воспитания, при котором не принимаются во внимание
Как показываютвозраста.
психологические
В таком случае не внешний контроль, а самоконтроль «питает» успех
формирования той или иной деятельности.
особенности
этого
То, что нравственные качества, общественные нормы поведения
оказываются в центре внимания подростков, приводит к формированию у ни х
идеала – некоторого обобщённого представления об облике «настоящего
человека». Это ярко эмоционально окрашенный и принятый ребенком образ,
являющийся для него постоянным внутренним побудителем – образ, который
ориентирует и регулирует поведение подростка, выступает в качестве критерия
оценки себя и других. На протяжении подросткового возраста идеалы имеют
определённую динамику. Для младшего подросткового возраста (5 класса) идеал
обычно воплощен в конкретном человеке – учителе, старшем брате, отце, героях
войны и т.д. Если в качестве идеала выбран ктолибо из окружающих, то
подросток, как правило, стремится следовать этому образцу во всем, начиная во
внешних проявлений до суждений и оценок.
Постепенно из целостного образа, воплощенного в определенном человеке
и его поведении, и прочно связанного с конкретными ситуациями, подросток
начинает выделять черты, которые он особенно ценит, ни и эти черты ещё не
теряют связи в его сознании с конкретными людьми и поступками. Это
характерно для детей 6 классов. Обосновывая в беседе свой выбор идеала, эти
ученики говорят: «Он не боится смерти», «Был хорошим другом» и т.д.
Только к 7 8 классу идеалы подростков приобретают более обобщенный
характер и, как правило, начинают отделяться от конкретных людей и
литературных героев.
К концу подросткового возраста уже имеет место постоянное сравнение
себя и своего поведения с принятым идеалом и оценка других людей на его
основе.
В процессе воспитания мотивы, формирующиеся у человека, постепенно
выстраиваются в определённую систему. Выделяются мотивы, которые
приобретают доминирующее значение и начинаю определять поведение и
деятельность человека. Если те или иные мотивы занимают устойчиво
доминирующее положение, то можно говорить о формировании у человека
определенной направленности личности.
Установлено, что в период жизни от 5 до 12 лет представления ребенка о
нравственности меняется от нравственного реализма к нравственномурелятивизму. Нравственный реализм – это твердое, непоколебимое и весьма
однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на 2
категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в
нравственных оценках. Нравственный релятивизм появляющийся у детей
приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет
право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его
поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.
Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы
нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не
имеют исключений, что нельзя менять. Ребенок – нравственный реалист –
моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и
бескорыстного подчинения взрослому, даже если его распоряжение расходятся с
нравственными общепринятыми нормами. Более старшие по возрасту дети,
поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают,
что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с
иными нормами морали. Младшие, например, считают, что говорить неправду
никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых ситуациях она допустима.
Находясь на стадии нравственного реализма, и играя друг с другом, дети
верят в то, что существует лишь одно истинное правило игры; дети –
релятивисты признают, что правила игры можно изменять и с общего согласия
готовы принять новые правила. В период нравственного реализма дети судят о
действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой
поступок, приведший к отрицательному результату. Является плохим
независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или
хороших побуждений.
Более старшие детирелятивисты придают повышенное значение
намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно
отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в
определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая
нравственную оценку его действиям.
Дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с
изменением структур его поведения. Появляется смысловая ориентировочная
основа поступка – звено между желанием чтото сделать и разворачивающимися
действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее
адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и болееотдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный,
поскольку определяется личностный смысл поступка – его место в системе
отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу
изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях
становится важной стороной собственной жизни. В то же время она исключает
импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому
механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет,
прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания,
пытается не показывать другим что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как
«внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в
значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции
на детей и взрослых,
что сильно хочется.
Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней
жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная
натянутость поведения определенная самостоятельность и независимость.
Настойчивость и упорство, даже упрямство, целеустремленность и, в связи с
этим повышенная познавательная активность. Эти внешние особенности так же,
как и склонность к капризам, адекватным реакциям, конфликтам начинают
исчезать. Когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
сделать то,
Подготовила Кольтякова А.А., педагог дополнительного образования МОУ лицея
«МОК № 2»
г. Джанкоя, Республики Крым