Особенности работы с детьми, имеющими нарушение поведения и общения

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема актуальна в настоящее время. Сейчас много детей дошкольного возраста попадают в группу риска, это и гиперактивные, агрессивные, тревожные и застенчивые дети. Воспитатели часто не знают как построить работу с такими детьми. Этото материал поможет воспитателям сделать пребывание таких детей в группе комфортным и поможет научить их общению со сверстниками.Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, норм и правил при общении.
Иконка файла материала нарушение общения.pptx
Особенности  работы с  детьми, имеющими  нарушения поведения и  общения «…Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту» Мэри Ш. Курчинка Подготовила: педагог – психолог Васильева Г.В.
Общение влияет на все возраста:   развитие познавательной сферы и формирование основ детского  мировоззрения;   на возникновение достижения дошкольного произвольного поведения,  умение действовать в соответствии с правилами;   на формирование личного самосознания.
Изменение характера общения в дошкольный  период Возраст ребенка Характер общения 2­3 года 4 года 6 лет Гораздо важнее общаться со  взрослыми и играть с  игрушками Резко возрастает значимость  других детей в жизни ребенка  в сравнении со значимостью  взрослого. Иногда ребенок  предпо­читает одиночные игры Появляются избирательные  привязанности, возникает  дружба и более устойчивые,  глубокие отношения между  детьми
На протяжении дошкольного возраста меняется  форма общения со сверстниками. А. Г. Рузская  выделяет несколько форм общения со сверстниками.   Эмоционально практическое общение  Ситуативно деловая форма общения   Внеситуативно – деловая форма общения
Для детей 2–4 лет характерно эмоционально практическое общение . Содержание  общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных  практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание,  подползание, убегание).  Его характеризует:  интерес к другому ребенку,  повышенное внимание к его  действиям;  стремление привлечь внимание  сверстника к себе;  желание продемонстрировать  ровеснику свои достижения  и вызвать его ответную реакцию.  рядом, а не вместе.
Ситуативно деловая форма общения со сверстниками характерна для детей  4–6 лет.  Это период развития ролевой игры. Сверстники теперь занимают в общении  больше места, чем взрослые. Дети предпочитают играть не в одиночку, а  вместе. Выполняя взятые на себя роли, они вступают в деловые отношения,  нередко при этом изменяя свой голос, интонацию и манеру поведения. Это  способствует переходу к личностным отношениям. Но главным  содержанием общения остается деловое сотрудничество. Наряду с  потребностью в сотрудничестве выделяется потребность в признании  сверстника.
Внеситуативно ­ деловая форма общения складывается к 6–7  годам. Этот перелом внешне проявляется в появлении  избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более  устойчивых и глубоких отношений между детьми.  Дети  рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают  планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх  на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще  возникают из за несоблюдения правил.  Все больше контактов  осуществляется на  уровне реальных отношений  и все меньше – на уровне ролевых.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми,  улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.  Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед  педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире  взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность  общения или коммуникативные способности необходимо  развивать с раннего возраста.  Коммуникативные способности включают в себя:  желание вступать в контакт,  умение организовать общение,  норм и правил при общении.
Нарушения общения у детей, как указывает  К.С. Лебединская, могут возникать по разным причинам:  а) наличие умственной отсталости;  б) наличие невротических расстройств, обусловленных психотравмирующими  ситуациями, в результате чего ребенок может бояться общения из­за страха  повторных психических травм;  в) поражение нервной системы, явившееся причиной недостаточности речи или  слуха;  г) наличие тяжелых форм психической депривации, когда условия воспитания,  жизни препятствуют развитию человеческих особенностей психики (например,  феномен Маугли).
Определенная часть детей в разной степени испытывает  трудности в овладении коммуникативной деятельностью.  Это дети:   с заниженной самооценкой   эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети)   агрессивностью   конфликтные   застенчивые   замкнутые   имеющие речевые нарушения.
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ Основные проявления гиперактивности можно разделить  на три блока:  дефицит активного внимания двигательная расторможенность импульсивность дефицит активного вниманиядвигательная расторможенностьимпульсивность
Дефицит активного внимания: 1. Непоследователен, трудно долго удерживать  внимание. 2. Не слушает, когда к нему обращаются. 3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не  заканчивает его. 4. Испытывает трудности в организации. 5. Часто теряет вещи. 6. Избегает скучных и требующих умственных усилий  заданий. 7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность 1. Постоянно ерзает. 2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит  пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда­ либо). 3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во  младенчестве. 4. Очень говорлив.
Импульсивность 1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса. 2. Не способен дождаться своей очереди, часто  вмешивается, прерывает. 3. Плохо сосредоточивает внимание. 4. Не может дожидаться вознаграждения (если между  действием и вознаграждением есть пауза). 5. Не может контролировать и регулировать свои  действия. Поведение слабо управляемо правилами. 6. При выполнении заданий ведет себя по­разному и  показывает очень разные результаты. (На некоторых  занятиях ребенок спокоен, на других — нет).
Правила работы с гиперактивными детьми 1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером. 2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. 3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать  физкультминутки. 4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом. 5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы  сформировать чувство успеха. 6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым. 7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения,  поглаживания). 8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. 9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. 11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 12. Предоставлять ребенку возможность выбора. 13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия ­ нет преимущества!
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ Критерии определения агрессивности.  Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что­либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия  окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Работа в трех направлениях Работа с гневом, обучение приемлемым способам выражения гнева. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию. Обучение контролю, умению владеть собой.
Работа с гневом Для  выражения  гнева  во  время  занятия  ребенок  может  завести  “Листок  гнева”.  Форматный  лист,  на  котором  изображено  какое­либо  смешное  чудовище  с  огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами  (на  усмотрение  автора).  Хозяин  листа  в  момент  наибольшего эмоционального напряжения может его смять, разорвать.