В данной презентации описаны возрастные характеристики речевого развития детей дошкольного возраста. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Описаны и охарактеризованы этапы становления речи детей дошкольного возраста. Описаны направления работы по речевому развитию в дошкольном учреждении
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Солнышко» п. Красноармейский
Особенности речевого развития
детей дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель
Ильинова Ольга Викторовна
2018г.
п. Красноармейский
Дошкольный возраст — это период активного
усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи —
фонетической, лексической, грамматической.
Расширение круга общения требует от ребенка
полноценного овладения средствами общения,
основным из которых является речь.
Этапы становления речи детей
1
этап
• Подготовительный (от рождения до 1 года) происходит подготовка к
овладению речью
2
этап
3
этап
4
этап
• Преддошкольный (от1 года до 3 лет) с появлением первых слов начинается
этап становления речи
• Дошкольный (с 3 до 7 лет) Формирование фонематического восприятия,
увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи,
монологической речи
• Школьный (от 7 до 17 лет) Дети овладевают звуковым анализом, усваивают
грамматические правила построения высказываний, формируется письменная
речь
Характеристика речи детей первой
младшей группы
Словарь:
Активный словарь ребенка достигает примерно 1000–1500
слов. Он знакомится с различными свойствами предметов,
устанавливает простейшие связи между ними.
Грамматический строй:
Дети осваивают основные грамматические структуры,
пытаются строить простые предложения, в разговоре со
взрослым используют практически все части речи.
Дети начинает высказывать элементарные суждения о
предметах, простых явлениях.
Звукопроизношение:
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое
физиологическое смягчение. Ребенок правильно
воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б],
[б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к], [г], [г'], [в], [в'],
[ф], [ф']).
Основна задача для детей этого возраста – развивать
артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной
гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову.
Характеристика речи детей второй
младшей группы.
Словарь:
Словарный запас 1500-1900 слов, состоящий в основном из
существительных и глаголов, Постепенно появляются
прилагательные и наречия, в том числе слова,
обозначающие временные и пространственные понятия.
Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.
Грамматический строй:
Начищает использовать развернутые предложения. Дети
овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п.
существительного, изменяют основу глагола.
Связная речь:
Дошкольникам доступна простая форма диалога.
Рассказывает об увиденном 2-4 предложения. Слушает
длинные сказки и рассказы.
Звукопроизношение:
Ребенок правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з],
[з'].
группы.
Характеристика речи детей средней
Словарь:
Активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи
детей уменьшается количество сокращений, перестановок,
пропусков. Ребенок называет животных и их детенышей,
профессии людей.
Грамматический строй:
Дети пользуются более усложненной и распространенной
фразой.
Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после.
Союзы: что, куда, сколько. Выполняет словесные задания с
предлогами: сзади, между, рядом. Выполняет три
последовательные команды. Понимает условные предложения
со словами «если».
Связная речь:
Речь становится более связной и последовательной. Дети
учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные
сказки, рассказы (с помощью взрослых).
Звукопроизношение:
К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности
произношения. Искажёнными могут оставаться звуки [Л] и [Р].
Характеристика речи детей старшей группы.
Словарь:
Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Ребенок
может дать несколько характеристик одного предмета (кошка
полосатая, мягкая, пушистая, мурчащая). В активном словаре
появляются обобщающие слова, дети правильно называют
широкий круг предметов и явлений. Грамматический строй:
У детей возрастает количество простых распространенных, а
также сложных предложений. При оформлении фразы
ребенок использует все основные части речи.
Связная речь:
Дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными
впечатлениями. Звукопроизношение:
В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками
родного языка и правильно употребляет их в речи. Cпособен
замечать особенности произношения у других детей и
некоторые недостатки в собственной речи.
В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски,
перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только
отдельные трудные и малознакомые слова (экскаватор).
Характеристика речи детей подготовительной группы.
Словарь:
Словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Активный
словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как
видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами,
синонимами. Классифицируют предметы.
Грамматический строй:
Дети усваивают основные закономерности изменения слов и
соединения их в предложения.
Должны употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и
сложные (из-за, из-под, около, возле).
Правильно согласовывать в части речи (существительные с
прилагательными, глаголами, числительными в единственном
и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет двух
спелых яблок. Дети съели их в обед.)
Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так
же наречия от прилагательных (быстрый – быстро),
образовывать сравнительные степени прилагательных
(длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы
движения с приставками (обошел, зашел, пришел).
Связная речь:
Дети должны понимать обращенную к ним речь в полном
объеме.
Понимать сложные двусмысленные тексты.
Самостоятельно могут составлять описательные рассказы,
развернутые и логичные по содержанию, пересказывать
сказки.
Логично излагать свои мысли, используя сложные
предложения с союзом «А».
Звукопроизношение:
В условиях правильного речевого восприятия и при
отсутствии органических недостатков ребенок к шести
годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно
употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети
готовы воспринимать работу по подготовке к обучению
грамоте. Правильно различать звуки на слух, придумывать
слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделять
звуки из слов, из ряда слогов и звуков.
Произносить сложные слова со стечением согласных,
состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист),
определять количество слогов в слове.
Требования Федерального Государственного
Образовательного стандарта к результатам освоения
программы
о
г
о
н
ь
л
о
к
ш
о
д
я
и
н
а
в
о
з
а
р
б
о
а
н
ы
р
и
т
н
е
и
р
о
е
ы
в
е
л
е
Ц
я
и
н
е
ш
р
е
в
а
з
е
п
а
т
э
Хорошо владеет устной речью
Может выделять звуки в
словах
У ребенка складываются
предпосылки грамотности
Может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств
и желаний; построение речевого
высказывания в ситуации
общения
Цель речевого развития дошкольников
формирование устной речи и
навыков речевого общения с
окружающими на основе овладения
литературным языком.
Задачи речевого развития дошкольников
Овладение речью, как средством общения
Обогащение активного словаря
Развитие звуковой культуры речи
Развитие связной речи
Развитие речевого творчества
Знакомство с художественной литературой
Формирование звуковой аналитико
синтетической активности
К концу 2 года жизни
К концу 1 года жизни
Направления работы по развитию речи
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное
употребление в соответствии с контекстом высказывания, с
ситуацией, в которой происходит общение.
• 1012 слов
• До 300400 слов
• До 1500 слов
• До 1900 слов
• До 20002500 слов
• До 35004000 слов
К концу 5 года жизни
К концу 3 года жизни
К концу 4 года года
жизни
6-7 лет
Направления работы по развитию речи
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия
звуков родной речи и произношения
3. Формирование грамматического строя:
• Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)
• Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и
предложений) Словообразование
4. Развитие связной речи:
Диалогическая (разговорная) речь
Монологическая речь (рассказывание)
Направления работы по развитию речи
5. Формирование звуковой аналитикосинтетической
активности как предпосылки обучения грамоте
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову
Детская литература это художественные, научно
художественные и научнопопулярные произведения,
написанные специально для детей — от дошкольного до
старшего школьного возраста.
«Нравственность человека
видна в его отношении к
Л.Н. Толстой
слову»