Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 11.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной презентации описаны возрастные характеристики речевого развития детей дошкольного возраста. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Описаны и охарактеризованы этапы становления речи детей дошкольного возраста. Описаны направления работы по речевому развитию в дошкольном учреждении
Иконка файла материала особенности речевого развития.pptx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №7 «Солнышко» п. Красноармейский  Особенности речевого развития  детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Ильинова Ольга Викторовна 2018г. п. Красноармейский
Дошкольный возраст — это период активного  усвоения ребенком разговорного языка,  становления и развития всех сторон речи —  фонетической, лексической, грамматической.
Расширение круга общения требует от ребенка  полноценного овладения средствами общения,  основным из которых является речь.
Этапы становления речи детей 1 этап • Подготовительный (от рождения до 1 года) происходит подготовка к  овладению речью  2 этап 3 этап 4 этап • Преддошкольный (от1 года до 3  лет)  с появлением первых слов  начинается  этап становления речи • Дошкольный (с 3 до 7 лет) Формирование фонематического восприятия,  увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи,  монологической речи • Школьный  (от 7 до 17 лет) Дети овладевают звуковым анализом, усваивают  грамматические правила построения высказываний, формируется письменная  речь
Характеристика речи детей первой младшей группы Словарь: Активный словарь ребенка достигает примерно 1000–1500 слов. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Грамматический строй:  Дети осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Дети начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Звукопроизношение: К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение. Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']). Основна задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову.
Характеристика речи детей второй младшей группы. Словарь: Словарный запас 1500-1900 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов, Постепенно появляются прилагательные и наречия, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Грамматический строй: Начищает использовать развернутые предложения. Дети овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п. существительного, изменяют основу глагола. Связная речь: Дошкольникам доступна простая форма диалога. Рассказывает об увиденном 2-4 предложения. Слушает длинные сказки и рассказы. Звукопроизношение: Ребенок правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'].
группы. Характеристика речи детей средней Словарь: Активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Ребенок называет животных и их детенышей, профессии людей. Грамматический строй: Дети пользуются более усложненной и распространенной фразой. Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько. Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом. Выполняет три последовательные команды. Понимает условные предложения со словами «если». Связная речь: Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы (с помощью взрослых). Звукопроизношение: К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. Искажёнными могут оставаться звуки [Л] и [Р].
Характеристика речи детей старшей группы. Словарь: Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Ребенок может дать несколько характеристик одного предмета (кошка полосатая, мягкая, пушистая, мурчащая). В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Связная речь: Дети пересказывают рассказы, сказки, делятся собственными впечатлениями. Звукопроизношение: В норме ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Cпособен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. В речи ребенка, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только отдельные трудные и малознакомые слова (экскаватор).
Характеристика речи детей подготовительной группы. Словарь: Словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Активный словарь быстро пополняется. Дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицируют предметы. Грамматический строй: Дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Должны употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле). Правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет двух спелых яблок. Дети съели их в обед.) Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный), образовывать глаголы движения с приставками (обошел, зашел, пришел).
Связная речь: Дети должны понимать обращенную к ним речь в полном объеме. Понимать сложные двусмысленные тексты. Самостоятельно могут составлять описательные рассказы, развернутые и логичные по содержанию, пересказывать сказки. Логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А». Звукопроизношение: В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте. Правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук, или с данным звуком. Выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков. Произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист), определять количество слогов в слове.
Требования Федерального Государственного  Образовательного стандарта к результатам освоения   программы о г о н ь л о к ш о д я и н а в о з а р б о а н ы р и т н е и р о е ы в е л е Ц я и н е ш р е в а з е п а т э Хорошо владеет устной речью Может выделять звуки в словах У ребенка складываются предпосылки грамотности Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; построение речевого высказывания в ситуации общения
Цель речевого  развития дошкольников формирование устной речи и  навыков речевого общения с  окружающими на основе овладения  литературным языком.
Задачи речевого развития дошкольников ­ Овладение речью, как средством общения ­ Обогащение активного словаря ­ Развитие звуковой культуры речи ­ Развитие связной речи ­ Развитие речевого творчества ­ Знакомство с художественной литературой ­ Формирование звуковой аналитико­ синтетической активности
К концу 2 года жизни К концу 1 года жизни Направления работы по развитию речи 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное  употребление в соответствии с контекстом высказывания, с  ситуацией, в которой происходит общение. • 10­12 слов • До 300­400 слов • До 1500 слов • До 1900 слов • До 2000­2500 слов • До 3500­4000 слов К концу 5 года жизни К концу 3 года жизни К концу 4 года года жизни 6-7 лет
Направления работы по развитию речи 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия  звуков родной речи и произношения 3. Формирование грамматического строя:  • Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) • Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и  предложений) Словообразование 4. Развитие связной речи:   Диалогическая (разговорная) речь   Монологическая речь (рассказывание)
Направления работы по развитию речи 5. Формирование звуковой аналитико­синтетической  активности как предпосылки обучения грамоте 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову Детская литература ­ это художественные, научно­ художественные и научно­популярные произведения,  написанные специально для детей — от дошкольного до  старшего школьного возраста.
«Нравственность человека  видна в его отношении к  Л.Н. Толстой слову»
Спасибо за внимание!