Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Оценка 4.9
Презентации учебные
ppt
дефектология
Детсад
26.03.2018
Для успешного функционирования в социальной жизни человеку необходим ряд личностных качеств и умений. По мнению философов и социологов, социализация — результат формирования, развития, становления личности на протяжении всей жизни, который достигается в процессе взаимодействия личности и общества (Д.В. Ольшанский, К.В. Рубчевский, Л. Филипс и др.).
Особенно важно это учитывать
при работе с детьми с ЗПР
Презентация к докладу.ppt
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Галкина Наталья Александровна,
учительлогопед
МБДОУ Детский сад № 36
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
«Каждый ребёнок имеет возможность
быть психологически готовым
к школьному обучению на своём уровне,
соответственно своим
личностным особенностям»
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Для успешного функционирования в
социальной жизни человеку необходим
ряд личностных качеств и умений. По
мнению философов и социологов,
социализация — результат формирования,
развития, становления личности на
протяжении всей жизни, который
достигается в процессе взаимодействия
личности и общества (Д.В. Ольшанский,
К.В. Рубчевский, Л. Филипс и др.).
Особенно важно это учитывать
при работе с детьми с ЗПР
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Характерные особенности детей с ЗПР:
незрелость сложность форм поведения, недостатки
целенаправленной деятельности на фоне повышенной
истощаемости, нарушенной работоспособности,
энцефалопатических расстройств;
эмоциональноволевая незрелость, выраженная в
несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности,
преобладании игровых интересов;
недоразвитие межличностных компонентов;
низкая устойчивость нервной системы к умственным и
физическим нагрузкам;
неустойчивость эмоционального тонуса, характеризующегося
резкой сменой настроения, плаксивостью, склонностью к апатии;
хорошая механическая память, многоречивость, склонность к
рассуждениям, ошибочно принимаемым как развитость;
гипердинамический синдром, выраженный в общей двигательной
расторможенности, повышенной возбудимости,
импульсивностью поступков.
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Игровая терапия выполняет три
функции: диагностическую,
терапевтическую и обучающую
Терапевтические игры :
Игротерапия
Куклотерапия
Театрализованные игры и упражнения
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Коррекционная работа по
развитию эмоциональной сферы
предполагает следующие
направления:
обучение умению фиксировать свое внимание
на эмоциональном состоянии других – людей и
животных;
обучению правильному распознанию
эмоционального состояния другого человека
по внешним признакам того или иного чувства;
обучение умению анализировать собственные
эмоции;
обучение поведенческой этике на
эмоциональной основе.
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Инклюзивное образование (фр. Inclusif -
включающий в себя, лат. include-заключаю,
включаю) - процесс развития общего
образования, который подразумевает
доступность образования для всех, в плане
приспособления к различным нуждам всех
детей, что обеспечивает доступ к образованию
для детей с особыми потребностями.
Интегрированное образование - форма
организации образовательного процесса, при
которой дети с ОВЗ обучаются совместно с
нормально развивающимися сверстниками в
условиях массового образовательного
учреждения.
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования лиц с особыми
потребностями (Саламанка, Испания, 710 июня 1994 г.):
каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь
возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности
и учебные потребности.
им
на
необходимо разрабатывать
системы образования и выполнять
образовательные программы так, чтобы принимать во внимание
широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
лица, имеющие особые потребности в области образования, должны
иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны
создать
педагогических методов,
ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих
потребностей.
условия
обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее
эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями,
создания
построения
инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более
того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и
повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы
образования.
благоприятной
атмосферы
общинах,
основе
в
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Нормативноправовые и методологические основы
разработки программы
Разработана на основе Адаптированной основной
образовательной программы МБДОУ Детский сад №
36, программы С.Г.Шевченко «Подготовка к школе
детей
с
развивающего
включением
направления.
задержкой психического развития»
с
коррекционно
–
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Рабочая программа разрабатывается в соответствии
с требованиями основных нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ глава 7, статья 64 п. 1
«Дошкольное образование направлено на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных,
эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ глава 7, статья 64 п. 2
«Образовательные программы дошкольного образования направлены на
разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к
детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного
возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ
дошкольного
проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся».
сопровождается
образования
не
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ глава 11, статья 79 п.
1.«Содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида».
ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1. –
«Программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования. Программа
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей и
должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6
Стандарта».
основных
ФГОС глава II, п. 2.3. «Программа формируется как программа
психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет
дошкольного
образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде
целевых ориентиров дошкольного образования)».
характеристик
комплекс
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка
образовательной
организации
общеобразовательным
деятельности
программам – образовательным программам дошкольного
образования».
осуществления
основным
и
по
«Концепция дошкольного воспитания» (1989), «Концепция
содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено)» (2003) – определяют стратегическое
развитие дошкольного образования.
Постановление Государственного
врача
Российской Федерации от 15.05.213 №26 «Об утверждении
СанПин 2.4.1.304913
“Санитарноэпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций”.
санитарного
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Цель реализации Программы
Цель: повышение уровня психического
ребенка: интеллектуального,
развития
эмоционального и социального.
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Задачи:
Создание ребенку с ЗПР возможности для
осуществления содержательной деятельности в
условиях, оптимальных для его всестороннего и
своевременного психического развития.
Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка.
Коррекция негативных тенденций развития.
Стимулирование и обогащение развития во всех
видах деятельности.
Профилактика вторичных отклонений в развитии и
трудностей в обучении на начальном этапе.
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Принципы:
подхода
с
средств
обучения
и
принцип
индивидуального
(предполагает
всестороннее изу чение воспитанников и разработку
соответствующих мер педагогическо го воздействия с
учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов
и
учетом
индивидуальных образова тельных потребностей каждого
ребенка));
принцип
активности
ребенка (индиви дуализации). Реализация этого принципа
решает задачу формирования социально ак тивной
личности, которая является субъектом своего развития, а
не пас сивным потребителем социальных услуг;
самостоятельной
воспитания
поддержки
принцип социального взаимодействия
(предполагает
создание усло вий для понимания и принятия друг другом
всех участников образова тельного процесса с целью
достижения
на
гуманистической основе;
взаимодействия
плодотворного
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных
характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного
подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и
обучения;
принцип вариативности в организации процессов обучения и воспи
тания. (Предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е.
необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обуче
ния, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и
воспитания и способность педагога использовать разнообразные
методы и средства работы, как по общей, так и специальной
педагогике;
принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов
будут эффективными, только если они поддержаны родителями,
понятны им и соответствуют потребностям семьи.
Особенности социализации детей с ЗПР дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
Методические рекомендации
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого
разнообразные средства (чередование умственной и практической
деятельности, преподнесение материала небольшими дозами,
использование интересного и красочного дидактического материала и
средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность
учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих
необходимые учебные навыки..
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за
малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому
ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.